Непростая ситуация, которая сложилась в Красноярске вокруг цен на топливо, судя по всему, далека от разрешения. За декабрьским повышением, которое довело монополистов до суда, февральским понижением и мартовским пикетом последовало очередное обращение в антимонопольную службу.
На прошлой неделе некоммерческая организация «Союз владельцев автозаправочных станций» написала заявление в красноярское УФАС с просьбой провести проверку в отношении ООО «РН-Красноярскнефтепродукт» и ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс».
ДЕЛА.ru разбирались с ценообразованием в бензиновой отрасли Красноярского края
По мнению членов союза, эти две компании занимаются ценовой дискриминацией и тем самым, как говорится в заявлении, «уничтожают цивилизованный рынок нефтепродуктов на территории края».
Вот только был ли мальчик? Анализ ценообразования в бензиновой отрасли, а также прогнозы наших собеседников свидетельствуют о том, что о полноценных рыночных отношениях в топливной сфере нам остается только мечтать. Равно как и об адекватных ценах на моторное топливо.
Бензин в России растет в цене давно, постоянно и повсеместно. Почему мы, являясь гражданами страны — мирового лидера по добыче нефти и газа, и жителями региона, где успешно осваивается одно из крупнейших нефтяных месторождений современности, вынуждены все больше платить за «кровь экономики»?
ДЕЛА.ru попытались разобраться в том, кто в длинной цепочке, которая начинается буровой вышкой и заканчивается пистолетом автозаправки, в ответе за бензиновые цены.
Черная кормилица бюджета
Согласно данным Российского топливного союза, в цене на бензин 60% составляют налоги, в том числе НДПИ и акциз, 4% — стоимость нефти, 13% — наценка НПЗ, 7% — транспортировка, 16% — наценка АЗС.
60% в цене бензина составляют налоги
Исходя из этих процентов, главным «ответчиком» за цены ГСМ является государство. Правительство устанавливает налоги на добычу полезных ископаемых по формуле, привязанной к котировкам мировых цен на нефть.
Ну а черное ископаемое снова дорожает, за 2010 г. подскочив в цене на 22% и, по оценкам влиятельной финансовой компании JPMorgan Chase&Co, этот процесс в первом полугодии 2011 г. будет продолжаться.
Базовая ставка НДПИ рассчитывается также с оглядкой на уровень инфляции, и в 2012-13 гг. будет повышена. А в этом году, как известно, выросла стоимость акцизов (см. «Транспортный налог не отменят, акцизы повысят»): в среднем на рубль за литр топлива. Еще по рублю акцизы прибавят в 2012-м и 2013-м гг.
Складываясь преимущественно из НДПИ и экспортных пошлин, доля нефтегазовых поступлений в России традиционно достигает почти половины всех доходов федерального бюджета. При всем этом себестоимость добычи барреля нефти в России составляет, по сообщению «РБК daily», от 2,6 до 7,3 долларов за баррель — самый низкий в мире уровень затрат.
Кто нефть ужинает, тот ее и танцует
Государство старается не упустить свой кусок бензинового пирога, который печется на кухне нефтяных монополий: 90% всей добываемой в России нефти находятся в ведении восьми крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) — Роснефть, Лукойл, Сургутнефтегаз, Газпром нефть, Татнефть, ТНК-ВР, Башнефть и Руснефть.
Добытчики нефти фактически имеют статус неприкосновенности, устанавливая бензиновые цены в России на свое усмотрение. Правительство вроде как пытается бороться с этим. Но бороться сложно, поскольку нефтегазовое лобби — крупнейшее в стране, а российское антимонопольное законодательство несовершенно. В отличие, к примеру, от антимонопольных законов США, которые исключают масштабные злоупотребления.
В ряде крупных компаний, реализующих полную цепочку добыча->переработка->реализация, собственником является государство
Наша ФАС нефтегазовым монополистам не указ: за 15 лет антимонопольщикам нечасто удавалось выигрывать суды и выписывать штрафы. Но бывает. Например, в конце декабря 2010 г. за нарушение антимонопольного законодательства Роснефть перечислила в федеральный бюджет административный штраф в размере 2,039 млрд руб.
Или 1% от своей выручки за 2009 г. — каплю в нефтяном море.
Однако и это лучше, чем ничего. Так, только благодаря антимонопольщикам, по мнению директора Московской топливной ассоциации Георгия Сергиенко, годовой рост потребительских цен на бензин в 2010-м (6,5%) оказался все же меньшим, чем рост инфляции — 8,8%. Иных возможностей влиять на цены как у федералов, так и у местной власти нет.
