Дорожная отрасль Красноярского края переживает не самые лучшие за свою историю времена. За последние месяцы с рынка ушли крупные краевые предприятия, закрывавшие до трети потребностей региона в дорожных работах — ГК «Илан», в том числе «Трансмост», «Ачинская ДПМК».
В итоге уволенными оказались сотни местных квалифицированных работников, а на рынке образовался вакуум, который неизбежно должен быть заполнен новыми участниками. Освоить образовавшуюся пустоту активно стремятся новосибирские компании «Сибмост», «Новосибирскавтодор». Однако регуляторы отрасли делают ставку в первую очередь на местных игроков, например, «НБС-Сибирь», «КДСК» и краевые предприятия.

Рынок дорожного строительства в крае покинули несколько крупных компаний
О громких банкротствах некогда флагманов дорожной отрасли Красноярского края в начале года говорилось много. Признан банкротом «Трансмост», входящий в ГК «Илан», готовится к банкротству и сокращает сотрудников «Ачинская ДПМК».
По оценке министра транспорта Красноярского края Сергея Еремина, в последние годы на долю этих двух компаний приходилось около 25—30% всех дорожных работ в регионе. В результате банкротств под сокращение попадает около 1 тыс. сотрудников. Впрочем, Еремин призывает не драматизировать ситуацию.
«Уход с дорожно-строительного рынка этих действительно крупных предприятий, разумеется, не лучший сценарий развития событий, но не катастрофический. «Трансмост» занимался реализацией крупных мостовых проектов. Эту нишу в крае закрывает старейшее мостовое предприятие Мостоотряд №7 — филиал ОАО «Сибмост». Конечно, посложнее ситуация с «ДПМК Ачинская», которая была базовым предприятием именно в строительстве дорог», — считает Еремин.
Руководитель Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю Вячеслав Цышук отмечает, что уровень влияния каждого из ушедших с рынка предприятий на целостность дорожной отрасли был различным, поэтому и последствия их банкротства будет разными.
«Уход с рынка «Трансмоста», несмотря на то, что это была крупная компания, большой бреши в нем не пробьет — в силу того обстоятельства, что «Трансмост» занимал нишу крупных мостовых проектов, а у нас в крае остался новосибирский «Сибмост», который силами Мостотряда №7 ситуацию закроет.
Другое дело, что «Трансмост» был местной компанией, то есть у нас на территории начало было вырастать крупное мостостроительное предприятие, которое свой центр имело здесь, в Красноярске. Но не получилось, и это плохо. Получается, что край в области крупного мостостроения самодостаточным не является. Ну, и вопросы конкуренции на рынке строительства крупных сооружений в этих условиях тоже начинают слегка подвисать», — сказал Цышук.
Иная ситуация с двумя другими крупными организациями, которые де-факто прекратили свою деятельность на рынке, — «Ачинской ДПМК» и «Иланом». Их уход Цышук считает действительно проблемой для дорожной отрасли.
«Это были две организации, которые полностью закрывали все краевые потребности в области строительства новых автомобильных дорог. И это место сейчас, по сути, пустует. Организаций, которые могли бы в секунду заменить своими мощностями две эти достаточно крупные организации, нет. Но есть известная пословица — «свято место пусто не бывает», и в настоящий момент наблюдаются попытки частных организаций составить альтернативу «Илану» и «Ачинской ДПМК», в частности, с привлечением тех сотрудников, которые ранее работали в ушедших с рынка компаниях», — рассказывает Цышук.
Участники рынка отмечают, что все активнее дорожный сектор края осваивают крупные новосибирские компании — это уже упомянутый «Сибмост» и «Новосибирскавтодор».
Освободившаяся доля рынка может стать для них лакомой добычей.
Так, в пресс-службе «Новосибирскавтодора» на вопрос о том, готова ли компания заполнить образовавшийся на рынке вакуум, отвечают утвердительно.
