статья

Дышать вредно

Журнал «Деловой Квартал» КрасноярскКрасноярск впервые за долгие годы был назван экологами самым грязным городом края. Он потеснил даже Норильск, всегда «славив­шийся» неблагоприятной окружающей средой. Причиной всему стали автомобильные выхлопы. Они содержат около десятка вредных веществ, которые могут быть опаснее заводских загрязнений.

В начале апреля экологи огорошили красноярцев своими последними данными. Роспотребнадзор по Красноярскому краю и Красноярскстат объявили результат исследования санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе. Красноярск оказался самым загрязненным городом края. В прошлом году по уровню загрязнения воздуха он обогнал даже Норильск, где вредных веществ всегда было больше.


Загрязнение
700 тыс. т загрязняющих веществ выбросили в атмосферу заводы города Mitch Epstein

В 2010 г. промышленные предприятия Красноярска выбросили в атмосферу около 700 тыс. т загрязняющих веществ. Количество несанкционированных свалок выросло минимум на 5%, а число твердых бытовых отходов на них превысило 400 тыс. т в год. Количество вредных веществ в воде и почве города увеличилось на 3%.

Существенное число загрязняющих веществ город получил от транспорта. Их количество за три последних года увеличилось почти на 50%. В этом году в Красноярске ученые зафиксировали более 5 тыс. т автовыбросов.


Красноярцы дышат формальдегидом, фенолом 
и свинцом

Красноярск всегда был промышленным городом со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. По данным Главной геофизической лаборатории РФ, до 2000 г. он стабильно занимал 17 место в сотне самых грязных городов России. Ситуация изменилась в 2007 г. — тогда Красноярск поднялся вверх на три пункта. По словам исполнительного директора Красноярского краевого экологического союза Николая Зубова, последние годы город стабильно держит это место. «Ситуация в лучшую сторону не меняется». 


Исторически воздух Красноярска портили заводы и фабрики. В советское время в городе работало 15 крупных производственных комплексов всесоюзного значения. Они регулярно «выбрасывали» несколько миллионов тонн вредных веществ. Николай Зубов вспоминает, что в то время на правобережье или в районе «КРАЗа» невозможно было находиться: «Все вокруг было в дымке от выбросов серы, свинца и азота».

Сегодня крупных «загрязнителей» экологии осталось всего пять: «Красноярский алюминиевый завод», Красноярская ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и «Красноярский цемент». На их долю приходится почти треть всех выбросов (около 200 тыс. т). Несмотря на эти солидные цифры, специалисты Роспотребнадзора утверждают: количество выбросов от красноярских заводов за последние два-три года стало снижаться в среднем на 1–2%в год. Наталья Лебедева, директор «Центра экологической политики и куль­туры»: «Сегодня все наши промышленные гиганты поставили мощные очистные сооружения. Конечно, выбросы от них все равно есть. Но с каждым годом они умень­шаются».

Позитивную тенденцию омрачают новые данные красноярских экологов. Они утверж­дают: теперь красноярцам надо опасаться не столько промышленных гигантов, сколько транспорта. В Красноярске за три года количество автомобильных выбросов увели­чилось на 50%. При этом в общем количестве городских выхлопов транспортные занимают незначительную часть — всего 4-5%.

Выхлоп
На 50% выросли автомобильные выхлопы в Красноярске за последние три года

Экологи говорят, что вредные вещества, которые содержат в себе автомобильные выхлопы, могут быть опаснее промышленных загрязнений. Каждый второй житель Красноярска от машин и автобусов ежедневно вдыхает около десятка различных вредных веществ. Самые распространенные — диоксид азота, формальдегид, фенол, бензопирен. Далеко не все заводские выбросы дают столь богатый список из таблицы Менделеева.

Эксперты утверждают: такая ситуация в городе сложилась по двум причинам.

Нелли Козлова, начальник Территориального центра по мониторингу загрязнения окружающей среды Среднесибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: «Автомобильные пробки и не предназначенные для такого коли­чества транспорта дороги дают огромное количество вредных выбросов».

Наталья Лебедева добавляет, что непоследнюю роль в росте автовыбросов играет отсутствие «зеленых зон». «Та же Москва нашла один из простых способов борьбы с вредными автомобильными загрязнениями. Власти столицы активно строят парки, скверы, аллеи. Деревья и кустарники „съедают“ часть выбросов», — говорит г-жа Лебедева.

Мусор
200 несанкционированных свалок в Красноярске

Кроме атмосферных выбросов, загрязняют Красноярск многочисленные мусорные полигоны и несанкционированные свалки. По оценкам экспертов, в Красноярске и его пригороде работают четыре мусорных полигона и около 200 несанкционированных свалок. Общая площадь последних — более 150 га.

Опасная ситуация в городе и с состоянием воды. Вердикт специалистов надзорных органов: «Вода в подземных и наземных источниках города и края неудовлетво­рительного качества. В ней слишком много химических загрязнений». 


