статья

Кто разогнал цены на красноярские продукты

В Красноярске наблюдается заметное подорожание основных продуктов питания. По мнению представителей местного ретейла, ничего особен­ного не происходит, но статистика и семейный бюджет с этим не согласны.

ДЕЛА.ru проанализировали официальные таблицы средних цен на основные продо­вольст­вен­ные товары, опубликованные на сайте Красноярскстата. Нельзя сказать, что в ценовую гонку оказались вовлечены все подряд группы продуктов.

Но отдельные позиции говорят о рекордах.

К примеру, по данным на 11 ноября средняя цена 1 кг сливочного масла составила 312,85 руб. — а в августе оно стоило на целых 25 руб. дешевле (287,29 руб.). «Сыры сычужные твердые и мягкие» вместо августовских 304,86 руб. стали стоить в октябре 326,32 руб., а плавленые вместо 236,18 руб. — 242,48.

Красноярские куриные яйца также не отстали от российской тенденции (в некоторых регионах резко поднявшимися ценами на этот продукт даже заинтересовались в управлениях ФАС) и с августа по середину ноября подскочили в цене почти на 13 руб., с 39,8 руб. в августе до 52,47.

Яйца
Яйца в Красноярске с лета подорожали более чем на 30%

Часть продуктов подорожала не столь значительно: например, нежирное молоко в «мешках» вместо 37,18 руб. (в августе) через два месяца стало стоить в среднем по 39,34 руб. за литр, а стерилизованное, в тетрапаках, вместо 47,79 — 50,34 руб. Примерно на 3 руб. за кг выросли цены на свежемороженую рыбу, на 3,5 руб. — на свинину. Увеличивались в цене также кисломолочные продукты, творог, сгущенка и маргарин, детские смеси, консервы, сладости и многое другое.

Есть и обратные примеры: куриное мясо в ноябре подешевело по сравнению с летом на 3,5 руб. (по непонятным причинам), а сахар упал в цене на 1,5 руб. (что логично: сезон заготовок кончился).

Однако, по мнению генерального директора сети «Командор» Олега Сипетого,

в повышении цен на ряд продуктов нет ничего экстраординарного.

«Молочная продукция всегда находится на пике дешевизны летом, когда коровы дают много молока. Осенью товара становится меньше, и цены на него всегда растут, это обычное сезонное повышение. Овощи также дорожают потому, что появляется меньше продукции, выращенной в грунте», — говорит он.

И только ситуация с ценами на яйца, по мнению гендиректора сети, действительно нетипична.

«У меня есть версия, что начиная с апреля производители этого продукта работали при низкой марже или себе в убыток, а сейчас словно пружину отпустили. Причем подорожание произошло синхронно по всей стране, мы наблюдаем его и у всех наших поставщиков.

Кстати, они объясняют рост цен по-разному: кто-то говорит о замене поголовья, кто-то — о подорожании кормов и крупных поставках продукта в районы, пострадавшие от наводнения. Возможно, здесь сложились все факторы», — говорит Олег Сипетый.

Правда, по его оценке, в крае на фоне других регионов ситуация чуть лучше.

«Цены на яйца у нас в крае выросли не так кардинально, а мы в своей сети в свою очередь долго старались удерживать их ниже 50 руб. за десяток», — говорит ретейлер.

Совпадением факторов объясняют рост цен и представители другой крупной торговой сети города.

«Экспертно судить не берусь, этого сейчас не могут сделать даже компетентные органы — например, ФАС, — говорит Вадим Журов, директор по маркетингу сети гастрономов «Красный Яр». — Причины приводятся разные — неурожай, перепады на валютном рынке, подорожание бензина, сезонный фактор. Скорее всего, совокупность этих и ряда других факторов привела к повышению розничных цен на продукты питания».

В федеральных СМИ рост цен на продукты по традиции также объясняют подорожанием ГСМ, увеличением тарифов на услуги естественных монополий и необходимостью рассчитываться по кредитам, которых набрали производители.

