Федеральное правительство нашло экзотический способ пополнения бюджета страны. Минэкономразвития выступило с неоднозначным предложением — отказаться от строительства бесплатных объездных дорог и строить только платные. Это позволит ускорить процесс развития транспортной системы, уверены чиновники.
В условиях экономического нездоровья некоторые федеральные чиновники ищут весьма своеобразные способы пополнения бюджета. На этот раз предложение ударит по кошелькам владельцев транспортных компаний и обычных автолюбителей.

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» обеспечит
Россию качественными трассами и стаблильными доходами в бюджет
В июне этого года Госдума приняла в третьем чтении закон «О государственной компании «Российские автомобильные дороги». Одна из целей создания новой госкомпании — строительство в стране к 2030 году сети качественных дорог, которые будут эксплуатироваться на платной основе. В управление «Автодора» предлагается передать 18,3 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, в том числе 6,1 тыс. км — для создания сети автомагистралей и скоростных дорог и 12,2 тыс. км — для приведения автомобильных дорог федерального значения в хорошее состояние.
Если в начале обсуждения проекта россиян уверяли в том, что у любой платной дороги будет бесплатный «дублер», то сегодня информация кардинально изменилась.
На днях заместитель министра экономического развития Андрей Клепач сделал удивительное заявление. «По закону при строительстве платной дороги должна быть альтернативная бесплатная трасса, — сказал чиновник. — Мы предлагаем сделать этот механизм более гибким, чтобы наличие альтернативных бесплатных автодорог и не требовалось. Например, реконструировать большую часть магистральных трасс и также сделать их платными», — пишут РИА «Новости». По словам г-на Клепача, это необходимо для привлечения большего объема частных инвестиций в транспортную инфраструктуру.

Россиян уверяли в том, что у любой платной дороги будет бесплатный «дублер», то сегодня информация кардинально изменилась.
При этом замминистра считает, что негативный социальный эффект такое решение не спровоцирует. Он отметил, что проезд по платным автодорогам будет не таким дорогим, чтобы граждане не смогли ими пользоваться. «Они будут ездить так же, как ездят в Германии, Китае и других странах», — сказал Клепач.
Это предложение поддержал вице-премьер Сергей Иванов, заявив BFM.ru, что весь мировой опыт подсказывает этот путь как самый эффективный. В настоящее время Минэкономразвития готовит соответствующие поправки для внесения в Госдуму.
В регионах уже откликнулись на инициативу Минэкономразвития и подсчитали возможную стоимость проезда по платной дороге. Так, по информации «Вести.ru», стоимость проезда по автомагистрали Сургут — Нефтеюганск, которую собираются построить в ближайшие годы, может составить до 5 рублей за километр.
Ориентируясь на эту цифру, нетрудно подсчитать, что путешествие в 40 км обойдется водителю в 200 рублей, без учета затрат на бензин, конечно. Выходит, дешевле доехать на маршрутном такси, тариф на проезд в которых сейчас составляет 120 рублей. Понятно, что когда будет платная дорога, цена проезда в маршрутных такси поднимется, но, скорее всего, все-таки будет ниже 200 рублей.
Иван Смолин считает, что
с введением платных дорог снизится потребление бензина
Глава Красноярского регионального общественного движения автовладельцев (КРОДА) Иван Смолин считает, что введение этого закона будет стимулировать отказ от пользования автомобилями и сделает более востребованным общественный транспорт, что разгрузит дороги и уменьшит объем поступающих в казну налогов от потребления ГСМ.
«Появление очередной государственной корпорации, управляющей всеми платными дорогами, приведет к тому, что люди будут просто меньше ездить на личном авто, а больше — на общественном транспорте. С одной стороны, чем меньше людей ездит, тем спокойнее государству, меньше пробок, меньше машин, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ Иван Смолин.
— С другой, это может привести к понижению собираемости налогов с АЗС, поскольку потребление бензина снизится. По моим данным, продажи ГСМ упали на 25% в этом году — значит, на 25% государство получило меньше доходов в бюджеты, так как цена бензина на 70% состоит из налоговых отчислений. Скорее всего, многие компании, которые занимаются доставкой грузов, вынуждены будут уйти с рынка».
Развивая эту тему, Иван Смолин даже предложил, что инициативу строительства платных магистралей может лоббировать и железная дорога, так как в связи с кризисом и повышением цен сократились объемы перевозимых грузов, многие компании начали обращаться к фирмам, специализирующимся на транспортных перевозках.
Татьяна Ворончихина, директор транспортной компании «СибТрасса», рассказала РМ, что вступление закона в силу приведет к удорожанию услуг фирм, которые занимаются перевозками грузов на большие расстояния.
«Насколько существенным станет это повышение, будет зависеть от цены перемещения по платным трассам. Самая дальняя поездка Красноярск — Санкт-Петербург — ее протяженность около 5 тысяч километров. Представляете, в какую сумму выльется поездка, если километр будет стоить 5 рублей? — говорит Татьяна Ворончихина.
— Если будет присутствовать альтернатива в виде бесплатных дорог, то я отношусь к идее положительно, потому что в этом случае можно выбирать, по какой дороге ехать, например, миновать пробку по платной дороге, и снова выехать на бесплатную трассу. Если же альтернативы не будет, то, конечно, я категорически против».
Аналогичное мнение высказала экспедитор-перевозчик компании «ЕнисейТрансСервис» Анастасия Шарова.
«Мы против введения платных дорог, поскольку наши машины ездят только по федеральным трассам, а повсеместное введение оплаты за проезд приведет к дополнительным тратам и повышению стоимости наших услуг. А это чревато потерей клиентов, — отмечает Анастасия Шарова.
— В кризис у нас и так значительно снизились объемы работы — на 20%, и на 20% была сокращена стоимость перевозок, поскольку клиенты не могли пользоваться нашими услугами по старым ценам. Насколько отрасль пострадает, будет зависеть от размеров платы за проезд».