«Да, мы готовы и дальше работать на развитие инфраструктуры Красноярского края. ОАО «Новосибирскавтодор» в 2015 году планирует принять участие во всех крупных конкурсах и аукционах на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту в Красноярском крае», — пояснили в пресс-службе.
Компания «Сибмост» также нацелена на развитие в Красноярском крае.
«Мы планируем продолжать работы на новых объектах, поскольку у нас здесь cильный дееспособный филиал. «Сибмост» будет участвовать во всех конкурсах, в первую очередь, на объекты будущей Универсиады. Разумеется, нас интересуют дорожные и мостовые работы. Также мы не исключаем своего участия в строительстве стадиона», — рассказали ДЕЛА.ru в пресс-службе «Сибмоста».
Там же сообщили, что в красноярском филиале «Сибмоста» работают около 500 человек.
В пресс-службе «Новосибирскавтодора» вопрос о численности сотрудников компании, работающих в Красноярском крае на постоянной основе, проигнорировали. По информации источников, знакомых с ситуацией в отрасли, собственных производственных мощностей «Новосибирскавтодор» в крае не имеет, выполняя работы за счет привлеченных субподрядчиков, однако подтвердить либо опровергнуть эту информацию в ходе подготовки материала не удалось.
В компании «Сибмост» объем уплаченных в Красноярском крае налогов за минувший год не раскрыли, сославшись на то, что финансовые итоги по ОАО еще подводятся. В компании «Новосибирскавтодор» рассказали, что их налоговые платежи за год составили 590 тыс. руб. Для сравнения: местный игрок, «НБС-Сибирь», уплатил за год налогов на 18 млн руб.
По оценке министерства транспорта, налоговые поступления в краевой бюджет за прошлый год только от всех госпредприятий дорожной отрасли (без учета коммерческих) составили около 0,5 млрд руб.
«В коммерческих предприятиях эта информация для нас закрыта», — посетовали в министерстве.
По словам Цышука, местный рынок был всегда открыт для организаций из других регионов.
Однако местные игроки, помимо того, что все налоги платят по месту прописки, имеют и целый ряд других преимуществ перед варягами, экспансии которых им сейчас приходится противостоять.
«Когда организация базируется на территории данного региона, здесь формирует свой кадровый потенциал, имеет на этой территории производственные базы и набор техники, у нее в определенном смысле есть достаточно сильные конкурентные преимущества перед людьми, которые находятся, условно говоря, бог знает где и которым, дабы выполнить здесь работы, нужно создавать какие-то производственные мощности, которые, хочешь ты того или нет, лягут на цену проекта», — сказал Цышук.
Еремин предлагает рассматривать сложившуюся на рынке ситуацию как хороший шанс для становления и развития новых местных игроков.
«Сегодняшняя экономическая ситуация пока не позволяет нам заниматься крупными строительными проектами, и давайте будем рассматривать эту временную отсрочку толчком для наращивания сил других наших дорожных организаций», — сказал Еремин.

Ремонт участка дороги до Железногорска будет осуществлять частная компания
В их числе он упомянул сектор государственных дорожных предприятий, у части из которых, по его мнению, «хватит производственной силы и опыта, чтобы со временем закрыть это направление». Есть, по его мнению, перспективные игроки и в негосударственном секторе.
«Отмечу отдельно дорожную фирму «НБС-Сибирь». Сегодня большую часть работников предприятия составляют специалисты «ДПМК Ачинская» и «Илан». Сейчас «НБС-Сибирь» работает на реконструкции автодороги Красноярск — Железногорск. Это их первый серьезный объект, есть возможность себя показать и зарекомендовать. И главное, что там работают наши красноярцы.
Еще одна красноярская фирма, занимающаяся всеми видами капитальных дорожных работ, — «КДСК». Последние годы предприятие работало на строительстве участка федеральной трассы в районе Нижней Поймы», — сказал Еремин.
Цышук отмечает, что
в сложившейся ситуации должны усиливать свою роль государственные дорожные организации.
