Отношения малого и среднего бизнеса с банками, похоже, вошли в фазу противостояния. Иначе охарактеризовать происходящее на рынке кредитования МСБ не получается. Если с апреля по декабрь прошлого года, по данным ЦБ РФ, портфель кредитов, выданный этим представителям бизнес-сообщества, вырос более чем в 4 раза, то 8 месяцев этого года дали прирост лишь на уровне 9 %. Однако банки продолжают утверждать, что открыты и готовы кредитовать. Предприниматели же уверяют в обратном. «Сфера влияния» разбиралась, есть ли возможность примирения.
Кому война...
Кризисный 2008 год дал массу поводов для неприятных разговоров о кредитовании малого и среднего бизнеса. И неудивительно: по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», темпы прироста кредитного портфеля по МСБ в том году снизились почти вдвое по отношению к 2007 году — с 62 % до примерно 34 %.
— Отчетливой приметой кризисных изменений в кредитовании МСБ стала потребность компаний в больших сроках кредитования, — рассказывает начальник отдела клиентского бизнеса красноярского филиала «ТрансКредитБанка» Алексей Грязнов, — тогда как банки, напротив, стремились сократить сроки до минимума.
Инвестиционные кредиты практически полностью отошли, уступив место займам на пополнение оборотных средств. А как иначе, если поставщики при заключении сделки большей своей частью стали требовать стопроцентную предоплату за товар, а дебиторская задолженность продолжала расти.
Однако это означает и то, что предприятиям в тот момент крайне необходимы были дополнительные вливания в бизнес для осуществления текущей деятельности. Так что спрос был, чего не скажешь о предложении.
— Во время кризиса практически все банки снизили объемы кредитования в связи с повышением рисков и увеличением просроченной задолженности по кредитам, — говорит заместитель начальника управления малого и среднего бизнеса красноярского филиала «Промсвязьбанка» Ольга Тихонова. — Клиенты с высокой долговой нагрузкой не могли осуществлять платежи. Поэтому банки стали более жестко подходить к оценке финансового положения заемщика, к оценке залогового обеспечения.
Высокая потребность во внешних деньгах вновь обернула предпринимателей к «серым» схемам кредитования.
По оценкам экспертов, в 2008 году доля «черных» (ну или, если угодно, «серых») ростовщиков на рынке заемных средств для малого и среднего бизнеса перевалила за 50 %. Не останавливали даже без преувеличения огромные ставки — от 2 до 10 % в месяц. «Обескровливание» бизнеса было страшнее.
— Как правило, услугами ростовщиков пользуются компании, у которых есть серьезные проблемы в бизнесе либо с кредитной историей и банки уже не могут их кредитовать, — уверена Тихонова. — Либо те, у кого нет достаточного залогового обеспечения. Хотя бывают случаи, когда необходима большая сумма «вчера» и клиент вынужден обратиться за дорогими деньгами, но потом идет в банк, берет кредит под гораздо меньший процент и закрывает долг ростовщика.
Представители предпринимательского сообщества не соглашаются с банкирами.
— Если до кризиса доля легальных и не очень ростовщиков на этом рынке снизилась примерно до 30 %, — говорит председатель регионального совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Виктор Зубарев, — то даже сейчас, я полагаю, около 70 % предпринимателей обращаются к ним.
Срочные риски
По большому счету, кризис не столько изменил ситуацию на рынке кредитования малого и среднего бизнеса, сколько усугубил и без того существовавшие проблемы. Иначе как объяснить статистику Центробанка (уже упоминавшийся феноменальный рост объема выданных кредитов в 2009 году и весьма скромный в текущем), наглядно доказывающую, что процесс кредитования малого и среднего бизнеса практически остановился?
— Отказы в выдаче кредитов сегодня получают 90 % предпринимателей, обратившихся за кредитом, — уверяет Виктор Зубарев. — Оставшиеся 10 % — это компании, имеющие многолетнюю положительную кредитную историю и репутацию, но таких в стране крайне мало и уж совершенно недостаточно, чтобы вытащить страну из сырьевой зависимости. Остальные же зачастую очень быстро теряют интерес к игре с банком, а мы, как следствие, теряем экономический потенциал страны.
Винить во всем банки, меж тем, не получается — уж очень высоки риски по сегменту малого и среднего бизнеса. Можно сколь угодно накручивать ставки или дисконтировать залоговое обеспечение, но в конце концов цель банков, как и любого другого субъекта бизнес-среды, зарабатывать деньги. Залог, даже самый дорогой, не является самоцелью, а его стоимость — не гарантия высокой ликвидности — покупатель может просто не найтись.
