Мэр Эдхам Акбулатов в ходе прошедшего экономического форума рассказал о намерении существенно обновить облик Красноярска. Наибольшие изменения коснутся экономики и градостроительства. Глава города полагает, что краевой столице необходимы компактные производства, новые административные центры, а вот чего в срочном порядке не требуется, так это метро: по крайней мере, в нынешнем виде решить проблему пробок оно точно не способно.
По мнению градоначальника,агломерация в Красноярске уже создана.
Теперь пора менять городскую экономику и застройку
Особой необходимости мэр не видит и в создании Красноярской агломерации как единой административной единицы, объединяющей Красноярск с приграничными районами. По словам Акбулатова, проект «Красноярск-2020», начатый еще при губернаторе Александре Хлопонине, фактически уже реализован.
«Агломерация не формальная, а фактическая, — сказал Акбулатов в ходе своего доклада на площадке «Города России как фокусы развития страны». — И такой она будет сохраняться и в дальнейшем. Цели объединиться с другими соседними муниципальными образованиями мы не ставим».
В схеме сложившейся агломерации Красноярск видится мэру как точка притяжения трудовых ресурсов. И в этом смысле городу нужна новая модель социально-экономического развития, над которой уже работает мэрия. Акбулатов полагает, что краевой центр должен
ориентироваться на создание производств, которые смогут влиться в крупные инвестпроекты по освоению ресурсной базы края.
«Мы рассчитываем, что если Красноярск будет активно интегрироваться в данные проекты, что, кстати говоря, не очень пока удается, то мы сможем рассчитывать на существенный рост валовых показателей по объемам производства, — сказал мэр. — В десятилетней перспективе мы надеемся на практически трехкратный рост объема добавленной стоимости на одного работающего».
При этом рост будет основан «не на расширении территории промышленной застройки» города, а на запуске высокоэффективных предприятий. Проблема нынешних промышленных гигантов Красноярска — низкая конкурентоспособность, а в условиях вступления России в ВТО ситуация еще ухудшится, говорит мэр.
В связи с этим огромные заводы должны сменить более компактные производства.
К примеру, такими, по словам Акбулатова, могут стать три промпарка, которые мэрия собирается запустить в ближайшее время.
«Причем они должны быть созданы не на окраинах, а вкраплены в городскую среду», — подчеркнул мэр.
Площадки бывших заводов будут отданы под жилье и офисы
Фото Михаила Маклакова
Большие и в то же время свободные пространства бывших заводов должны пройти редевелопмент и затем отданы под жилье и офисы.
«Застройка должна быть комплексной, — добавил Акбулатов. – Наша ахиллесова пята в том, что мы сначала строим жилье, потом дорогу, потом школу, а до больницы дело может и не дойти».
При этом даже комплексные подходы к освоению территорий Красноярска могут порой осуществляться отдельно друг от друга — и это тоже недоработка, которую нужно устранить, указал глава города.
Красноярск серьезно запаздывает с модернизацией транспортной инфраструктуры, продолжил мэр. По его словам, развитие этой сферы в городе отстало лет на 10–15 от темпов появления новых микрорайонов.
Влияет на ситуацию исторически сложившаяся планировка и застройка, которая не приспособлена к большим потокам автомобилей.
«Я считаю, что в Красноярске недопустимо рассуждать о создании отдельных крупных промышленных зон, потому что город с его сложившейся транспортной инфраструктурой не справится с перемещением большого количества людей. Поэтому мне видится полицентрическое развитие города с сохранением площадок, где будет создано большое количество рабочих мест», — пояснил мэр.
Власти в очередной раз попытаются перевезти центр на Взлетку
Кстати, один из аспектов полицентризма Акбулатова — это уменьшение административной значимости центра Красноярска.
По его словам, новой точкой притяжения деловой активности станет Взлетка. Историческая же часть города, полагает мэр, сейчас перегружена несвойственными ей функциями, и самая главная из них — транзит автомобильных потоков.
«Четвертый мост и крупные развязки существенно разгрузят центр и позволят превратить его в большей мере в зону досуга, а не делового общения», — выразил уверенность мэр.
Разгружать красноярские дороги с помощью метро Акбулатов пока считает весьма бесперспективным делом, хотя в горсовете высказывают и противоположное мнение (см. подр. «Красноярский горсовет затеял референдум о метро»).
Скоростной трамвай и городские электрички, по мнению Акбулатова, помогут спасти Красноярск от пробок
По словам мэра, существующие проекты подземки уже устарели и «зачастую неактуальны для нынешних проблем города».
«За последние 25 лет в городе сформировались новые районы, где проживает значительная часть красноярцев, — объяснил он. — К сожалению, нынешняя схема метрополитена не позволяет быстро решать проблему доступности этих районов».
В этой ситуации альтернативных вариантов у мэрии пока два — по мнению мэра, это легкорельсовый пассажирский транспорт (скоростной трамвай) и кольцевая электричка.