статья

Соединить провода

логотип сфера влиянияКрасноярский рынок интернет-провайдинга близок к насыщению. Однако, несмотря на это, эксперты ожидают уже в ближайшее время появления новых игроков. Конкуренция среди операторов обострится еще больше, а мелкие провайдеры, скорее всего, уйдут с рынка.

Рынок интернет-провайдеров Красноярска

Полная чаша

Рынок широкополосного доступа в Красноярске продолжает развиваться, однако процесс этот в последнее время серьезно замедлился. Сегодня уровень проникновения ШПД в домохозяйства города составляет около 80%, и расширять свою абонентскую базу операторам становится все сложнее.

Проблемы с привлечением новых клиентов возникают прежде всего у мелких игроков, которые имеют не так много возможностей внедрять дополнительные сервисы.

Развитие рынка, пусть и небольшое, достигается исключительно за счет крупных провайдеров.

Так, по данным Красноярского филиала компании «Ростелеком», прирост рынка по коли­честву абонентов ШПД в 2011 году составил около 9%. В группе компаний «Максима» отмечают, что в последние годы рост числа абонентов не превышает 10—15 % в год.

— Новыми пользователями интернет-провайдеров могут стать всего 20% жителей Крас­ноярска. Однако рынок по-прежнему активен за счет переходов от других провайдеров. Эта тенденция сохранится и в 2012 году, — считает директор филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Красноярске Евгений Шустов.

Это подтверждает и коммерческий директор Красноярского филиала ОАО «Ростелеком» Владимир Кубарев: — У каждого оператора есть около 10—15% абонентов, которые им недовольны. Вот эти люди и дальше будут переходить от одного провайдера к другому, однако их количество не такое большое, чтобы можно было говорить о серьезных изме­нениях в абонентских базах операторов.

Кроме того, почти все провайдеры стараются расширять свою аудиторию за счет пенсионеров, школьников и жителей новостроек.

— К нам приходят клиенты, которые раньше никогда не пользовались Интернетом. Только в прошлом году мы вместе с нашими партнерами обучили работе в Сети около 3,5 тыс. абонентов. Это абсолютно новая аудитория, причем она формируется зачастую без нашего вмешательства, — объясняет генеральный директор ООО «Мульти-нет» Владимир Белоглазов.

Дешевле не бывает

Одной из основных проблем в своей отрасли эксперты отмечают завышенные ожидания абонентов. С каждым годом Интернет для конечных потребителей становится все де­шевле. При этом трафик верхнего уровня, который приобретают провайдеры, дешевеет непропорционально медленнее, а затраты на обслуживание сетей и вовсе растут.

Чтобы не потерять клиентов, операторы разрабатывают пакетные предложения, расши­ряют линейки своих услуг, увеличивают скорости доступа и варьируют тарифы. Все это требует модернизации оборудования и, как следствие, больших инвестиций в развитие и на расширение и поддержание каналов передачи данных.

Рентабельность провайдингового бизнеса как такового падает, однако поддерживать доходность на прежнем уровне позволяет развитие дополнительных услуг.

— Группа компаний «Максима» делает ставку на пакетные предложения — Интернет, кабельное или цифровое телевидение, ИП-телефонию, — объясняет Владимир Бело­глазов. — Стоимость Интернета снижается, но средний чек растет за счет подключения новых услуг. Соответственно, сегодня ARPU (от англ. Average revenue per user — средняя выручка на одного пользователя. — «СВ») колеблется, как и раньше, в пределах 450—470 рублей в месяц.

Такой же позиции придерживаются и в компании «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»): — Мы сейчас активно развиваем различные тарифные планы, которые объединяют не только домашний Интернет и ТВ, но и включают дополнительные опции (оборудование, подключение), — рассказали нам в «ВымпелКоме».

— Например, около 20% наших абонентов используют wi-fi-роутеры, и еще около 20% хотели бы или собираются приобрести wi-fi-роутер в ближайшее время. На наш взгляд, это наиболее эффективный подход для повышения популярности комплексных услуг и донесения их преимуществ. Мы видим серьезный спрос на подобные конвергентные сервисы. Так, 99% пользователей, подключающих ТВ, подключают еще и домашний Интернет.

Интеграция услуг и внедрение новых сервисов, скорее всего, и станут драйверами развития рынка. Пакетные предложения дают возможность предоставления объемных скидок и оплату услуг единым счетом в одном месте. Кроме того, большое значение имеют дополнительные услуги — антивирусная защита, разнообразные внутрисетевые ресурсы.

— Сегодня уже совершенно очевидно, что гонка за расширение абонентской базы сменится на политику сохранения клиентов. Будут сделаны акценты на качество обслуживания клиентов и дальнейшее расширение спектра дополнительных услуг, развитие контента, — считает Владимир Кубарев.

Вторым по популярности среди услуг провайдеров (после безлимитного доступа в Интернет) является цифровое телевидение. В «Ростелекоме» отмечают, что только за 2011 год абонентская база IPTV выросла более чем в два раза. А вот услуги по передаче голоса в Сети по протоколу IP и кабельное телевидение теряют актуальность. Падение спроса на последнее обусловлено прежде всего устареванием технологии, низким качеством изображения и наличием альтернативных способов транслирования.