Что же касается риска невозврата, то здесь цифры говорят сами за себя: по данным Центробанка, просроченная задолженность по предприятиям МСБ Красноярского края на 1 апреля 2009 года составляла 1,9 млрд рублей, увеличившись к 1 января 2010?го до 2,8 млрд (47 %), а к 1 августа перейдя планку в 5 млрд (рост — 78 % по отношению к началу года). И это при том, что, напомним, собственно кредитный портфель за 8 месяцев 2010 года вырос всего на 9 % — с 33 млрд рублей до 39 млрд.
Справедливости ради стоит сказать, что доля просроченной задолженности на 1 августа 2010 не превышает 14 %. Но, во?первых, критической отметкой считается 10 % (правда, некоторые называют 15 %). Ну и во?вторых, это если верить Центробанку.
— Вопрос — как учитывать реструктуризованную задолженность, — говорит начальник аналитического отдела финансовой группы БКС Максим Шеин. — Количество кредитов, выданных более чем на год, за время кризиса сильно увеличилось, а это практически все реструктуризованная задолженность. В целом по МСБ доля «плохих» долгов может доходить в среднем до 40 %.
Вот и получается как у героя Олега Ефремова в «Берегись автомобиля»: «Юрий Деточкин, конечно, виноват, но он... не виноват».
Малое изобилие
— Кредитование малого и среднего бизнеса — это, несомненно, высокодоходный и привлекательный сегмент для банков, — говорит Алексей Грязнов из «ТрансКредитБанка». — Предприятий крупного бизнеса не так уж и много, и для наращивания портфеля необходимо обращаться к сфере МСБ. Кроме того, кредитование этого сегмента бизнеса позволяет диверсифицировать кредитный портфель банка, что существенно снижает риски невозврата.
Да и растет (по крайней мере рос) малый и средний бизнес куда динамичней крупного — за 2007 год сегмент МСБ вырос примерно на 20—30 %, тогда как крупный не дотягивал и до 10 %. Ну и конечно, привлекает численность самих субъектов малого предпринимательства. Неудивительно, что банки уверяют, что они открыты к кредитованию МСБ и готовы это делать.
— Кризис позади, и те, кто выстоял, стали еще сильнее, — говорит Ольга Тихонова. — У многих появились новые возможности, так как снизилась конкуренция на рынке. Уже сейчас снижаются ставки, появляются новые кредитные продукты.
К тому же у банков есть и возможности нормальной бесконфликтной работы с бизнесом. Те программы, которые действуют, позволяют принимать решение в кратчайшие сроки. Иногда срок принятия решения при небольших суммах до 3 млн рублей может быть от 1—3 дней. Правда, стоимость «быстрых» денег окажется выше.
— Во многом упрощению кредитования МСБ служит дифференцированная линейка кредитов, адаптированная к ключевым целям МСБ, — считает Грязнов. — В частности, речь идет о специальных программах кредитования на пополнение оборотных средств, развитие бизнеса, приобретение недвижимости или оборудования. Удобным продуктом для МСБ зачастую становится и овердрафтное кредитование.
При всем богатстве ассортимента найти потребителей этих продуктов не так просто.
— Рынок кредитования сегодня сужается, — считает Виктор Зубарев, — необходимы решительные действия банкиров по изменению банковской политики. Нужно не на одном клиенте зарабатывать миллион, а с миллиона клиентов зарабатывать по рублю — этот принцип пока чужд российскому банковскому сектору.
Долой оптимизм
Сколь бы ни разнились взгляды на ситуацию с кредитами для МСБ у банков и самих представителей этого сегмента, все они сходятся в одном — решение сложившейся ситуации возможно.
— В первую очередь необходимо сделать кредитный цикл, то есть процесс оформления кредита, максимально прозрачным для клиента, — говорит Ольга Тихонова из «Промсвязьбанка». — Клиент, приходя в банк, должен четко понимать, что именно от него будет требоваться и в какие сроки он должен это выполнить. Также необходимо доработать кредитные продукты, исходя не только из суммы кредита, но и специфики деятельности клиента. В частности, необходимо доработать пакет документов и методы оценки рисков с учетом вида деятельности компании и ее месторасположения.
По сути, получается, нужны изменения именно того, что так не устраивает многих бизнесменов — внутренние протоколы банков. Вот именно относительно этого предпринимательское сообщество не испытывает особого оптимизма.
— Переломить банки будет сложно, — уверен Виктор Зубарев. — Сейчас единственный реальный выход для предпринимателей — это объединяться. Общественные организации, разного рода СРО — да все что угодно, что может дать возможность взаимного поручительства или добавления недостающего залогового обеспечения. Так гораздо проще получать кредиты.
Можно сколь угодно долго продолжать искать виновных в сложившейся ситуации, но факт остается фактом: успешно полученный малым и средним бизнесом кредит — это скорее из разряда исключений, чем закономерностей. А такими темпами малый и средний бизнес рискует и вовсе остаться без денег, а вслед за этим и мы без бизнеса. Процесс уже пошел — 30 % краевых средних и малых предприятий, по данным Красноярскстата, уже покинули рынок региона (см. «СВ» за 27 сентября).
