Красноярцы все чаще перепоручают свои повседневные дела и заботу о близких домработницам, поварам, гувернанткам и сиделкам. Но прежде чем это делать, неплохо бы разобраться — как устроен бизнес по подбору домашнего персонала и каких людей мы готовы впустить в свои дома как близких и надежных помощников.
Спрос на домашний персонал в Красноярске растет, хотя и медленно
Как это делается в Красноярске
Спрос на работу домашнего персонала в нашем городе небыстро, но растет. Востребованность той или иной услуги диктуется разными вещами: сезонностью, модой и даже социально-экономическими факторами (например, нехватка детсадов неизбежно ведет к популярности нянь).
В то же время количество фирм, работающих на этом рынке, не меняется последние лет десять (сейчас в Красноярске их порядка 20), а предложение по-прежнему существенно превышает спрос (см. «Красноярск привыкает к «домомучительницам»).
Более того, практически неизменным остается и «поименный» состав игроков. Новые агентства по подбору домашнего персонала появляются редко, но и из «старичков» с рынка никто не уходит. С учетом большой конкуренции и не слишком высокой востребованности — вроде бы странно. Но только на первый взгляд.
«Конкуренция в нашей сфере действительно высока, причем довольно быстро выявляются фирмы, которые «не тянут». Но при этом они продолжают работать, — говорит Татьяна Николаева, директор агентства «Грандиозное решение».
— В том, чтобы свертывать деятельность, даже у самых больших неудачников необходимости нет. В штате большинства местных агентств (как и у нас) — 2 человека. При этом работа многих компаний сводится к функции «разового» посредника. То есть они знакомят клиента и работника, заключают договор, получают деньги, на чем свою миссию считают выполненной. Такое вот «хобби», не требующее особых затрат — ни материальных, ни профессиональных».
За подбор каждого из домашних работников агентства берут в среднем 5000 рублей
Тем более что и набор соискателей — тоже не великого труда дело. Люди, как правило, обращаются в агентство сами — по объявлениям или рекомендациям знакомых. А дальше — стоят в длинной очереди на получение «должности»: средний конкурс в агентствах сегодня — 3–4 человека на вакансию.
Отличие добросовестной фирмы, уверена Татьяна Николаева, в том, что у нее как минимум есть «живая» и постоянно обновляющаяся база претендентов, а посредник обязан какое-то время «вести» заключенный договор и в случае чего заменить домашнего работника, причем абсолютно бесплатно. И на этот случай обеспечить «отсеянному» соискателю оплату сделанной работы со стороны клиента. Причем такая возможность должна быть оформлена документально.
«Во-первых, няни или домработницы — тоже люди, они могут заболеть, по каким-то другим причинам оказаться не в состоянии продолжать работу, — говорит она. — Во-вторых, не всегда соискатель устраивает заказчика. Никогда нельзя заранее точно сказать, сколько он отработает на этом месте — год или неделю. Иногда только на понимание того, «твой» ли это человек, уходит долгое время — ведь он становится едва ли не членом семьи. Поэтому мы обычно заключаем с клиентом договор на месяц. Если в течение этого срока выясняется, что все нормально — продляем его. Нет — бесплатно ищем замену. Так что если деньги с вас пытаются взять лишь за одноразовое посредничество — это, считаю, неправильно».
Кстати, в нашем городе средняя цена за подбор работника через агентство — 5000 руб. На нескольких красноярских сайтах люди, мечтающие убраться у вас дома, предлагают свои услуги безо всяких там посредников. Наверняка они же фигурируют и в базах данных фирм по подбору персонала.
С одной стороны, мы помним: если нет разницы — зачем платить больше? С другой — специалисты советуют внимательно прочесть договор, заключаемый с агентством: в услугах посредника однозначно есть смысл, если в документе оговаривается его ответственность за, скажем, внезапное исчезновение работника с хозяйским добром в придачу.
Мэри Поппинс, до свидания!
Видео, снятое скрытой камерой в одной из красноярских семей, примерно месяц назад повергло в шок всю Россию: няня избивает 9-месячного малыша. При этом она отнюдь не была «первой встречной»: 55-летний «домашний педагог» работала в этой семье несколько лет — оставалась с двумя старшими детьми...