Ждут пополнения

Сегодня на территории Красноярска работают около 80 интернет-провайдеров. По оценкам экспертов, их количество колеблется от 60 до 100, точную цифру определить невозможно, так как лицензия на этот вид деятельности выдается на субъект Федерации и не ограничена границами поселения.

Объем рынка ШПД в Красноярске оценивается примерно в 1 млрд рублей.

При этом ниши между основными игроками уже поделены, и приход новых провайдеров грозит серьезными изменениями на рынке. Однако избежать этого, похоже, не удастся. Абсолютно все эксперты сошлись во мнении, что крупные федеральные операторы в самое ближайшее время активизируются, начав развивать собственные сети ШПД.

— В настоящее время «МТС» оказывает услуги широкополосного доступа в Интернет для массового рынка в Норильске и Таймырском муниципальном районе, в Красноярске такой сервис мы предоставляем корпоративным клиентам, привлекая партнеров, — рассказывает директор филиала «МТС» в Красноярском крае Ольга Медведева.

— Однако «МТС» планирует выходить на массовый рынок ШПД в Красноярске, сейчас мы рассматриваем и вариант приобретения провайдера, и вариант строительства собст­венной инфраструктуры. Конечный выбор будет сделан в пользу наиболее экономически выгодного проекта.

Другой представитель «большой тройки» — компания «Мегафон» пока от этой идеи отказалась, хотя и рассматривала вариант покупки какого-либо местного провайдера.

— Обладая развитой инфраструктурой волоконно-оптических линий по всей России и в частности в Сибири, «МегаФон» занимает значительную долю рынка ШПД как магистральный провайдер, предоставляющий свои каналы для оптовых покупателей, — объясняет менеджер по связям с общественностью Красноярского регионального отделения Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Роман Ушаков.

— Также мы провели предварительную оценку рынка ШПД в сегменте B2C. Но на сегодняшний день в силу различных причин сделок по покупке компаний, работающих в Красноярском крае с массовым потребителем в этом сегменте, осуществлено не было.

Очевидно одно: все федеральные провайдеры проводят активную политику по привлечению новых клиентов, которая проявляется в массовой рекламной поддержке, телемаркетинге и активных продажах. И конкуренция между ними достаточно жесткая. Сегодня в одном жилом доме или офисном здании Красноярска работают максимум пять провайдеров. В Москве их количество может доходить до десяти, и специалисты не исключают, что такие перспективы вполне реальны и для нашего города.

Играть по-крупному

Смогут ли в новых условиях выжить мелкие провайдеры — вопрос спорный. Эксперты убеждены, что процесс слияний и поглощений, начатый несколько лет назад, продол­жится. Опыт успешного объединения нескольких компаний у красноярских операторов уже есть.

Два года назад провайдеры «Аверс-Телеком», «Райт Сайд» и «Муль­ти­-нет» объединились под единым брендом «Максима». Теперь абонентская база компании насчитывает около 70 тыс. человек, что вполне сопоставимо с базами крупных федеральных игроков.

— Процесс слияния у нас происходил несколько лет, — рассказывает Владимир Белоглазов. — Но мы изначально работали как партнеры, поэтому оценить, насколько объединение усилило наши позиции, невозможно. Зато теперь все три компании рабо­тают с одними тарифами, мы перестроили сети под единые стандарты. Брать еще кого-то под свое крыло мы не хотим, так как сейчас под наши технические требования никто не подходит, а покупать провайдера, сети которого придется заново перестраи­вать, бессмысленно и очень дорого.

Укрупнение игроков на рынке происходило и за счет приобретения компаний. Так, в начале прошлого года ОАО «Сибирьтелеком» (теперь является частью компании «Ростелеком») выкупило красноярского провай­дера KrasLan, абонентская база которого оценивалась примерно в 22 тыс. человек. Еще раньше ОАО «ТрансТелеКом» стало вла­дельцем известного красноярского провайдера Vzletka.net (ООО «Трон-Плюс»). И это явно не последняя сделка на рынке: почти все из опрошенных нами экспертов призна­лись, что предложения продать компанию им поступали.

— Не буду скрывать, что нам предлагали «продаться», — делится Владимир Белоглазов. — Но нам сейчас интересно развиваться, а не избавляться от своего бизнеса. Мы четко понимаем, в каком направлении нужно дальше двигаться, и видим, что сейчас вполне успешно можем конкурировать даже с федеральными игроками, так что пока этот вопрос для «Максимы» не актуален. Другое дело, что процесс слияний и поглощений, как мне кажется, все равно продолжится за счет других местных провайдеров.

— Насколько активно компании будут скупаться, зависит от того, как быстро смогут договориться продавец и покупатель, — считает Владимир Кубарев. — Но в любом случае, я думаю, скоро мы узнаем о новых сделках.

Наталья Алексеева
иллюстрации Сергей Орехов
Журнал «Сфера влияния»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Историю края красноярцам покажут глазами художников В Красноярске накануне открылась примечательная выставка, посвященная 90-летнему юбилею края, – «Красноярское время». Лучшие работы местных…

Туристов не пугают цены круизов по Енисею Недавно компания, организующая круизы по Енисею, рассказала об итогах прошедшей навигации. Оказалось, что в дорогостоящих речных поездках побывали…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).