Больше месяца назад электронные торги официально и повсеместно стали реальностью российской экономики. Первый блин, как водится, получился если и не комом, то уж точно не допекся: после новогодних каникул, когда заказчики в массовом порядке начали заходить на сайт, в его работе начались проблемы. Дошло даже до разговоров о крахе всей системы.
Насколько серьезны трудности, с которыми столкнулись участники торгов, и как их преодолеть, ДЕЛА.ru постарались узнать у ответственных лиц и экспертов.
Рухнул под тяжестью
Портал госзакупок фактически впал в ступор от наплыва пользователей
Создание единого портала zakupki.gov.ru преследовало самые позитивные цели — вывести всю информацию о государственных торгах из «медвежьих углов» местных сайтов, где найти ее порой было непросто, и тем самым сделать все конкурсы и аукционы страны прозрачными, открытыми и публичными.
«На сегодняшний момент zakupki.gov.ru — это существенный антикоррупционный шаг вперед для российской экономики, и, разумеется, иной уровень открытости закупок в целом, а открытость и доступность — это первый шаг к конкурентности торгов», — говорит Феликс Кордыш, генеральный директор ЗАО «Сбербанк-АСТ», одной из пяти сертифицированных электронных площадок.
Феликс Кордыш считает, что на новом сайте была реализована инновационная идея: соединить в одном ресурсе все самое необходимое для комфортной работы заказчика и участника торгов.
«Это размещение и удобный поиск заказов, единый реестр государственных и муниципальных контрактов, реестр жалоб, работа из личного кабинета. Важным моментом является и то, что портал интегрирован с пятью отобранными электронными площадками», — говорит он. Однако внедрение инноваций, как известно, в нашей стране сопровождается значительными трудностями.
Сайт, запущенный совместно Минэкономразвития и Федеральным казначейством и созданный ОАО «Ланит», объединил вместе более 24 тыс. баз данных со всей России — огромный объем информации. И понятно, что когда вся Россия приступила к реализации своего законного права на участие в электронных торгах, портал фактически впал в ступор и режим постоянного зависания.
В итоге желающие зарегистрироваться на единой площадке выстроились в огромную виртуальную очередь. На начало февраля на сайте присутствуют лишь около 200 тыс. заказчиков из 500 тыс., которые насчитываются в России согласно данным ФАС, и из миллиона, который прогнозировали в Минэкономразвития.
«Действительно, с начала текущего года в работе сайта наблюдаются серьезные технические сбои, а первые дни его функционирования можно охарактеризовать как коллапс, — говорит Дмитрий Кипнис, руководитель Агентства государственного заказа Красноярского края. — При этом даже когда сайт начал функционировать, работа на нем осуществлялась крайне медленно и нестабильно. В большей степени это связано с огромным количеством запросов, единовременно поступающих на сайт».
На начало февраля на сайте присутствуют лишь около 200 тыс. заказчиков из 500 тыс., которые насчитываются в России согласно данным ФАС, и из миллиона, который прогнозировали в Минэкономразвития
Mario Wagner
Г-н Кипнис отмечает, что в данном режиме сайт работает и по настоящее время, в связи с чем с размещением заказов существуют значительные сложности. «Однако, по моему мнению, говорить о коллапсе всей системы в целом пока рано», — считает он.
«На сегодня у нас зарегистрировано более 500 муниципальных заказчиков, и большинство из них столкнулись с тем, что не смогли зайти на сайт с первой попытки. Программное обеспечение оказалось „сырым“, не справилось с потоком обращений пользователей», — говорит и заместитель главы города—руководитель департамента муниципального заказа г. Красноярска Владимир Щербенин.
Детишки без молочишка
Дмитрий Кипнис считает, что ответственность за возникшие проблемы должен нести разработчик сайта. Впрочем, при создании проектов такого масштаба трудности неизбежны, полагает Феликс Кордыш.
«ЗАО „Сбербанк-АСТ“ начало разработку своей ЭП около двух лет назад. Как представители площадки, на которой проводилось и проводится большинство электронных аукционов Российской Федерации, мы знаем, как сложно выстраивать информационные системы высокой сложности и посещаемости, — отмечает он. — Конечно, запуск такой сложной информационной системы не может обойтись без сбоев в работе. Поэтому на начальном этапе становления портал не всегда может быть доступен для использования и размещения информации».
