Каждый бизнес имеет свою цену. Но, в отличие от других объектов купли-продажи, оценивать его непросто: требуется учитывать как бухгалтерский, так и человеческий факторы.
Давать оценку своему «делу» необходимо не только для его продажи. Это может понадобиться и тому собственнику, который намерен изучить, как работает и управляется его бизнес, чтобы в дальнейшем оптимизировать затраты и увеличить стоимость компании. В любом случае, уверена директор профессиональной мастерской «HR-студия», президент ассоциации HR-специалистов Анна Раткевич, оценивая компанию, нельзя обойтись без оценки ее персонала.
Справка
Все методы оценки бизнеса сгруппированы в три подхода — доходный, затратный и рыночный. В основе доходного — идея, что стоимость бизнеса определяется величиной ожидаемых доходов. Идея затратного подхода — сколько сегодня стоит создать такой бизнес, каковы могут быть затраты инвестора на покупку всех активов за минусом обязательств. При рыночном подходе (он же сравнительный) оценивают, сколько сегодня стоят акции подобных компаний. Этот метод, опираясь на современные реалии спроса и предложения, позволяет дать наиболее объективную оценку бизнеса, но, по словам доцента кафедры корпоративного развития и менеджмента организации СФУ Светланы Улиной, информационный вакуум российского финансового рынка зачастую делает использование сравнительного метода недоступным.
Быстрее, выше, сильнее
Концепция управления стоимостью компании в международном экономическом сообществе считается основой развития бизнеса. Суть ее в том, что управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости.
«Все устремления, аналитические методы и приемы менеджмента должны быть направлены на одну общую цель: помочь компании максимизировать свою стоимость», — поясняет бизнес-тренер, генеральный директор компании «Бэст Бизнес Консалтинг» Руслан Жамилов.
Концепция управления стоимостью советует отказаться от неэффективных бухгалтерских критериев успешного функционирования компании и принимать во внимание только один, наиболее понятный для акционеров и инвесторов, — вновь добавленная стоимость, разработанный американским экономистом Беннетом Стюартом показатель EVA (Economic Value Added).
Вновь созданная стоимость бизнеса в перспективе будет зависеть от объемов инвестиций в его развитие. Конечно, сам факт подобных инвестиций еще не говорит о том, что они окажутся рентабельными, но, по крайней мере, свидетельствует о наличии средств, приобретении или создании определенных материальных и нематериальных ценностей, а также о том, что менеджмент компании осознает необходимость ее развития.
Данная модель, по словам Руслана Жамилова, требует как оценки инвестиционной привлекательности новых вложений, так и наличия механизмов оценки персонала, эффективности ведения бизнеса наемным менеджментом.
Руслан Жамилов уверен, что и персонал в целом, и управленческая команда играют в повышении стоимости компании ключевую роль. «В начале прошлого года к нам обратился собственник одной из компаний, — рассказывает эксперт.
— Ситуация в его бизнесе была непростой. Банки отказывались продлять кредиты, разветвленная филиальная сеть работала ниже уровня рентабельности или с нулевой рентабельностью. Осенью мы начали широкомасштабную акцию по повышению эффективности системы управления. В пяти из семи филиалов сменили руководящее звено, 60% персонала перенабрали и обучили. Была внедрена технология прогрессивных продаж и оперативного менеджмента. В итоге прибыль предприятия оказалась в два раза выше, чем в 2007–2008 годах».
Период экстенсивного роста компаний — за счет расширения направлений работы и количества торговых точек — уже исчерпан, уверен Руслан Жамилов: «Яркий образец — компания АЛПИ, которая демонстрировала очень динамичный рост при отсутствии эффективной системы управления. В результате „мыльный пузырь“ экономического чуда был отдан за долги Сбербанку, а затем продан. Поэтому начало повышения экономической эффективности — это не просто работа с персоналом, а пересмотр всей системы менеджмента компании, начиная с управленческой команды».
Красная цена
Оценка стратегического и оперативного менеджмента, нацеленного на рост текущей и будущей капитализации компании (управление стоимостью), а также оценка инвестиционных рисков (управление инвестиционными рисками) неразрывно связаны с оценкой персонала, считает Анна Раткевич.
Для оценки менеджмента компании прежде всего необходимо оценить эффективность выстроенной в ней системы управления. Эффективное управление есть нечто большее, чем просто предоставление немедленных результатов. Оно подразумевает создание потенциала, использование которого будет способствовать достижению высоких результатов на протяжении долгого времени и обеспечивать постоянное движение вперед, что и приведет в итоге к повышению стоимости компании.
«При оценке системы управления важно учитывать ее прочность в случае потери ключевых специалистов. В моей практике были примеры, когда с уходом отдельных персон, играющих важную роль в поддержании и развитии системы управления, по инерции система еще какое-то время работала, а потом начинала давать серьезные сбои», — поясняет Анна Раткевич.
Одно из условий эффективности системы управления — это квалифицированный и мотивированный персонал. Квалификация и мотивация работников напрямую влияют на производительность их труда. Так, по информации Анны Раткевич, за счет повышения удовлетворенности работой можно увеличить прибыль на 5%, а производительность — на 16%.
