ДЕЛА.ru представляет совместный проект с порталом открытой базы коммерческой недвижимости Красноярска www.knkras.ru — теперь на нашем сайте вы сможете узнавать сведения об имеющихся в городе офисных, торговых и складских площадях, знакомиться с последними тенденциями в этой сфере и получать профессиональные советы по вопросам покупки и аренды коммерческих помещений. В сегодняшней статье речь пойдет об аренде офиса.
Никто не станет отрицать, что аренда офиса — это значительные затраты для любой компании. По этой причине многие владельцы корпораций и директора небольших фирм задумываются над тем, как можно сократить этот вид расходов. Вот несколько рекомендаций, помогающих предпринимателю сэкономить на аренде офисного помещения.
Снижаем арендную ставку
Самым распространенным способом снижения расходов является переезд в другой офис с меньшей ценой аренды. Порой предприимчивые бизнесмены даже обыгрывают следующую ситуацию: находят в интернете офисы с низкой арендной ставкой, проверяют их «реальность», а после этого приходят к своему арендодателю и грозят перебраться в офис подешевле. В большинстве случаев арендодатель снижает цену на аренду, дабы сохранить клиента. При этом собственник может предложить следующий вариант — вы остаетесь, и ставка аренды снижается, но как только собственник находит потенциального арендатора по базовой ставке — вы освобождаете помещение (эта схема получила широкое распространение в кризис 2008–2009 годов).
Существует множество способов сэкономить на аренде офисных помещений
Кстати, вариант, когда ваше предприятие вдруг «почувствовало себя лучше» и оказывается готовым выйти на базовый уровень арендных ставок, обычно не проходит. Собственники не очень любят таких арендаторов, особенно когда на данное помещение есть другой кандидат.
Вообще, собравшись переезжать в новый офис, посчитайте все затраты суммарно.
К ним относятся не только сами расходы на переезд, но и создание новой рекламной продукции с новым адресом, подключение телефонных номеров и интернета.
В этом плане удобнее переехать в меньшее помещение, расположенное в том же офисном центре, где вы располагаетесь сейчас. Кроме того, пословицу «Один переезд равен двум пожарам» еще никто не отменял.
Снижаем объем «включенных» затрат
Бывает, что в сумму аренды офиса помимо обязательных расходов на уборку территории, очистку крыши от снега, уборку помещения и прочих входят и расходы, абсолютно бесполезные для большинства арендаторов. Это может быть предоставление парковки для гостей, доставка обеда, «бесплатная» вода в кулерах и многое другое. Согласовав «расходный лист» с арендодателем, вы иногда можете значительно сэкономить на аренде офисного помещения.
Администрации — центр, рабочим — спальные районы
Часто можно наблюдать ситуацию, когда руководство компании переселяет своих сотрудников. Например, из общего офиса администрацию перевозят в офисные помещения бизнес-центра или центральные офисы города, а остальных работников — в офисы более низкого класса. Здесь необходимо заранее посчитать затраты на организацию эффективного управления удаленной частью сотрудников (организацию совещаний и т.п.).
Бизнес-центры: нюансы
На сегодняшний день для многих компаний аренда офиса в престижном бизнес-центре (БЦ) является очень верным решением.
Престиж и имя БЦ уже сами по себе работают на фирму арендатора. К тому же обычно в таких офисных помещениях все продумано до мелочей. И все бы хорошо, вот только цены слишком высоки... Однако не стоит отчаиваться: БЦ становится все больше, что, в свою очередь, выливается во множество пустующих на их площадях помещений. А это вынуждает арендодателя снижать арендные ставки.
В Красноярске наибольший прирост происходит в бизнес-центрах класса «В+», к которым относятся «Титан», «Сириус», «Весна», «Маерчака, 16» и другие. Стоимость помещений там варьируется от 1 100 до 1 700 руб. за кв. м в месяц. Рекомендуем выбирать именно в этом формате, так как именно в бизнес-центрах этого класса полный спектр предоставляемых арендатору услуг сочетается с приемлемой ценой.
В бизнес-центрах класса B+ сочетание цена — услуги является оптимальным
Виртуальный офис
Этот способ из-за его простоты получил очень широкое распространение. Под виртуальным офисом понимается спектр услуг, включающий в себя секретаря, престижный адрес, конференц-зал, переадресацию звонков, сортировку документации, переговорные комнаты и прочее. Пакет услуг виртуального офиса можно обговорить с арендодателем, выбрав для себя наиболее подходящий вариант, что поможет значительно снизить расходы. Что касается персонала, то при таком подходе ваши сотрудники работают на дому: это повышает уровень их комфорта и позволяет отказаться от съема большого и зачастую лишнего офисного помещения.
Мобильный офис
В век технологий существует масса способов удаленной работы. Многие компании пробуют переходить на «мобильную работу»: они выдают своим сотрудникам ноутбук, КПК и прочую переносную технику, подключаемую к интернету, что позволяет им полноценно вести работу опять же на дому или на выезде. Такой подход тоже помогает отказаться от съема лишних офисных помещений, что, несомненно, благотворно влияет на процветание компании.
Субаренда, или как заставить аренду приносить прибыль
Офисное помещение — это не всегда затраты для арендатора: оно может приносить также и прибыль.
Имеется в виду сдача арендуемого офиса или его части в субаренду на более выгодных для вас условиях. При согласовании с вашим арендодателем возможности сдачи офисного помещения или его части в субаренду третьему лицу вы можете привлечь дополнительную прибыль.
Коворкинг
Кроме описанного выше, есть еще один интересный способ экономии на рабочем месте — использование услуги коворкинга. Допустим, вас полностью удовлетворяют возможности мобильного или виртуального офиса, но порой возникает необходимость в «сидячем» рабочем месте. Так вот, на рынке существуют коворкинговые компании, сдающие такое рабочее место. Обычно оно включает стул, стол, отдельное небольшое помещение, компьютер с подключенным интернетом и прочие мелочи, необходимые для мобильного или виртуального офиса. Ввиду того, что спрос на подобного рода офисы довольно большой, такие компании уже сдают целые комплексы рабочих мест «на одного».
Некоторые вышеперечисленные варианты можно безболезненно сочетать друг с другом:
например, переезд в меньший офис при ведении технологии мобильного офиса для некоторых сотрудников или переселение сервисных подразделений в офисный центр классом ниже.
* * *
Экономия — это хорошо. Но хорошо и качественно экономить — еще лучше. Надеемся, что эти советы помогут вам сэкономить на аренде вашего офиса, но также хотим напомнить, что экономия, сколь соблазнительной бы она ни казалась, должна быть еще и разумной.
www.knkras.ru