Красноярский экономический форум окончательно потерял приставку «инвестиционный». В этом году ее заменили на новую — интеллектуальный.
Участникам VII Красноярского экономического форума поставили почти вселенскую задачу — придумать, как модернизировать страну. Один из главных выводов интеллектуалов — дайте бизнесу свободу.
фото: Александр Паниотов
«Гражданское общество, бизнес и государство — равноправные партнеры в экономической политике. Государство стимулирует конкуренцию, защищает и укрепляет частную собственность, поощряет предпринимательство и частные инвестиции.
Преодолена и «русская болезнь» — проклятие «сырьевой» зависимости» — это не сюжет утопического блокбастера, это избранные места из образа желаемого завтра, который нарисовал на VII Красноярском экономическом форуме член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер.
Около тысячи светлых голов собрались в этом году на Красноярском экономическом форуме, чтобы провести большой мозговой штурм на тему модернизации. Некогда инвестиционный красноярский форум трансформировался в интеллектуальный.
«Единственный в России, где идет диалог между бизнесом, властью и обществом», — так о нем отозвался директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко.
Экс-губернатор Красноярского края Александр Хлопонин также не поскупился в широте оценки Красноярского экономического форума и в интервью журналистам назвал его «в хорошем смысле провокацией», имея в виду высокую остроту дискуссий. «Деловой квартал» подготовил своего рода хронику провокаций VII Красноярского экономического форума — собрал самые острые, самые интересные с нашей точки зрения факты и высказывания его участников.
Дефицит уважения
Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов открыл форум довольно радикальным заявлением: «Мы десятилетиями были приучены к тому, что на машине можно ездить до тех пор, пока она не развалится. Успех сейчас зависит от нашего умения создавать новое и завтра же его модернизировать».
Ключевым тормозом модернизации страны г-н Шувалов назвал отсутствие в обществе ценности одного из локомотивов предстоящих изменений — предпринимателя. «Основным вызовом модернизации является отношение к предпринимателю-новатору. В нашей стране нет уважения к предпринимательству», — заявил первый заместитель Председателя Правительства РФ.
Бизнес очень быстро отреагировал на это заявление: нет уважения не только со стороны общества, но и власти. Финансовый директор НПК «Софэкс» Яна Яковлева уверена, что государство считает предпринимателей за преступников, у которых одна цель — произвести что-нибудь некачественное. Поэтому оно бизнес контролирует, регулирует и проверяет. В роли контролеров выступают чиновники, которые не имеют ни образования, ни опыта работы в сфере, которую они контролируют.
«Бизнес запуган. Мы просто не понимаем тех законов, которые есть в РФ. Все нас «прессуют». Например, моя лаборатория существует подпольно. Я просто боюсь ее зарегистрировать. Сразу налетит куча инспекторов. Вижу только один выход из сложившейся ситуации — освободить бизнес от чиновников, которые творят мелкие гадости. Освободить от нелепых правил и зарегламентированности», — открыто заявила всем участникам форума Яна Яковлева.
«У меня вопрос к собравшимся спикерам: что нужно сделать, чтобы посыл премьер-министра — перестать «кошмарить» бизнес — осуществился? Что на деле получается: как только премьер это заявил, ситуация усугубилась. Количество проверок увеличилось в разы. Проверять стали даже те, кто раньше этого не делал.
К нам, например, пришли сразу 52 проверяющих организации», — рассказал соучредитель группы компаний «Крепость» Александр Кангун. В ответ на его реплику всем гостям форума предложили ответить на вопрос: «Бюрократы услышали призыв премьера перестать «кошмарить» бизнес»? Абсолютное большинство присутствующих ответило — нет.
Бизнесу не до модернизации
Государство признало необходимость модернизации. Однако по ходу дискуссии выяснилось, что немногие понимают, что именно власть под этим подразумевает. На вопрос: «Вы понимаете, что хочет от вас власть в процессе модернизации?» — утвердительно ответило меньше трети участников форума.
Интересные мысли по поводу провозглашения курса на модернизацию озвучил на форуме Евгений Гонтмахер.
«Тем самым признается факт отставания и необходимость кардинальных перемен. Перелом в настроении, в оценке текущей ситуации и перспектив начался лишь в последнее время и еще не завершен», — считает г-н Гонтмахер.
По его мнению, становится общепризнанной задача смены вектора развития — преодоление избыточной зависимости от экспорта сырья и выход в экономику знаний, наукоемких производств, высоких технологий.
Еще один важный вывод Евгения Гонтмахера: модернизация возможна только в условиях свободы. Свободы и права.