«Одна из надежд у нас на то, что немного переформатируется какое-то из крупных государственных дорожных предприятий, которое всегда было ориентированно на содержание и ремонт дорог.
Всего у нас есть 7 госпредприятий, которые в большей степени ориентированы на содержание и ремонт. Но они в рамках проектов по ремонту реализуют задачи, достаточно близкие к строительству. Они же не балетом занимались, а вопросами, связанными с дорожной деятельностью. Все они выполняли работы по устройству дорожного полотна, владеют навыками устройства основания дорожных одежд — я уже не говорю об асфальтировании, которое является их хлебом.
У них есть и ряд конкурентных преимуществ — хорошая карьерная база здесь, серьезно распространенная филиальная сеть и много сотрудников, и есть возможность сформировать на этой основе некие мобильные бригады, которые занимались бы вопросами строительства дорог», — считает Цышук.
Таким образом, регуляторы рынка полагают, что дальнейшей экспансии новосибирцев в Красноярском крае смогут противостоять дорожные компании госсектора и местные частные игроки, которым в настоящее время не помешала бы публичная имиджевая поддержка. В этом смысле показательно, что на прошлой неделе министр транспорта под прицелом камер посетил участок реконструкции дороги Красноярск — Железногорск, работы на котором ведет, как уже упоминалось выше, «НБС-Сибирь».
Коммерческий директор этой компании Александр Рябинин подчеркивает, что в приоритете для подрядчика — качество выполняемых работ.
«Наша организация является красноярской компанией и сами мы — красноярцы. Эту дорогу мы строим в том числе и для себя. Поэтому наш первый приоритет — это наивысшее качество дорожного покрытия и исполнения обязательств по объекту в целом.
Здесь мы на текущий момент сформировали хороший пул инженерно-технического персонала, который выполняет производственные работы, собрали хорошую спецтехнику, автотехнику, вспомогательную технику.
Однако, как только погодные условия позволят выполнить подготовку и укладку асфальтобетона, мы еще усилим здесь наше присутствие. На данный момент на объекте работает около 20 единиц техники и 50 человек персонала, ну а в максимальной конфигурации будет около 100 человек персонала и около 50 единиц техники.
Мы понимаем важность и серьезность ответственности, которую на нас возложили и заказчик, и минтранспорта, и автомобилисты, которые ездят по этой трассе, поэтому дорога будет выполнена качественно и в максимально сжатые сроки, чтобы как можно быстрее освободить участок дороги для свободного проезда», — рассказал Рябинин ДЕЛА.ru.

На дорожный ремонт в крае выделен 1 млрд рублей
Говоря о перспективах отрасли на ближайший год, Еремин отмечает, что
с учетом скромного финансирования дорожной отрасли из федерального и краевого бюджетов радужных планов строить не приходится.
«Но объем работ на текущей год определен, и финансирование закреплено. Главная наша стройка — 4-й мост в Красноярске — подходит к завершению. Также в этом году будет реконструирован очередной участок трассы Красноярск — Железногорск. Особо отмечу финансирование, впервые выделенное в этом году на ремонт улично-дорожной сети в районах края, — это порядка одного миллиарда рублей. Приступаем в этом году к объектам Универсиады. Завершаем очередной участок ремонта автодороги Мотыгино — Широкий Лог в районе п. Новоангарский — п. Стрелка.
Продолжаем проработку вопроса по развитию инфраструктуры Ангаро-Енисейского кластера.
Тема пока еще не имеет своего логического завершения как инвестиционный проект, но наша позиция, что этот проект даст толчок для экономики и социального развития северных территорий, и свое мнение мы доказываем на федеральном уровне», — сказал Еремин.
Цышук добавляет, что «никакой паники сложившаяся ситуация не вызывает».
«В этих условиях надо сохранить те силы, которые у нас есть. А паники, что к нам кто-то ворвется, нет. У нас мощные предприятия», — сказал Цышук.