Валерий Маланин, президент межрегиональной общественной организации предпринимателей «Сибирь без границ»:
— Вопрос получения кредита предпринимателем — это вопрос его экономической грамотности. Каждый кредит должен быть просчитан: для чего он берется, на какие нужды и насколько он необходим. Представители же малого и среднего бизнеса (в особенности малого) не всегда достаточно квалифицированы в этих вопросах. Порой они обращаются за кредитами, еще не использовав всех имеющихся ресурсов, не отладив управление бизнесом, не просчитав в достаточной мере проекта. Как правило, в возможностях сделать все это предприниматели и проигрывают банкам и, как следствие, получают отказы.
Все это приводит к тому, что недоверие предпринимателей к банкам растет пропорционально росту сомнений в банковских процессах. Может быть, именно поэтому бизнесмены от МСБ зачастую сегодня стараются использовать по максимуму все возможные ресурсы, которые у них есть. Банковский же кредит рассматривается как некая авантюрная игра — никогда нет гарантии успеха, — последний вариант, когда других выходов уже нет. И не могу сказать, чтобы это было совсем уже неправильно.
Максим Шеин, начальник аналитического отдела финансовой группы БКС:
— Малый и средний бизнес всегда был достаточно рисковым. Отсюда и осторожная кредитная политика банков. Правда, риски эти носят чаще всего не экономический характер, а скорее системный, если угодно, инфраструктурный. Проблема в том, что многие предприятия МСБ рискуют вторгнуться в зону интересов крупных компаний. Бороться с ними, понятное дело, малым предпринимателям не под силу. Проще говоря, в такой ситуации крупный бизнес просто не даст заработать малому. Вот и получается, что вести малый бизнес в нашей стране гораздо сложнее, чем крупный. Хотя должно быть наоборот.
Решать эту проблему нужно на уровне установления нормальных и адекватных правил игры, задающих структуру рыночного пространства. И когда это произойдет, я уверен, для многих банков кредитование малого и среднего бизнеса станет приоритетным. Банки могут начать это делать в любую минуту. Ресурсы для этого у них есть. Но низкие ставки по кредитам не смогут решить существующих системных проблем структуры российской экономики.
Виктор Зубарев, председатель регионального совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
— Кредитование малого и среднего бизнеса сегодня сродни использованию новой бытовой техники в старых домах: и чайник есть, и электричество, да вот вилка к розетке не подходит. Так и в ситуации с кредитами: деньги у банков есть (да что там, они ими переполнены), потребность бизнеса в средствах тоже. А вот встретиться банки и бизнес никак не могут.
Трудоемкость оформления и сопровождения кредита зачастую превышает выгоду от его использования. Ликвидность залоговых активов для банков низка. Практически невозможно использовать действующий бизнес в качестве ликвидного залога. И это не объективное состояние рынка — сейчас много благоприятных направлений. Это в первую очередь политика банков. Многие из них в кризис были напуганы невозвратностью средств, что привело к еще большей забюрократизированности выдачи кредитов и заставило банки переложить свои риски на бизнес-сообщество.
В итоге кредитные ресурсы настолько подорожали, что предприниматель, который и может получить кредит, уже начинает задумываться — нужны ли ему такие дорогие ресурсы. Вот вам вилка, а вот и розетка — вернемся к метафоре. На бытовом уровне проблема такой нестыковки решается просто — с помощью переходника. Так вот такой же «переходник» нужно создать и для субъектов МСБ. По-другому пока не получается. За решение этой задачи в целом должны отвечать в том числе и органы местного самоуправления. Иначе получится как в наших сельскохозяйственных районах — когда территория производит мясо, а на прилавках магазинов лежит московская колбаса по цене гораздо большей, чем красноярская.
Дмитрий Герасимов, генеральный директор центра стоматологии «Астрея»:
— Закрытость банков для кредитования бизнеса — это иллюзия. Просто малый и средний бизнес в хлебные годы привык жить в долг, и теперь, когда банки стали более требовательны, им кажется, что их ограничили. Вспомните кризис: многие тогда сокрушались, что банки пересматривают условия уже заключенных договоров, дисконтируют залоговое обеспечение, требуя добавить что-то еще. А вот с нами такого не было. И я знаю, что есть и другие такие же компании.
На самом деле я бы говорил о смене рыночной парадигмы с экстенсивной на интенсивную, с бездумного расходования внешних инвестиций на поиск внутренних ресурсов. Да, сейчас банки стали более требовательны, но к чему? К залогу? К финансовой отчетности? Вряд ли. Банку нужны гарантии возврата денег. А в этой ситуации лучшим залогом будет грамотное и эффективное управление бизнесом. Без этого ничто другое не склонит чашу банковских весов в сторону предпринимателя.
Евгений Волошинский
Журнал «Сфера влияния»