Строители уверены, что идея введения платных дорог пока далека от реальности
При этом дорожные строители к озвученной чиновниками инициативе относятся спокойно, отмечая, что делать какие-то выводы рано, поскольку ситуация с развитием в России сети платных магистралей находится в зачаточной стадии.
«Предложение об отказе от организации бесплатных объездов при строительстве платных дорог, как того требует существующее законодательство, сделанное заместителем министра Андреем Клепачом, можно рассматривать как одну из идей по оптимизации развития транспортной системы в России, — резюмирует РМ начальник отдела маркетинга Группы компаний «ИЛАН» Юлия Бринева.
— Проекты строительства платных дорог, которые только начинают реализовываться в Центральной части РФ, осуществляются в соответствии Законом о платных дорогах, в котором предусмотрена организация бесплатных проездов: это строительство платного обхода г. Одинцово с выходом на трассу Москва — Минск и участок платной автодороги Москва — Санкт-Петербург.
Ситуация с платными дорогами и, соответственно, с альтернативными бесплатными проездами в России находится в самой начальной стадии, рано делать какие-то далеко идущие выводы в глобальных масштабах. По моему мнению, идея строительства платных дорог без альтернативных бесплатных проездов пока может рассматриваться только на уровне разговоров».

Прежде чем получать доходы, государству придется изрядно потратиться на строительство
Несмотря на то, что пока идея с введением платных дорог иллюзорна, Министерство транспорта уже посчитало возможные доходы от деятельности госкомпании.
Так, за 30-летний период суммарные доходы могут составить 12,6 трлн рублей, пишет «Финанс». Основная их доля будет приходиться на поступления от платы за проезд по сети платных автодорог (76%), на компенсационную плату с тяжелых грузовиков (13%), а также на плату за примыкание к федеральным автомобильным дорогам других магистралей. Также доход будет получен за счет присоединения объектов дорожного сервиса и арендной платы с земельных участков, находящихся в полосе отвода и придорожной полосе федеральных автомобильных дорог (около 5%).
Правда, прежде чем получать доходы, государству придется изрядно потратиться на строительство, а это вещь затратная. Например, на строительство 12-километрового участка автомобильной дороги Канск — Абан — Богучаны, согласно информации сайта группы компаний «ИЛАН», было потрачено 143,39 млн рублей, в среднем 11,5 млн рублей за километр работ.
И все же, если рассматривать заявление федеральных чиновников с иной точки зрения, в создании платных дорог много плюсов. Например, если трасса М-53 была бы платной, то, скорее всего, ситуации, когда десятки машин застревают на дороге из-за ремонта трассы, не произошло бы.
Юлия СПИРИНА
РЕКЛАМА-МАМА