Рынок зарубежной недвижимости в Красноярске еще ждет своего расцвета. Пока же он компактен и относительно стабилен — количество игроков невелико и практически не меняется, а в структуре спроса не наблюдается резких скачков.
При этом, если верить экспертам, жилье за рубежом интересует буквально всех — и стереотипных чиновников с бизнесменами, и средний класс, и даже пенсионеров. При этом если раньше квартиру «за бугром» покупатели рассматривали исключительно как летний дом, то сейчас все больше людей хотят покинуть отчизну с концами.
По оценке участников рынка, серьезных компаний на нем около десятка. Руководитель проекта «Евразия недвижимость» Руслан Машаков замечает, что крупных игроков можно пересчитать по пальцам одной руки — если не брать в расчет турагентства, которые предлагают услуги по аренде и продаже недвижимости в качестве смежных с основным видом деятельности.
Спрос на недвижимость за рубежом в Красноярске стабилен
Директор компании «Солнечная Болгария» Светлана Сергеева полагает, что риелторских компаний, которые предоставляют услуги покупки зарубежной недвижимости, в городе около 15, но по-настоящему серьезных — не более трех.
По словам гендиректора компании «Заграница без границ» Татьяны Москаленко, в Красноярске на рынке зарубежной недвижимости работает порядка 5—7 крупных компаний.
«Это число сейчас немного меняется, потихоньку игроки прибывают, но так как рынок своеобразный, в конце концов здесь остаются только игроки с опытом», — сказала Москаленко.
Эксперты отмечают, что для рынка характерны медленные волнообразные фазы изменения спроса.
«Порядка 7—10 лет назад многие приобретали недвижимость в Испании и на Кипре. Потом было некоторое затишье, и снова возник бурный всплеск интереса — к дешевой недвижимости в Болгарии. Потом стагнация. Сейчас интерес снова растет», — говорит Москаленко.
Тенденцию подтверждает и Машаков:
«Спрос увеличивается. Как правило, людей интересует курортная недвижимость, рядом с морем, достаточно экономического класса.
В частности, у красноярцев растет интерес к недвижимости в Паттайе, в Таиланде».
Сибиряки едут в Европу
за качеством жизни
На европейском направлении востребованы Болгария, Испания и Чехия. Сергеева отмечает, что в этих странах покупателей привлекает возможность «улучшить качество жизни во всех сферах — это качается и экологической обстановки, и пищи, и отсутствия стрессов».
Кроме того, это возможность инвестировать средства, а если сдавать квартиру за рубежом в аренду, то она может даже приносить доход.
По ценам, говорят игроки рынка, жилье в Таиланде и Болгарии вполне сопоставимо с квартирами в Красноярске. В Испании и Чехии цифры на ценнике несколько больше, однако бонус, по словам Москаленко, — возможность жить в самом сердце Европы.
В представлениях о том, кто формирует спрос на зарубежную недвижимость в Красноярске, участники рынка расходятся.
Так, Сергеева описывает два основных типа покупателей. Первый — это, как ни странно, пенсионеры, особенно только что вышедшие на пенсию.
«Те, кто не хочет здесь головой в землю изнурять себя на грядках, кто здесь честно отработал и что-то накопил. В Болгарии однокомнатная квартира стоит 1,1 млн руб. с чистовой отделкой под ключ. Накопив 3 млн, пенсионеры могут купить там однушку у моря, и у них еще остается на машину и прочие нужды», — рассказала Сергеева.
Вторая категория клиентов — это, по ее словам,
частные предприниматели, уставшие от местных реалий ведения бизнеса и готовые начать все с нуля в другой стране.
Такие уезжают из России с концами, и в последнее время их все больше.
«Моя компания работает на рынке 7 лет. Первые 3—4 года люди покупали зарубежную недвижимость только как летний дом для отдыха. Сегодня 90% уезжают из страны», — констатирует Сергеева.
Обратные данные приводит Москаленко — по ее словам, клиенты, которые уезжают из России насовсем, попадаются достаточно редко, большинство предпочитают не рвать с родиной окончательно. Среднего покупателя она описывает так: «это либо представители администрации, административных кругов, либо среднего и малого бизнеса с существенными оборотами, в возрасте за 40 лет».
По словам представителей рынка, городская элита уже обзавелась домиками на море
При этом, по ее словам, сейчас подрастает новое поколение будущих покупателей зарубежной недвижимости — поскольку нынешняя городская элита ею уже обзавелась.
«Та основная целевая аудитория «богатых и знаменитых» нашего города, те, кто хотел купить недвижимость за границей, уже это сделали. Сейчас подрастает новая прослойка среднего класса: те, кто задумывается об этом, но не имеет пока достаточно информации», — говорит она.