статья

В бизнес-услуги вернулись деньги

Журнал «Деловой Квартал» КрасноярскПрошедший год показал: бизнес вновь готов тратить «на себя». Компании «разморозили» бюджеты на обучение сотрудников, консалтинг, хед-хантинг. Однако не для всех сегментов бизнес-услуг 2010 г. стал годом роста.

Бизнес-услугиApartment Therapy

В этом году компании, работающие в сфере бизнес-услуг, наконец вздохнули спокойно. Пессимистичные ожидания не сбылись: уже в начале года спрос оживился на рынке консалтинга, рекрутинговом рынке, в бизнес-образовании и юридических услугах. О возвращении объемов этих рынков на докризисный уровень игроки пока не говорят. При этом не скрывают: динамикой роста довольны, на некоторых рынках она оказалась даже больше самых смелых ожиданий. Однако без исключений не обошлось: для рынка аудита тяжелые времена не закончились.

Спрос на бизнес-образование растет ударными темпами

Жизнь на рынке бизнес-образования бурлит. Аудитории в бизнес-школах не пустуют: вчера курс читал новосибирский тьютор, а завтра здесь ждут бизнес-гуру из Москвы. Не жалуются и местные специалисты — их рабочий день расписан по минутам.

Интерес к образовательным услугам в Красноярске начал оживать уже в 1-м кв. 2010 г. По данным ТОП-листа «ДК», к середине года объем рынка образовательных услуг в Красноярске вырос в два раза.

Бизнес-школы выводили новые продукты с востребованным в посткризисный год проблемоориентированным подходом. На рынке появились новые имена. Свою деятельность активизировал образовательный центр Mix Max, запустивший в Красно­ярске курсы по MiniMBA. Учебный центр «Мастер-инвест» в течение года провел два фестиваля по менеджменту и психологии.

Программы по бизнес-образованию развивали вузы. Так, в СФУ в этом направлении сейчас работают центры переподготовки и повышения квалификации и Высшая школа управления и бизнеса. В город зашел федеральный игрок — в декабре в Красноярске открылся филиал образовательной компании Moscow Business School.

Причина активизации рынка — компании стали готовы платить за новые востребованные на выходе из кризиса знания. «Уроки кризисного периода сформировали новые требования к менеджерам и определили образ „менеджера нового поколения“. Наиболее популярны программы, нацеленные на развитие навыков для работы в новых условиях неопределенности, непредсказуемости и нелинейности бизнес-процессов», — говорит руководитель бизнес-школы «ЛИНК» Татьяна Суетова.

Директор консалтинг-центра «Резон» Маргарита Суходолова отмечает, что изменения коснулись и требований заказчика к образовательным программам. Главным критерием стала практикоориентированность. «Умозрительные тренинги уже не пользуются популярностью. Клиенты хотят конкретного результата после тренинга», — рассказала г-жа Суходолова.

В 2010 г. «за парты» учебных центров вновь сел линейный персонал. Компании стали готовы вкладывать не только в обучение топов, в этом году значительная часть слушателей тренингов и семинаров — рядовые сотрудники. «Наиболее популярное направление обучения персонала — тренинги продаж. К примеру, в нашей компании на них приходится приблизительно 50% выручки», — говорит Маргарита Суходолова.

В 3-м кв. 2010 г. начал расти спрос на тренинги по командообразованию. Руководитель компании «БэстБизнес консалтинг +» Руслан Жамилов объясняет это так: «После сложных лет в компаниях появилась потребность вновь сплотить коллектив и зарядить его позитивными эмоциями». Среди востребованных программ также семинары по менеджменту и управлению персоналом.

Клиенты бизнес-школ по-прежнему предпочитают учиться быстро. По данным участников рынка, краткосрочные образовательные программы посещают до 70% слушателей. «Наиболее востребован классический 2-дневный тренинг. Однако в этом году рос спрос и на 8- и 12-часовые программы», — рассказала Маргарита Суходолова.

Около 10% слушателей приходится на среднесрочные курсы. К концу года стал возвращаться интерес потребителя к долгосрочному обучению. Сейчас на него приходится не более 20%, однако в будущем году игроки ждут увеличения доли длительных программ. «По моим оценкам, акцент будет смещаться в сторону системной, а не разовой тренировки. Заказчик приходит к пониманию: „посещение разовое спортзала“ не формирует олимпийских чемпионов в продажах и управлении», — считает Руслан Жамилов.

Бум на «кризисные» дела у юристов прошел

В этом году стопка документов с «проблемными» делами о банкротствах и взысканиях на рабочих столах красноярских юристов существенно сократилась. Но работы у них не убавилось — в юридических компаниях росло число обращений по «мирным» вопросам.

Волна «кризисных» дел стала спадать в начале 2010 г. «В нашей компании дел о взыскании задолженности или банкротстве в этом году меньше, чем в прошлом 2009 г.», — рассказала «ДК» руководитель юридической компании «Форсайт» Лилия Максина.