Спрос на нянь в городе упал после инцидента с избиением младенца
Мы уже познакомились со штатным расписанием типичного агентства по подбору домашнего персонала, поэтому понимаем: обещаемое им «профессиональное комплексное психологическое тестирование» соискателей или «полное психологическое сопровождение» договора — нечто из области мифологии.
На профпригодность претендентов, конечно, проверяют — но сами владельцы фирм и по несколько другим критериям.
«Если речь идет о няне, то разные требования будут предъявлены к няне для грудничка (опыт работы с детьми такого возраста, медицинское образование) и к няне для дошкольника или школьника (педобразование, опыт работы в детских учреждениях, знание развивающих методик), — говорит Юлия Асташкина, управляющая кадровым агентством «Домашний персонал». — Домработница должна иметь опыт работы в семьях, уметь готовить, знать все чистящие средства по всем поверхностям (паркет, ламинат, кожа, дерево и т.д.), ну и медицинская книжка у нее должна быть».
Татьяна Николаева рассказывает, что претендентов предпочитает «проверять в деле».
«Например, сиделок, пришедших к нам впервые, мы вначале направляем только на дежурство в стационар, где человек все время будет на виду: сразу отправить его домой — все-таки слишком большая ответственность», — говорит она.
Кстати, «рейтинг востребованности» домашнего персонала, по общему мнению наших экспертов, на сегодня таков: с большим отрывом лидируют сиделки, а дальше идут — по убыванию — домработницы (сейчас сезонный всплеск — все делают весеннюю генеральную уборку), няни, повара, личные водители. Совсем недавно в топе были няни, но, как рассказывает Юлия Асташкина, после скандального видео спрос на них резко пошел на спад.
Кто эти люди?
На сайте одного из агентств в разделе «Няни и гувернантки» размещено около 100 анкет дам, которые (все как одна!) «имеют высшее образование, обладают знаниями в области этики, эстетики, умеют играть на музыкальных инструментах, владеют иностранными языками, увлечены искусством, мировой культурой, историей и умеют донести и заинтересовать своими знаниями ребенка».
Страшно даже представить, что стряслось в жизни всех этих людей, раз они с такими стартовыми данными готовы «осуществлять полный гигиенический уход за ребенком, стирать и гладить его одежду, мыть посуду, убирать детскую комнату. Возможно также по Вашему желанию совмещение обязанностей гувернантки, няни и домработницы (а что, для домработницы после этого перечня еще что-то осталось? — Прим. ред.) и замена работника».
Наши эксперты говорят — дело, конечно же, в деньгах. И хотя расценки на услуги домашнего персонала не менялись как минимум три года (см. «Ищу домработницу!»), а московским уступают вдвое — все же
заработкам в этой сфере вполне могут позавидовать коллеги из государственных, а то и некоторых частных организаций.
«Няня в среднем получает 130–150 руб. в час. Домработница — в среднем же — от 1000 руб. за визит. В обоих случаях в месяц зарплата может достигать 30 000 руб., — рассказывает Юлия Асташкина.
— При этом приходят к нам в основном либо бывшие педагоги, только-только вышедшие на пенсию, либо те, кому трудно общаться с большим количеством детей. Люди чувствуют в себе силы работать, но в обычном графике им по той или иной причине это сложно делать.
С домработницами та же ситуация — преимущественно это женщины пенсионного или предпенсионного возраста, которым почти невозможно устроиться куда-то еще».
Сиделки получают до 120 руб. в час
Работа сиделок, рассказывает Татьяна Николаева, оплачивается из расчета 100–120 руб. в час.
Дальше все зависит от графика работы и круга обязанностей — есть сиделки, которые приходят на 2–3 часа, есть и те, кто дежурит у постели пациента круглосуточно.
«Желающих, кстати, довольно много, — говорит она. — Это и медработники, которые хотят подработать, и люди, у которых есть опыт ухода за близкими. Медобразование здесь не так и важно — ценнее умение работать с лежачими больными: выполнить гигиенические процедуры, правильно приготовить и накормить, отследить прием лекарств».