При внедрении концепции управления стоимостью следует обратить внимание, во-первых, на подготовку персонала к запуску системы контроля над стоимостью активов. Тут не обойтись без оценки персонала: необходимы выбор ключевых сотрудников, проверка всего коллектива на способность работать в новой системе. Во-вторых — на создание системы оценки управленческих решений, прежде всего, выработку и применение инструментов, позволяющих определить, как то или иное решение отразится на стоимости компании. В-третьих, требуется проанализировать вклад всех подразделений в стоимость компании.
Таким образом, оценивая персонал в рамках концепции управления стоимостью компании, мы создаем механизм повышения этой стоимости, резюмирует Анна Раткевич.
Анна Раткевич, директор профессиональной мастерской «HR-студия», президент ассоциации HR-специалистов:
— На повышение стоимости компании влияет количество и качество реализуемых инвестиционных проектов, особенно связанных с инновациями. Для их внедрения необходимы определенные способности персонала — гибкость, обучаемость, готовность к нестандартным решениям. Выявление таких способностей и их развитие способствуют снижению инвестиционных
Кадры под банковской лупой
С тем, что лозунг «Кадры решают все» для развития бизнеса сегодня актуален как никогда, согласна заместитель управляющего — начальник отдела кредитования и анализа рисков филиала банка ВТБ в Красноярске Ирина Осипова.
При рассмотрении вопроса кредитования ни один банк не обходится без экспертизы кредитных рисков, связанных с деятельностью клиента. Для этого служба безопасности проверяет руководителей компании и топ-менеджеров: нет ли в их прошлом криминала и других негативных фактов. Кроме этого, анализируются профессионализм и стабильность всего персонала.
«Основные критерии оценки следующие: наличие в штате главного бухгалтера; стаж работы руководителей на занимаемой должности; стаж работы управленцев конкретно на данном предприятии; количество персонала в компании в сопоставлении с его деятельностью и объемами производства, — поясняет Ирина Осипова.
— Если отрасль, в которой работает клиент, предполагает определенный уровень квалификации рабочих (строительство, добыча/переработка, авиаперевозки, речной флот и другая лицензированная деятельность), наличие в штате предприятия узких специалистов тоже обязательно».
Для получения кредита на приобретение дорогостоящего оборудования, результат эксплуатации которого станет одним из источников погашения займа, банк просит клиента уточнить также способы и методы обучения персонала обращению с техникой.
По словам Ирины Осиповой, кредитная организация оценивает и так называемые корпоративные риски: неграмотное ведение бухгалтерского учета на предприятии, неквалифицированную работу топ-менеджмента, отсутствие финансовых служб по планированию и логистике, надзору за качеством работ, отсутствие надлежащих специалистов: «Эти факторы существенны, поскольку могут привести к некачественному обслуживанию займа даже при наличии достойного рынка сбыта и стабильной рыночной позиции предприятия. И, напротив, при любом экономическом кризисе грамотная и заинтересованная команда менеджеров способна проконтролировать денежный поток и сохранить бизнес».
Перечисленные показатели отслеживаются банком в течение всего срока кредитования, с обязательным ежемесячным предоставлением результатов проверки уполномоченному органу банка.
«Как показывает практика, принципиальные несогласия и конфликты учредителей предприятия приводят к его банкротству. И чем сложнее экономическая ситуация в целом, тем больше возникает поводов для подобных конфликтов. Частая смена руководства (более двух раз в год) также является негативным фактором, влияющим на рейтинг компании и, соответственно, на кредитные условия, в том числе по процентной ставке, — рассказывает Ирина Осипова. — При выявлении подобных фактов, а также при повальных увольнениях на предприятии, невыплатах заработной платы, трудовых конфликтах применяются жесткие меры — запрет на дальнейшее кредитование и досрочное истребование долга».
Ирина Осипова, заместитель управляющего — начальник отдела кредитования и анализа рисков филиала банка ВТБ в Красноярске:
— При рассмотрении вопроса кредитования ни один банк не обходится без экспертизы кредитных рисков, связанных с деятельностью клиента. Служба безопасности проверяет руководителей и топ-менеджеров на предмет криминального прошлого и других негативных характеристик. Кроме того, анализируются профессионализм и стабильность всего персонала компании.
Как бы ни были интересны международному деловому сообществу концепция управления стоимостью и всесторонняя оценка бизнеса, красноярские эксперты отмечают, что на местном уровне эти направления недостаточно востребованы: здесь требуется такой уровень прозрачности деятельности, к которому городское да и российское предпринимательство еще не готовы.
И, тем не менее, если компания совсем откажется от оценки своего бизнеса, ей грозит банкротство. В этом уверен генеральный директор ОАО «Стальмаг» Дмитрий Тишенков: «Оценку надо проводить систематически. К примеру, раз в год какую-то глобальную. Техническую — раз в месяц. Внешнюю — раз в три года. Это зависит от того, какой именно вы ведете бизнес и насколько динамичен рынок, в котором вы работаете».
текст: Елена Баркова
фото: Эдуард Карпейкин
Журнал «Советник. Грамотное управление»