Стремясь исполнить веления сверху, местная власть засуетилась с детскими садами, приманивая предпринимателей субсидиями, обещаниями подобрать помещение и дать полезные рекомендации. Однако многие из тех, кто уже работает на этом рынке, не спешат к чиновникам за советом и на помощь не рассчитывают, а бизнес свой называют особым и малоприбыльным.
Напомним, на прошлой неделе мэрия объявила о том, что управление образования города принимает заявки от всех желающих открыть лицензированный частный детский сад. Власти хотят создать в городе развитую сеть частных дошкольных учреждений всего за два с половиной года: до конца 2015-го, при том, что сегодня по лицензии в Красноярске работают всего два частных детсада.
Мэрия надеется развить сеть лицензированных детсадов всего за 2,5 года
В первые дни в мэрию поступили десятки заявок, а в «установочном семинаре» приняли участие более 100 человек, 60 из которых уже занимаются частно-детсадовским бизнесом (см. подр. «Сотни красноярцев пожелали лицензировать бизнес на детях»).
По словам руководителя главного управления образования Алексея Храмцова, целый ряд проблем, который раньше мешал бизнесменам податься в сферу дошкольного воспитания, решен, и «от потенциального владельца частного детского сада требуется только желание работать и небольшой первоначальный стартовый капитал».
Побеседовав с действующими хозяевами детских садов,
ДЕЛА.ru составили свое впечатление о размерах этого «небольшого первоначального капитала».
«Мы занимаемся своим делом уже шестой год, открыли три филиала, — рассказывает владелец сети яслей-садиков «Ладушки» Наталья Медведева. — Бизнес частных детских садов — палка о двух концах. С одной стороны, цены на наши услуги не поднимешь выше, чем могут заплатить родители, хотя, конечно, есть детсады и за 30 тысяч. С другой — это огромные расходы, главную часть которых составляют аренда и зарплата работникам. Это плюс налоги съедает все поступления, и если остается какая-то прибыль, то она идет на погашение сумм, которые занимались еще на открытие дела, либо на развитие. Особенности бизнеса таковы, что требуется постоянно что-то покупать — игрушки, канцелярию, оборудование».
С тем, что детский сад — занятие, которое не сулит златые горы, соглашается Елена, хозяйка небольшого частного садика в Северном:
«Заниматься этим прибыльно лишь когда в собственности у тебя имеется своя недвижимость. А так… Мы открылись три года назад потому, что нужно было куда-то пристроить собственного ребенка».
По словам Медведевой, аренда подходящего большого помещения обходится
как минимум в сто тысяч в месяц,
а средняя плата за пребывание ребенка в Красноярске — сумма, приемлемая для родителей, — это 13 тысяч руб. в месяц.
Львиную долю доходов съедают аренда помещений, зарплата персонала и налоги
При аренде в 100 тысяч размер предлагаемой администрацией субсидии выглядит более чем скромно: «не более 200 тыс. рублей в год». При этом чтобы получить помощь, требуется собрать приличный пакет документов (хотя часть из них, отметим, чиновники запросят у соответствующих органов самостоятельно).
Как водится, пройти этот квест по сбору бумажек получается далеко не у всех.
«Я дважды пыталась получить субсидии в городской администрации, но оба раза там находились какие-то незначительные поводы, чтобы в деньгах отказать», — говорит Наталья Медведева.
А Елена даже и не пыталась обратиться за субсидией и не видит в этом большого смысла. Очень сложно, по ее мнению, и получить лицензию несмотря на «зазывалки» чиновников: слишком много условий требуется соблюсти. (Понятно, что всех СанПинов и прочих жестких норм никто не отменял.)
«Из сотен красноярских садиков лицензированы всего два, все остальные существуют как клубы или центры развития. А небольшие домашние детские сады у нас вообще находятся вне рынка», — отмечает она.
Вопрос с лицензированием бизнесмены пытаются решить разными способами.
«Частный детский сад вряд ли получит лицензию просто так. Единственный выход, я считаю, в объединении. Мы организовали межрегиональную ассоциацию дошкольных учреждений и являемся ее членами, и лицензию получает ассоциация — своего рода СРО», — говорят в «Ладушках».
При этом финансовая проблема для занятых в детсадовском бизнесе напрямую связана с кадровой.
«Хороший воспитатель получает в среднем от 20 до 25 тыс. рублей в месяц, причем за работу в одну смену, с утра до обеда или с обеда до вечера.
Сегодня это обязательно специалист с педагогическим образованием, но и образование не самое главное: важнее желание заниматься с детьми. Отбор идет достаточно жесткий. Воспитатель должен не просто «пасти» детей, как нянька, следить за ними, но и развивать их, да и просто быть ответственным человеком», — отмечает Медведева.
Несмотря на все сложности, рынок частных детских садов в Красноярске развит достаточно и довольно конкурентен, и на нем существуют предложения для семей самого разного уровня достатка.
«Плата за посещение сада в городе составляет от 7 до 26 тыс. в месяц, — говорит Елена. — Последнее, конечно, рассчитано не на средний класс».
Частные детские сады зазывают родителей разнообразными занятиями для детей — понятно, что за дополнительную плату
«Богатые» частные детсады сегодня обычно располагаются в отдельно стоящих коттеджах и предлагают все мыслимые и немыслимые занятия для детей, вплоть до постоянного общения с носителями иностранных языков, занятий бэби-йогой, фитнесом, вокалом, астрономией, физикой, не говоря уже о банальном обучении чтению.
Ну а в мейнстриме главными факторами выбора частного детсада становятся, по мнению наших собеседников, близость к дому, внешний вид и опять же воспитатели.
«Самые конкурентоспособные садики — те, у которых есть своя площадка для прогулок и квалифицированный персонал, — отмечает Наталья Медведева. — Если соблюдается последнее условие, то спросом пользуется даже квартирный садик».
С этим не согласен Владимир Осин, владелец Садика «Родничок» в коттедже: по его мнению, родители не хотят, чтобы их детей «выгуливали на поводке» — а это неизбежно, если частный детсад расположен в квартире и не имеет своей площадки, так что гулять дети вынуждены во дворе обычных жилых домов. По его мнению, обязательное условие — расположение детсада на отдельной охраняемой территории. Впрочем, считает Осин,
детские сады — это вообще никакой не бизнес.
«Это образ жизни, призвание человека, который готов целиком и полностью отдать себя работе с детьми. По-другому здесь зарабатывать не получится. Посмотрите, сколько садиков открываются и тут же закрываются. Детям прежде всего нужны условия», — считает он.
Татьяна АЛЕШИНА
ДЕЛА.ru