Стоит отметить, что проблемы с начала года наблюдались и в работе аккредитованных электронных площадок. Так, уже есть прецеденты отмены результатов аукциона после того, как один из поставщиков услуг представил доказательства, что сайт площадки «повис» в самый ответственный момент торгов.
В результате «заговора техники» объемы сделок, совершенные государственными органами, в январе оказались в разы меньше, чем в прошлые годы. Это вызывает серьезные опасения и у представителей власти, и у предпринимателей. Крупные заказчики боятся, что не успеют вовремя получить необходимые услуги и товары. А поставщики — что вообще не попадут «на ярмарку».
Уже сегодня, например, пора заключать контракты на летние работы по ремонту дорог и зданий, и если этого не сделать, окажутся сорваны все сезонные сроки. Кому-то несостоявшиеся торги уже аукнулись.
Так, в Свердловской области 40 тыс. малышей из малообеспеченных семей остались без жидкой молочной смеси как минимум до конца февраля, потому что из-за сбоев в системе работы единого сайта областной Минздрав не успел заключить договор с компанией-поставщиком детского питания.
Небольшим утешением является то, что январский спад в числе аукционов отчасти объясняется неучастием в них многих региональных и муниципальных заказчиков, которые успели провести самые насущные торги по старой схеме.
«Система муниципальных закупок не потерпела в результате проблем с единым порталом каких-либо серьезных убытков, так как администрация многие конкурсы объявляла заранее, на условиях 2010 г., — рассказал ДЕЛА.ru Владимир Щербенин. — В результате около 300 торгов прошло еще по упрощенной схеме. Как показывает практика, это был разумный шаг. Пока на электронные площадки предложения от наших заказчиков не поступают, но, думаю, через 2–3 недели, когда будут исправлены все недостатки, вынужденная пауза закончится и система заработает в полную силу».
Когда федеральная система впала в ступор, заказчики забросали краевую прокуратуру жалобами, а многие с оглядкой на «стихийное бедствие» принялись заключать контракты без проведения конкурсов и аукционов. Причем вполне законно, согласно ФЗ о размещении заказов это допускается при действии обстоятельств непреодолимой силы. Каковыми, собственно, можно считать коллапс единого портала. По данным на 20 января, удовлетворено уже около 40 таких ходатайств.
Дмитрий Кипнис, в свою очередь, отмечает, что Агентство государственного заказа Красноярского края этой ситуацией не воспользовалось. «В настоящее время размещение заказов осуществляется исключительно на официальном сайте», — говорит глава ведомства.
ЭЦП? Элементарно
Одним из камней преткновения для многих участников торгов стало получение электронно-цифровой подписи. Несмотря на предупреждения о том, что это необходимое условие для участия в аукционах, более четверти заказчиков по всей стране так и не обзавелись ЭЦП до Нового года и теперь занимаются ее получением, жалуясь на затянутость процедуры и ее сложность.
Вдобавок к этому около 10 % заказчиков, которые обзавелись ЭЦП, неправильно заполнили анкетные данные. Поэтому их подписи не работают, и для входа на сайт им приходится проходить перерегистрацию. Однако эксперты уверены, что особых трудностей с получением электронно-цифровой подписи нет.
«С моей точки зрения, обозначенной проблемы не существует», — говорит Дмитрий Кипнис. Но даже если она и имеется, то вполне разрешима, полагает Петр Чижиков, директор красноярского представительства ЗАО «ММВБ» — одной из аккредитованных электронных площадок:
«Существует достаточное количество удостоверяющих центров, электронные цифровые подписи которых допущены к работе на всех пяти площадках. Неполучение многими компаниями ЭЦП — вопрос к менеджменту этих компаний. Вполне возможно, что компании, не получающие электронную подпись, просто не намерены участвовать в процедурах государственного и муниципального заказа. Заполнение документов для налоговых органов, например, ничуть не проще, чем для получения ЭЦП, однако это же никого не пугает».