О том, что бум на кризисные услуги в прошлом, говорит и генеральный директор ЮА «Калинин и партнеры» Антон Калинин: «Мы по-прежнему ведем ряд дел по взысканию и банкротству. Однако это скорее связано со спецификой таких дел — они длительные по времени. Сейчас мы уже не стоим перед выбором, кому из нескольких „кризисных“ клиентов отдать предпочтение. „Завала“ по проблемным делам больше нет».

Чашу весов в этом году стало перевешивать забытое в кризис «мирное» направление. Начал оживать спрос на услуги в сфере интеллектуальной собственности, недвижимости, ведения сделок по покупке бизнеса, международному праву. К абонентскому юридическому обслуживанию вернулись компании, заморозившие эти расходы в кризис.

С «мирными» вопросами в юридические компании начали обращаться как корпоративные клиенты, так и частники. Но рост числа обращений не привел к росту цен на услуги. Юристы осторожничают: клиент, говорят они, пока не готов к повышению прайса. «Средний чек на услуги для корпоративного клиента у нас сохранился на уровне 2009 г., а для физлиц — упал. Для частного клиента стоимость услуг остается решающим моментом, мы в этом вопросе нередко идем ему на уступки», — рассказала Лилия Максина.

Для юридического рынка проблема демпинга по-прежнему остается одной из острых. Игроки не скрывают, к нему в основном прибегают юристы-одиночки и компании-однодневки. Только в этом году на рынке появилось не меньше 10 компаний-новичков. Примерно столько же «ушло». Нередко это одни и те же компании, которые просто меняют название.

Переломить ситуацию на рынке, сделать его более цивилизованным должны новые законодательные инициативы. Один из возможных вариантов — закон о СРО. Участники красноярского юридического рынка ожидают, что он может быть принят в ближайшие год-два.

Красноярские аудиторы сражаются за клиента

Телефонные звонки с просьбой провести финансовую проверку предприятия в красноярских аудиторских фирмах раздаются все реже. Аудиторы выживают за счет постоянных клиентов. Настроение игроков пессимистично. Некоторые, вздыхая, заявляют — аудиторскому рынку еще предстоит «увидеть» дно.

Для аудиторов этот год начался с важных законодательных перемен. В январе 2010 г. вступил в силу закон о саморегулируемых организациях на рынке аудиторских услуг. Теперь каждая аудиторская компания должна войти в состав СРО. На данный момент на территории Красноярского края работает шесть СРО. В них состоят 70 красноярских аудиторских компаний. Ранее, говорят эксперты, на этом рынке насчитывалось 130-150 фирм. Аудиторы отмечают, введение закона о СРО поспособствовало тому, что с рынка ушли компании, имевшие лицензию, но по факту не занимавшиеся аудитом.

Однако несмотря на уход ряда игроков, конкуренция на красноярском аудиторском рынке усилилась. Сократилось не только число аудиторов, но и число заказчиков. В 2010 г. многие мелкие и средние компании отказывались от прохождения обязательного аудита — «дойной коровы» аудиторских компаний. Для справки: на обязательные проверки приходится около 90% выручки. «В этом году, как и в 2009 г., тех, кто избегал обязательного аудита, предпочитая платить штраф, было не мало. Думаю, это посткризисное явление. Компании продолжают экономить, в том числе на аудите», — считает директор компании «Флагман-аудит» Алексей Качаев.

Своего рода «стимулом» для уходящих от обязательных проверок стали поправки в закон «Об аудиторской деятельности», которые в течение этого года рассматривались в Госдуме. Нововведения освобождают от обязательного аудита компании малого предпринимательства, выручка которых не превышает 400 млн руб. Ранее обязательному аудиту подвергались компании с выручкой 50 млн руб. В ноябре 2010 г. поправки были приняты в Госдуме.

Обострившаяся конкуренция привела к усилению демпинга на рынке аудиторских услуг. Он особенно «процветал» при проведении государственных тендеров на проведение аудита. «Такого серьезного демпинга, как в этом году, не было никогда, даже в кризисном 2009-м. Чтобы получить конкурсный заказ, некоторые компании предлагали провести проверку по цене на 70% ниже стартовой», — рассказала директор компании «2К Аудит — Деловые консультации» Ирина Шабалина.

В такой ситуации «спасательным кругом» для аудиторов стали постоянные клиенты. Но чтобы сохранить портфель заказов, и здесь аудиторам пришлось «сдавать назад»: снижать цены на свои услуги на 20–30% или давать скидки. По оценкам участников рынка, в 2010 г. красноярский рынок аудиторских услуг в денежном выражении сократился минимум на 20%.

Прогнозы на будущий год трудно назвать радужными — аудиторы ждут дальнейшего сокращения рынка. «Думаю, из-за перемен в законодательстве мы столкнемся с кризисом регионального аудита», — сказал Алексей Качаев.

Наталья Повольнова
Журнал «Деловой квартал — Красноярск»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Впервые отчет мэра транслировался в соцсетях Мэр Красноярска Владислав Логинов выступил перед депутатами горсовета с традиционным ежегодным отчетом о работе администрации. Для жителей впервые была…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).