Быстрый рост автомобилизации Красноярска стал причиной резких изменений в уровне влияния на экологическую обстановку города выхлопных и промышленных выбросов.
Прошлый год был отмечен существенным ростом количества транспорта в Красноярске, и теперь он насыщает городской воздух вредными веществами практически наравне с крупными предприятиями, а в целом по краю давно удерживает лидерство в этом плане.
За один год на дороги Красноярска заезжают более 30 тыс. новых автомобилей,
а всего их сегодня — более 330 тыс.
Еще год-два, и автомобили обеспечат себе первое место в рейтинге основных загрязнителей Красноярска —
такой вывод легко напрашивается уже потому, что темпы продаж в автосалонах в последнее время только растут.
ДЕЛА.ru уже писали, что Красноярский край регулярно попадает в ТОП-листы аналитических агентств по числу купленных автомобилей, в том числе и иностранных марок (см. подр. «Красноярск скупает новые иномарки активнее столиц»). По данным ГИБДД за 2011 г., количество зарегистрированных автотранспортных средств в крае составляет порядка 937,5 тыс.
Таким образом, личным транспортом сейчас в среднем обладает каждый третий житель региона, а в Красноярске — каждый второй взрослый
(по информации мэрии, в городе ездит более 338 тыс. автомобилей, а за прошлый год их число выросло почти на 32,9 тыс. штук).
За 9 лет выбросы автотранспорта
выросли втрое
Результат массовой автомобилизации не заставил себя долго ждать: на протяжении последних лет выхлопные газы нарастили свое негативное влияние на атмосферу городов. Подтверждение этих выводов вытекает из госдоклада о состоянии окружающей среды в крае за 2011 г., опубликованный министерством природных ресурсов и лесного комплекса края.
В нём говорится, что автотранспорт занял доминирующее положение в рейтинге главных загрязнителей природы края в 2006 г., опередив предприятия теплоэнергетики, а за 9 лет суммарный объем его выбросов практически утроился — до 408,7 тыс. т против 145,7 тыс. т в 2002 г.
Больше всего эта проблема затронула Красноярск,
где, как показали последние исследования, выбросы автомобилей увеличиваются серьезными темпами и суммарно наносят окружающей среде вред, сравнимый с влиянием на нее всей промышленности города.
В госдокладе отмечено, что доля автомобилей в общем объеме выбросов по краю сейчас составляет 42%, около 25% приходится на крупные предприятия и источники (к примеру, котельные). Регулярно дымящие предприятия теплоэнергетики (ГРЭС и ТЭЦ, которых в Красноярске три) идут следом — 21,5%, а ОАО «РУСАЛ Ачинск» и ОАО «РУСАЛ Красноярск» дают вместе 10,8%.
Более того, как следует из отчета мэрии, в Красноярске за последние 10 лет объем выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения (то есть предприятий) фактически оставался на уровне 2000 г. (145,7 тыс. т), а с 2006 г. он вообще ежегодно падает.
В случае с промышленными объектами эксперты, готовившие экологический отчет администрации, связывают тенденцию с принимаемыми на производствах мерами по снижению вредного воздействия на воздух.
Но, несмотря на меры, вредных веществ в атмосферу Красноярска год от года выбрасывается все больше — параллельно с ростом количества автомобилей на душу населения.
В городе превышена концентрация бензопирена: результат автомобильных выхлопов
Причем транспорт постепенно захватывает лидерство в рейтинге негативного влияния на атмосферу.
Так, в 2009 и 2010 гг. передвижные источники занимали долю в 45-46% от всего объема выбросов, остальное приходилось на промышленность.
Однако в прошлом году произошло резкое усиление негативного воздействия транспорта: объем выбросов вырос на 12,12 тыс. т и достиг величины в 139,2 тыс. т.
На фоне снижения промышленных выбросов доля автомобилей в общей массе подпрыгнула до 49,8%.
На производства теперь приходится 50,2%. В результате за прошлый год специалисты несколько раз фиксировали в атмосфере разных районов города большие превышения концентраций бензопирена, который как раз получается при сгорании углеводородного топлива.
В решении проблемного вопроса с загазованностью улиц чиновники рассчитывают на четвертый мост,
который призван разгрузить центральные магистрали от транспорта на 30-50%. Однако объект особой важности будет достроен нескоро — осенью 2015 г.