Ну а в остальном, признаются эксперты, все как везде: по-настоящему ценных кадров мало, но… они все-таки есть.
Дело житейское
И, пожалуй, главная сложность для всех участников процесса — агентств, их «внештатных сотрудников» и клиентов —
соблюсти баланс между деловыми и «домашними» отношениями.
К примеру, для фирм серьезной проблемой оказываются заказчики, разрывающие договор, потому что «как-то не так все это себе представляли».
«Есть клиенты, которым в силу некоторых личных качеств в принципе трудно кого-то подобрать, — рассказывает Юлия Асташкина. — Бывает и так, что работник приходит по заявке на определенный круг обязанностей, а на него через некоторое время накладывают все большее количество дел, о которых изначально речи не было. Работник не справляется, а у заказчика это вызывает раздражение».
И таких «раздражающих» моментов — море. Домработница похозяйничала на кухне и переставила вещи согласно своим представлениям. Стирка, глажка и уборка — понятия очень растяжимые, а хозяин в последнее время явно расширил фронт работ… Ну и т.д. Опять же — четкие границы обязанностей должны быть обозначены в договоре, оформляемом агентством. Но и сами стороны плошать не должны.
«Работа в семье изначально задает несколько иную ситуацию, чем при взаимоотношениях между «обычными» работником и работодателем, — говорит психолог Ирина Колотова.
— В любой работе у человека бывают промахи. Но если недочет допустил, ну скажем, офисный сотрудник, коллеги и начальство отнесутся к проблеме «по-деловому»: обсудят причины ошибки, возможности ее устранения и т.д. Здесь все понятно: есть начальник, есть подчиненные, есть общие задачи, производственная этика.
Но один-единственный «ляп» при уборке квартиры может обернуться увольнением: слишком уж легко в подобной ситуации возникают отношения «хозяин — прислуга», слишком трепетно мы относимся к своей личной территории».
Может быть, и в этом причина того, что красноярцы делают выбор в пользу «разовых» (приходящих по необходимости), а не «постоянных» помощников по дому? По данным исследовательской службы Superjob.ru, в нашем городе за последний год востребованность первого варианта выросла примерно на 6%, второго — осталась почти неизменной по сравнению с 2011-м. Для сравнения: в Москве необходимость как в «разовом», так и в «постоянном» домашнем персонале выросла за год одинаково — почти на 18%.
«Быстрое развитие этого рынка на западе — вещь абсолютно нормальная. Если есть возможность высвободить время и силы для действительно важных вещей — почему этого не сделать? — считает Ирина Колотова. — А нам мешает менталитет. У нас сильна привычка все дела «завязывать» на себя; разрываться, но все, что связано с нашей жизнью, делать самостоятельно. За помощью — даже за деньги! — мы стесняемся обращаться. Ну и упреков типа «с жиру бесится» традиционно боимся…».
Кстати, попытки принципиально по-новому организовать бизнес «домашних услуг» в нашем городе случались.
Бизнес домашних услуг в Красноярске работает по старинке
Так, например, незадолго до Нового года в Красноярске открылась фирма, не просто готовая решить вообще все проблемы в этой жизни (базовый список ее услуг насчитывал 22 пункта), но и предложить абонемент на «жизненный аутсорсинг», включающий уборку дома, готовку, бронирование билетов и столиков в ресторанах, прогулку с собакой, покупку продуктов, вызов и встречу сотрудников коммунальных служб, подбор массажиста, организацию праздников…
5 тыс. руб. клиент должен был отдать за сам факт существования помощников плюс по мелочи доплачивать за каждое обращение к ним. Агентство бралось охватить своими услугами также родных, близких и друзей клиента — за покупку абонемента ценой 10 тыс. руб. В любом случае получалось дешевле, чем искать персонал через агентство.
Тогда, накануне Нового года, руководители фирмы уверяли, что спрос велик, а дело — перспективно.
Два месяца спустя, при подготовке этого материала, выяснилось, что компания прекратила работу.
Юлия СТАРИНОВА
ДЕЛА.ru