Однако свободы бизнесу как раз и не хватает. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин в докладе, подготовленном к форуму, написал: «Чтобы предприниматели начали действовать, их надо избавить от страха, что в любой момент их могут арестовать по сфабрикованному делу о неуплате налогов. Все, что надо бизнесу, — это услышать: «Ребята, вы свободны, действуйте!»
«Мне предлагают делать капитальный ремонт в квартире, но я не уверен, что у меня ее завтра не отберут или не выставят такой счет за услуги, что ремонтировать ее будет не на что», — так аллегорично ответил на вопрос журналиста «Готов ли модернизировать свой бизнес?» один из красноярских предпринимателей.
Председатель совета директоров корпорации «Баркли» Леонид Казинец дал ещё более категоричный ответ на этот вопрос: «Я считаю, бизнес сейчас не готов к модернизации. Он занят своими проблемами, связанными, прежде всего, с защитой своей собственности, бизнеса. На их решение уходит много сил — не до модернизации. Ситуация изменится, когда у нас появится долгосрочная уверенность в том, что мы защищены. Тогда можно и об обновлении подумать».
Что мешает переменам
Участники дискуссии на тему «Готовы ли предприниматели к новому качеству роста?», прошедшей в рамках форума, основными причинами низкого интереса бизнеса к модернизации назвали постоянно меняющиеся правила игры со стороны власти и отсутствие здоровой конкурентной среды.
Владимир Рашевский, генеральный директор компании «СУЭК», дополнил этот список: «Наиболее серьезные препятствия для модернизации — неконкурентная среда, демотивирующая инновация, отсутствие длинных финансовых ресурсов и бюрократия».
Главный редактор проекта Slon.ru Леонид Бершидский: «Бюрократический аппарат, включая правоохранительные органы, суды, законодательство и вся система в целом. Не надо хотя бы новые барьеры придумывать, а со старыми справимся. Например, бизнес, которым я занимаюсь, в следующем году загонит в тень очередная реформа налогообложения. Чтобы зарабатывать деньги, нам придется стать черной конторой».
Вице-президент ассоциации «Сибирская губерния» Андрей Граванов: «Власть больше декларирует, что помогает нам. За последние полгода четверо моих знакомых бизнесменов вообще отказались от бизнеса. Им было проще уйти в госорганы, чем иметь головную боль в бизнесе. При этом головная боль возникает с момента, как ты захотел зарегистрировать свое дело».
По мнению Евгения Ясина, есть и еще один серьезный барьер модернизации — особенности русского национального характера. Например, привычка раболепствовать перед начальством, при этом лениться и воровать. По его словам, нужна работа с системой ценностей в обществе. В приоритете должна стоять защита частной собственности, стремление людей к самоутверждению за счет своего труда. Человек должен быть уверен, что его права и свободы будут защищены законом и судом.
«И свои права нужно начинать отстаивать самим. Хватит лежать на печи, хватит мириться с тем, что ущемляется свобода слова, идут фальсификации на выборах и т.д. А то каждый говорит: «Черт с вами, делайте что хотите, я спрячусь в свою раковину и буду жить, как улитка. До вас, до государства мне нет дела». С такой позицией ничего не изменится», — уверен г-н Ясин.
Эхо в горах
Говорить об итогах форума сложно, не зря журналисты окрестили его дискуссионно-философским. Сотни конкретных мер выработано не было, в отличие от прошлогоднего форума, на котором искали пути выхода их кризиса. По этому поводу один из гостей даже позволил себе шутку: «Занимаемся тут говорильней, лучше бы пошли улучшать демографическую ситуацию»
Генеральный директор «РИЦа» Александр Гельманов так ответил на вопрос, оправдались ли его ожидания от участия в форуме: «Оправдались частично. Форум действительно оказался площадкой для конструктивной дискуссии с представителями бизнеса края и России. Хочу отметить дискуссию в рамках круглого стола с «Роснано», которая была достаточно информативной и интересной.
В целом же все глобальные идеи, сформированные в ходе форума, на мой взгляд, имеют слабое отношение к нашему бизнесу. Проводя аналогию, я бы охарактеризовал их как эхо, которое слышишь, находясь в горах».
Однако Игорь Шувалов заверил собравшихся, что к результатам форума в правительстве страны относятся как к интеллектуальному продукту, на который власть опирается, создавая свои планы.
Автор: Татьяна СОБОЛЕВА
Фото: Александр ПАНИОТОВ
Журнал «Деловой квартал — Красноярск»