В Красноярском крае повышенная планка бензиновых цен связана с высокой платежеспособностью региона: являясь лидером СФО по уровню социально-экономического развития, мы и за бензин вынуждены платить больше, чем наши соседи.
Но дело не только в этом. «Специфика нашего региона заключается в том, что из цены каждого литра 92 бензина, которое заливается в бак на заправках «Газпромнефть-Кузбасс», 2 руб. уходят в Кемерово, а на заправках «РН-Красноярскнефтепродукт» — в помощь «голодающим» Москве и Санкт-Петербургу, — говорит Олег Харченко, заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю. — Именно эта дискриминация, специфичная для края, стала основанием для возбуждения обвинений в отношении упомянутых компаний по 10 статье Закона о защите конкуренции».
Дела были возбуждены по обращению краевого правительства в конце декабря и сегодня находятся в стадии рассмотрения: слушания состоялись 23 марта.
Газпромнефть при каждой заправке красноярцев отправляет 2 рубля с литра в Кемерово
«К сожалению, содержательной части в них фактически не было: рассмотрение было отложено по двум причинам, — поясняет Олег Харченко. — Во-первых, на заседании не появились привлеченные по ходатайству правительства края заинтересованные лица — представители министерства промышленности и энергетики, которые должны были дать пояснения. В результате руководитель УФАС обратился к председателю правительства края Эдхаму Акбулатову с просьбой обеспечить появление специалистов.
Во-вторых, привлеченное лицо — ОАО «Красноярскнефтепродукт» (предприятие, учрежденное Красноярским краевым комитетом по управлению госимуществом; собственником контрольного пакета акций КНП является администрация края, не путать с «РН-Красноярскнефтепродукт» — прим. ред.), у которого были запрошены сведения по делу, — из-за большого объема информации сможет предоставить ее только к 31 марта».
По словам Олега Харченко, если дискриминация региона со стороны «РН-Красноярскнефтепродукт» и «Газпромнефть-Кузбасс» будет доказана, последуют санкции в виде предписаний прекратить дискриминирующую деятельность, назначения оборотных штрафов — до 15% от выручки, и изъятия дохода за соответствующий период.
Процессинг мимо цен
Следующие за добытчиками нефти в ценовой цепочке — ее переработчики.
Красноярск снабжается бензиновым топливом с трех основных заводов: принадлежащих Роснефти Ачинского и Ангарского НПЗ (чья доля незначительна) и Омского НПЗ (Газпром нефть). Сургутский завод недавно прекратил поставки бензина в край по экономическим причинам.
Большинство бензина на красноярских заправках
родом из Ачинска
Ачинский НПЗ как единственное крупное предприятие подобного рода на территории края уже не впервые играет роль крайнего в повышении цен на бензин. На вопросы журналистов в пресс-службе завода привычно отвечают: от переработчиков нефти в топливо ценовые показатели зависят мало.
«Ачинский НПЗ не занимается реализацией нефтепродуктов, которые производит, поскольку работает на условиях процессинга, — говорит начальник пресс-службы Ачинского НПЗ Ирина Солодухина. — Формирование рыночных цен на нефтепродукты, в частности, на бензин, — прерогатива сбытовых структур компании, в которую входит наше предприятие».
О том же рассказал и Олег Харченко: «Ачинский завод не производит бензин как конечный товар — он обрабатывает давальческое сырье. Поэтому определить, сколько на самом деле стоит бензин, можно только окунувшись в экономику субъекта, который это сырье производит».
Тем не менее, в декабре представители власти рассматривали отсутствие других НПЗ на территории края как одну из причин повышения цен. Как говорил спикер Александр Усс, в Новосибирске цены на бензин ниже именно потому, что там, в равном удалении от Омска и Ачинска, между нефтепереработчиками возникает естественная конкуренция.
Полпред президента в СФО Виктор Толоконский, прибывший в Красноярск с визитом в разгар декабрьского «бензинового скандала», также посоветовал губернатору сглаживать рост цен на топливо, развивая конкуренцию на оптовом и розничном рынках и совершенствуя транспортную логистику для развития нефтеперерабатывающих комплексов.
Как и Усс, полпред Медведева приводил в пример Новосибирскую область с равным расстоянием до двух НПЗ, Ачинского и Омского.