Сегодня срок оформления ЭЦП при правильно подготовленных документах не превышает трех дней
ОТлаб
«Все муниципальные предприятия получили ЭЦП бесплатно через соответствующие службы Федерального казначейства. Однако, насколько я знаю, предприниматели, которые получали электронную подпись в удостоверяющих центрах, тоже не испытали с этим особых проблем», — сообщает Владимир Щербенин. По словам главы департамента муниципального госзаказа Красноярска, во время проведения торгов в конце прошлого года как бюджетные организации, так и представители малого и среднего бизнеса уже располагали электронно-цифровыми подписями.
Действительно, многие удостоверяющие центры начали работу по выдаче подписей еще год назад. А сегодня срок оформления ЭЦП при правильно поданных документах не превышает трех дней.
«Правильно поданных» — ключевые слова. Все без исключения эксперты отмечают, что участникам торгов следует внимательнее читать инструкции. «Многие ответы можно найти в инструкции. Со своей стороны хочу отметить, что мы всегда консультируем заказчиков по всем интересующим их вопросам», — говорит Феликс Кордыш.
Куда ходить и что мониторить
Месяц торгов, какие бы они ни были, позади, но для предпринимателей по-прежнему остается не совсем ясным вопрос, какую именно площадку будут выбирать муниципальные заказчики, а значит, куда идти со своими предложениями услуг. Ответы, которые нам удалось получить, тоже не очень конкретны.
«Участник торгов должен выбирать площадку исходя из того, на какой из уполномоченных площадок размещаются интересующие его заказы, — говорит Дмитрий Кипнис. — С другой стороны, в соответствии с законодательством заказчик, уполномоченный орган вправе размещать открытые аукционы в электронной форме на любой из уполномоченных площадок».
Примерно о том же говорит и Петр Чижиков: участник торгов выбирает ту площадку, на которой размещен интересный для него аукцион, поэтому аккредитоваться ему нужно там, где размещают аукционы региональные заказчики.
«Подходы к выбору заказчиками площадки сейчас самые разные: от объективных до субъективных. В любом случае практика — критерий истины, — полагает директор представительства ЗАО „ММВБ“ в Красноярске.
— Вопрос о том, какие площадки будут выбирать региональные заказчики и уполномоченные органы, скорее, нужно бы адресовать им самим, но мы можем подтвердить, что готовы предоставить возможность максимально удобного размещения и сопровождения государственного и муниципального заказа Красноярского края».
Адресовав этот вопрос в департамент муниципального заказа, ДЕЛА.ru узнали, что город собирается работать со всеми площадками.
Участник торгов выбирает ту площадку, на которой размещен интересный для него аукцион, поэтому аккредитоваться ему нужно там, где размещают аукционы региональные заказчики
Shahrul Nizam Selamat
«Требования к размещению заявок и проведению аукционов у всех одинаковы, но, конечно, мы постараемся определить, какая из ЭП предоставляет услуги наиболее быстро, качественно и оперативно. Возможно, некоторые предпочтения будем отдавать площадке ММВБ как имеющей представительство в Красноярске, что означает получение более действенной и оперативной поддержки. Но зацикливаться на сотрудничестве с какой-то одной площадкой не собираемся», — рассказал Владимир Щербенин.
Будет ли увеличиваться число ЭП? Петр Чижиков полагает, что это вопрос к Минэкономразвития. «Сегодня по целому ряду причин такое увеличение не представляется целесообразным», — считает он.
Однако Дмитрий Кипнис думает иначе: «Есть мнение, что ближе к концу года, когда количество заказов резко возрастет, на площадках могут возникнуть сложности, связанные с их перегрузкой. Если ситуация будет складываться подобным образом, к вопросу об увеличении количества площадок придется вернуться».
Ну а пока пиковые нагрузки достаются единому порталу. Главная страница сайта увешана объявлениями о регламентных работах, которые продолжаются едва ли не каждый день по несколько часов кряду. Всем, кто имеет отношение к госзакупкам, не остается ничего иного, как ждать, когда система наконец заработает без сбоев.
Зато уж тогда предпринимателям, заинтересованным в торгах, не нужно будет больше никуда ходить. «Вся без исключения информация о размещении заказов государственных и муниципальных заказчиков будет расположена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Соответственно, на предмет поиска интересующего заказа участникам торгов необходимо мониторить исключительно указанный сайт», — подтверждает Дмитрий Кипнис.
Татьяна Алёшина
ДЕЛА.ru