Красноярские экологи предупреждают, что в городских реках лучше не купаться и не есть оттуда рыбу. В первую очередь они обращают внимание на излюбленные места красноярских рыбаков — реки Енисей, Бугач, Кача, «Вместе с ливневыми и промышленными сточными водами туда попадает много загрязняющих веществ», — поясняет Николай Зубов. В среднем, по оценке экологов, ежегодно в красноярские реки попадает минимум 20 тыс. т загрязняющих веществ.


Самый чистый — 
Октябрьский район

В Красноярске до сих пор существует миф о том, что все вредные выбросы в городе сосредоточены в Советском районе. Причина — находящийся на окраине района промышленный гигант «КРАЗ». Экологи утверждают, что когда-то это было действи­тельно так, но сейчас ситуация изменилась. В городе появились более грязные места. 


Есть несколько точек зрений на то, где безопаснее всего жить в Красноярске. По данным Среднесибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, самый грязный район города — Центральный. За последние пять лет в этом районе комплексный индекс загрязнения ИЗА5 (показатель загрязнения атмосферного воздуха, учитывающий несколько основных вредных примесей: бензопирен, формальдегид, взвешенные вещества, диоксид азота) вырос более чем в два раза.

Причина — автомобильные выхлопы. В Центральном районе сосредоточены все главные магистрали города. Ежедневно транспорта там бывает в три раза больше, чем в других районах. По данным портала «АвтоКрасноярск», в Центральном районе в будние и даже в выходные дни основное сосредоточение пробок. На главных улицах района «стояние» может достигать 30-40 минут в день.

Решить проблему разгрузки центра эксперты-экологи предлагают кардинально. По их практически единодушному мнению, надо строить метро и четвертый мост через Енисей. Но метро в Красноярске засыпали, а строительство моста — пока далекая перспектива. 


Есть и другие точки зрения на то, какой район — лидер по загрязнениям. По данным Красноярского краевого экологического союза, самый грязный — Ленинский район. «В этой местности сосредоточены мощные производства — „Сибтяжмаш“, „Красноярская ТЭЦ“, „Красноярский завод цветных металлов и золота“. Следовательно, жителям этого района выбросов достается значительно больше», — говорит Николай Зубов.

Самым чистым экологи называют Октябрьский район. В Академгородке и Ветлужанке много лесопарковых зон. Кроме того, эта местность находится на возвышенности, туда попадают не все вредные вещества. При этом ученые оговариваются: официального обоснования того, что этот район самый чистый в городе, нет. «Это, скорее, давно сложившаяся точка зрения красноярских экологов. Научно она никак не доказана. Дело в том, что Октябрьский — единственный район города, где отсутствуют посты наблю­дения за окружающей средой Среднесибирского УГМС», — говорит Наталья Лебедева. 


Обманчивая экологичность пригорода

Еще один очень распространенный экологический миф — в пригороде гораздо чище, чем в Красноярске. Там больше зелени, поблизости нет промышленных предприятий. По словам Нелли Козловой, такая точка зрения скорее фантазия, чем реальность. «По определению воздух не может быть чище в нескольких километрах от города. Например, те вредные вещества, которые вырабатывают предприятия Красноярска, распространяются на несколько десятков километров. И думать о том, что в Емельяново или в Березовке намного чище, чем в Красноярске, ошибочно», — говорит г-жа Козлова. 


Играет роль и тот факт, что почти все крупные коттеджные поселки расположены рядом с автотрассами. «Есть, конечно, поселки в том же Октябрьском районе, которые расположены практически в лесу, вдали от машин и дорог. Но это скорее исключение из правил», — говорит Николай Зубов.

По словам директора сети агентств недвижимости «Гранта» Алексея Анучина, для абсолютного большинства красноярских покупателей загородной недвижимости вопрос экологии вторичен. «Только для 5% от общего количества инвесторов, готовых вкла­дываться в загородную недвижимость, важна экологическая ситуация в выбираемом поселке. У большинства людей, которые меняют квартиру на дом, совершенно другие приоритеты. Прежде всего, им важно жить именно „на земле“, а не в многоэтажке», — говорит г-н Анучин.

Он также добавляет, что многие покупатели коттеджей хотят, чтобы поселок находился недалеко от города или рядом с федеральной трассой. «Инвесторы в загородное жилье — люди состоятельные, которые ценят время. Им нужно быстро добраться до города. А это снова аргумент не в пользу экологичности», — говорит Алексей Анучин. 


Виктория Пашнина
Журнал «Деловой квартал — Красноярск»

© ДЕЛА.ru

 

новости

В ЗС приняли весеннюю корректировку бюджета 18 апреля в Заксобрании Красноярского края прошла сессия, на которой рассмотрели 42 вопроса. Ключевым из них стало обсуждение весенней корректировки регионального…

Остатки старого Красноярска снесут: подробности о КРТ на Каче Почти всю территорию вдоль Качи в центре Красноярска отдали под КРТ. Зона, которую хотят застроить, простирается от Дворца пионеров до развязки на Брянской…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).