Впрочем, в цене бензина транспортная составляющая действительно играет свою роль. Любой красноярский водитель знает, что в Ачинске все виды топлива стоят на 2-3 руб. меньше. Еще Александр Хлопонин в свою бытность губернатором, отвечая на вопросы читателей «Комсомольской правды», говорил, что в Ачинске бензин будет всегда дешевле, чем в Красноярске, из-за минимальных расходов на его доставку.
Оптовый беспредел
Топливо, которое производят заводы, поступает на реализацию через систему сбытовых обществ. И как раз оптовая цена, устанавливаемая сбытчиками, является ключевой в бензиновом вопросе.
Переработчики бензина и сбытовые организации в Красноярском крае — одни и те же лица
«Где именно происходит взлет цен? На этапе передачи готовой продукции в торговый дом. Цены накручивает та же самая структура: вертикально интегрированная нефтяная компания», — отмечает Олег Харченко.
Вот где цистерна и зарыта. Добытчики, переработчики и сбытовые организации в России — это одно и то же «лицо». Сбытом бензина в крае, например, занимается компания «Роснефть — Красноярскнефтепродукт».
Крупные нефтяные компании продают бензин сами себе и устанавливают цены единолично, бензиновая вертикаль не предполагает альтернативных вариантов. А значит, смешны и любые разговоры о рыночном регулировании оптовых цен, и предложения полпреда «развивать конкуренцию».
Что делать в сложившейся ситуации? ФАС России уже подготовила проекты федеральных законов «Об обороте моторного топлива в РФ и «О рыночном ценообразовании на моторное топливо в РФ». Однако помогут ли они изменить положение дел, сказать трудно.
«В законопроектах ФАС России предполагается регулирование оптовой наценки. Но эта мера сама по себе не принесет результатов, подобно тому, как это происходит сейчас на фармацевтическом рынке, — считает Олег Харченко. — Да, компании-монополисты будут соблюдать эту предельную оптовую наценку, но отреагируют увеличением оборота товара.
Грубо говоря, начнут продавать и перепродавать нефть друг другу, пока не обеспечат нужный уровень доходности. Идея ФАС заключается в том, чтобы ограничить количество посредников. Но пока существует офшорный бизнес, пока нет жесткого преследования за вывод соответствующих оборотов в офшор, любые принимаемые в области регулирования рынка законы будут не вполне эффективны».
Держать цену пистолетом
НК могут снижать розничные цены на своих заправках, одновременно увеличивая оптовые отпускные цены для остальных автозаправщиков
В нашем городе работают более полутора сотен автозаправочных станций. По идее, рынок должен складываться хотя бы на этапе розничной продажи: закупая бензин по оптовым ценам, автозаправщики имеют некоторую свободу управлять ценами отпускными. На деле, однако, здесь нельзя говорить о по-настоящему конкурентной среде.
«Союз владельцев автозаправочных станций» обвиняет крупные нефтяные компании именно в том, что, повышая отпускные цены на бензин для оптовиков, они одновременно понижают цены в своих розничных сетях. Так, с конца января до середины февраля оптовая цена превышала розничную на заправках «РН-Красноярскнефтепродукт» и «Газпромнефть-Кузбасс» в среднем на 7%.
«Обращение «Союза владельцев автозаправочных станций с заявлением в УФАС по Красноярскому краю — это не «крик о помощи», не просьба защитить интересы мелких трейдеров регионального рынка, а здоровая реакция на вопиющий факт нарушения действующего в Российской Федерации антимонопольного законодательства», — говорит Евгений Решетников, президент некоммерческой организации «Союз владельцев автозаправочных станций».
Конкуренция, безусловно, является одним из важнейших способов повышения эффективности экономики. «В этой связи появление на краевом рынке двух новых сильных игроков можно было бы только приветствовать. Однако продемонстрированное нам явно «неспортивное» поведение двух вертикально интегрированных федеральных компаний вызывает у здравомыслящих людей ужас.
Цель установления и длительного удержания монопольных низких цен - разорение всех конкурентов
Установление монопольно низких, не соответствующих уровню цен оптовой реализации, экономически необоснованных розничных цен на нефтепродукты грозит катастрофой для остальных участников рынка нефтепродуктов на территории Красноярского края», — считает г-н Решетников.
В результате независимые топливные продавцы оказываются на грани банкротства. «В свете фактов, с которыми столкнулись региональные участники рынка, перестает выглядеть фантастикой перспектива установления в крае дуополии в сфере оборота нефтепродуктов, за что, в итоге, дорогой ценой заплатят тысячи рядовых автовладельцев», — отмечает президент Союза владельцев АЗС.