Но, по мнению депутата Законодательного собрания края и зампредседателя комитета по делам села и агропромышленной политике Владислава Зырянова, положение дел в производстве продуктов питания хоть и сложное,

но главную ответственность за резкий рост местных цен несут не производители — а как раз торговля.

«Как человек, который имеет определенное отношение к сельскому хозяйству и производству продуктов питания, я не могу похвастаться тем, что ценовая конъюнктура у непосредственных производителей улучшилась. Более того, по определенным направлениям она ухудшилась, финансовые показатели хозяйств ухудшаются, закредитованность увеличивается, финансовая нагрузка растет, несмотря на меры господдержки, — говорит Зырянов. — В сельском хозяйстве ситуация не улучшается, а в рознице цены растут. Поэтому я как экономист делаю вывод, что основная проблема — это торговля и торговые сети».

По мнению депутата, ситуация в красноярской торговле «не такая благополучная, как кажется на первый взгляд».

«Достаточно вспомнить набившие оскомину примеры, когда с производителей за вход на прилавки сетей требуют деньги. Это порождает дополнительных посредников, что и выливается в увеличение стоимости для конечного потребителя», — отмечает он.

Кроме того, по словам Зырянова, на цены влияет и импорт, и здесь перспективы нерадостны.

«В иностранных сетях, работающих на местном рынке, высока доля импорта, и сегодня мы — и Красноярский край, и Россия в целом — еще не решили полностью вопрос продовольственной безопасности. А это значит, что при слабеющем рубле цены на импортное продовольствие будут увеличиваться».

По мнению депутата, исправить положение могло бы государство, а рыночные механизмы не работают должным образом.

«В свое время, когда федерация принимала закон о торговле, в силу вступила самая мягкая его редакция, которая фактически не давала по основным продовольственным группам вводить хоть частичное, но госрегулирование. Во многом на тот момент правительство пошло навстречу сетям и торговле, и мы имеем дело сейчас с последствиями этого шага.

Мы должны четко осознать, что ни в России, ни в мире в чистом виде нет невидимой руки рынка, которая сама бы все регулировала. Рука государства должна присутствовать — в кризис больше, в рост меньше, но должна. И сектор торговли не является здесь исключением», — сказал Зырянов.

В противоположность мнению депутата ретейлеры считают, что торговые сети, напротив, работают «на понижение».

«Вопреки повышению стоимости продуктов питания в ряде регионов цены на продукты ежедневного спроса в «Красном Яре» снижаются, в наших магазинах установлена минимальная наценка. И на контрасте со среднерыночной стоимостью это заметно, — говорит Вадим Журов. — Например, литр молока у нас стоит 19,90 руб., пшеничный хлеб — 9,90 руб., десяток куриных яиц — 34,90 руб., подсолнечное масло — 39,90 руб. и так далее. Важно, что это не акция с ограниченным сроком действия, а постоянно действующие цены.

Красный Яр
Крупные ретейлеры, по их словам, стараются снижать цены

Достигнуты они благодаря системно выстроенным партнерским отношениям с производителями. Если упростить все бизнес-процессы до одной понятной фразы, то отношения эти заключаются по следующему принципу: производитель предлагает нам выгодную цену, а мы ему обеспечиваем повышенные объемы реализуемой продукции.

Контракты со всеми производителями долгосрочные, поэтому резкого повышения стоимости продуктов ежедневного спроса в ближайшие месяцы не предвидится. Наоборот, сегодня мы работаем над расширением ассортимента товаров по выгодным для покупателя ценам».

Олег Сипетый также полагает, что ретейлеры не имеют отношения к разгону продуктовых цен.

«У нас продажей продуктов занимаются 10 тысяч ларьков и множество торговых сетей. Это какой нужно организовать флэш-моб, чтобы все они объединились в ценовом сговоре?

Ретейл является лишь товаропроводящей частью процесса, и у всех сетей и мага­зинов существует своя фиксированная наценка, которую можно увеличивать или уменьшать, как мы в случае с ценами на яйца. В данном случае цены продиктованы производителями — и у некоторых из них для повышения есть объективные причины».

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).