Сегодня почти по такому же сценарию развиваются события и в других регионах России.
В Челябинске НП «Топливная ассоциация Челябинской области» обратилось в УФАС с жалобой на крупные компании, которые, манипулируя оптовой и розничной ценами, вытесняют других участников с рынка нефтепродуктов. Воронежская топливная ассоциация обвиняет в демпинге по розничным ценам крупнейшего игрока области — Воронежскую топливную компанию. А УФАС по Республике Бурятия возбудило дело в отношении ОАО «Бурятнефтепродукт» (дочерняя структура ОАО «Роснефть») по фактам нарушения ФЗ «О защите конкуренции». Сейчас антимонопольщики этих регионов занимаются проверкой изложенных в обращениях фактов.
По мнению Юрия Бухрякова, генерального директора компании ООО «Партнер XXI», подобная ситуация в нашем регионе повторяется год от года, но такого положения дел, как сейчас, еще не было.
Вместо множества сетей АЗС в Красноярске хотят оставить только две, принадлежащих самим нефтяным компаниям
«С точки зрения коммерческой выгоды компаниям-монополистам работать по таким розничным ценам убыточно. Причем это даже неуважительно по отношению к собственному бренду. В западных регионах России (в частности, в Москве) цены на АЗС крупных ВИНКов на 1-2 руб. выше, чем у независимых. Понятно, почему: за бренд надо платить, и люди платят.
У нас в Красноярске можно было бы установить стандартную коммерческую наценку в 15 – 20%: это уже не выглядело бы как ценовая дискриминация. Однако мы вынуждены работать на 7%, подстраиваясь под Роснефть», — говорит г-н Бухряков. Словом, по его мнению, здесь нет и речи об усилении конкуренции, поскольку участники находятся в неравных весовых категориях:
ВИНКи имеют свои стратегические задачи, иные, чем у коммерсантов, а независимая розница, которая вроде бы и нужна, чтобы создавать конкуренцию, на самом деле целиком привязана к той цене на топливо, которую им предложат ВИНКи. «Есть регионы, в которых действуют рыночные законы, где ценообразование логично. А у нас рынка нет», — считает Юрий Бухряков.
Евгений Решетников резюмирует: «В первую очередь мы ждем адекватного, законного реагирования Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на неправомерные действия. В ближайшей перспективе вряд ли стоит ожидать появления в крае совершенной конкуренции — таково состояние рынка, где имеется большое число покупателей и продавцов, каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки нефтепродуктов.
Однако если у отдельных субъектов сегодня «отобьют» желание применять в бизнесе запрещенные приемы, это будет иметь положительный эффект для краевого рынка нефтепродуктов в целом».
Но в антимонопольной службе надежды на это, похоже, не разделяют. Более того: вертикальные соглашения крупных компаний, которые сегодня вызывают законное возмущение со стороны других игроков, станут, вероятно, обычной практикой.
«В готовящемся третьем пакете поправок в антимонопольное законодательство функционирование ВИНК преследоваться не будет. Напротив, ФАС намерена поощрять создание крупных конкурентоспособных предприятий», — говорит Олег Харченко.
По мнению заместителя руководителя УФАС, перспективы розничного рынка в торговле топливом самые печальные: «Об этом можно судить даже по тому факту, что в нынешнем году по сравнению с прошлым число выставленных на продажу АЗС выросло в 5-6 раз. Как бы независимые ритейлеры ни объединялись, какие бы пиар-акции ни устраивали автомобилисты, это вряд ли окажет влияние на снижение цен на бензин», — прогнозирует наш собеседник.
Остается, как в анекдоте, радоваться тому, что кое-где дела идут намного хуже.
«Бензиновая проблема сегодня вышла на первый план потому, что изменение цен на автозаправках коснулось каждого автовладельца. Однако на фоне вдвое увеличившихся с 1 января тарифов на электроэнергию для всех хозяйствующих субъектов — по сути, эпохального изменения, подобного тем, что происходили в начале 90-х гг., — 10%-ное повышение цен на бензин не кажется катастрофическим, и влияние его меньше в разы», — отмечает Олег Харченко.
Но ничего. Мы верим, что бензин догонит.
Татьяна АЛЁШИНА
ДЕЛА.ru
Консультационную помощь в написании статьи оказал
заместитель генерального директора ООО «Партнер XXI» Юрий Козловцев