Вместе с тем специалисты говорят, что уже сейчас у власти есть варианты, как снизить негативное влияние автомобилизации на экологическую обстановку в городе.
Первый — это контроль соблюдения правил дорожного движения, говорит директор общественной организации «Красноярский краевой экологический союз» Николай Зубов.
«У нас слишком много аварий, которые создают пробки, — пояснил он. — Было предложение для начала поставить по Красноярску видеокамеры и с помощью компьютерной программы фиксировать все нарушения правил дорожного движения. Естественно, сначала бюджет будет активно пополняться штрафами, но потом люди начнут ездить по правилам».
Смог становится привычным для Красноярска
Второй способ — контроль технического состояния транспортных средств.
«У нас от некоторых автобусов такие выхлопы, что, трогаясь с остановки, они густым облаком покрывают ожидающих своего маршрута людей, — рассказывает Зубов. — Я 40 лет за рулем, и порой на дороге встречаются такие машины, которые буквально жрут масло, оставляя за собой шлейф черного дыма. Как этот автомобиль проходит техосмотр? Если наш город имеет высокие показатели по числу автомобилей на душу населения, то у нас должен быть самый жесткий подход».
В администрации уверяют, что принимают все возможные меры по снижению нагрузки на атмосферу от транспорта — как своими силами, так и за счет взаимодействия с перевозчиками и ГИБДД.
По данным мэрии, коммерческие автотранспортные предприятия за последние 4 года приобрели 236 новых автобусов. В свою очередь муниципалитет купил для работы на городских маршрутах 355 единиц подвижного состава, соответствующего требованиям стандартов ЕВРО-II и ЕВРО-III, а также расширил парк электротранспорта. Кроме того, сейчас на маршруты принимают только тех перевозчиков, которые проходят по критерию экологичности автобусов.
Впрочем, в управлении по охране окружающей среды администрации соглашаются, что на данный момент «в Красноярске действительно много дымящих автобусов и грузовых автомобилей».
«В городе контроль за эксплуатацией транспортных средств осуществляет ГИБДД, которая проводит работу по запрещению эксплуатации неисправного транспорта. Выявление подобных неисправностей возможно только с использованием специального диагностического оборудования», — говорит исполняющая обязанности начальника управления Наталья Морозова.
Газоанализаторы помогают найти нарушителей экологической обстановки
В арсенале полиции такое оборудование есть, добавляет она, — это специализированный автомобиль «Мета», который имеет газоанализатор и дымомер. В этом году с помощью данной техники ГИБДД нашла и запретила эксплуатировать 98 транспортных средств.
Но это капля в море, учитывая, что по городу ездят ежедневно около 150 тыс. авто пониженного экологического класса. Так что уже прорабатывается вопрос об обеспечении Госавтоинспекции дополнительной спецлабораторией для контроля токсичности автомобильных выхлопов.
«По наблюдению инспекторов дорожного движения, в основной массе дымят автотранспортные средства, работающие на дизельном топливе. А визуально не дымят легковые автомобили иностранного производства и современные отечественные, оборудованные нейтрализаторами», — сказала Морозова.
Вместе с тем в администрации отмечают и то, что в ходе проведенных рейдов многие автомобили, которые останавливали на проверку инспекторы ГИБДД, «имели видимые выхлопы, но по результатам замеров их состав был в норме».
Также необходим контроль продаваемого топлива, которое, полагает Зубов, на многих АЗС Красноярска далеко не лучшего качества.
В администрации к этому добавляют, что информация о проверках бензина «весьма ограниченна». «Выбирать приоритетные не надо, вплотную заниматься нужно всеми», — отметил Зубов. По его мнению, законодательные нормы для перечисленных способов уже есть, но, как обычно, «законы компенсируются хроническим их неисполнением».
В свою очередь в министерстве природных ресурсов и лесного комплекса края ДЕЛА.ru сообщили, что
проблему попытаются решить при реализации разработанной «Программы по снижению выбросов от автотранспорта в г. Красноярске на 2013-2015 гг».
Предусмотрены, в частности, «ориентированное обновление подвижного состава общественного транспорта» с заменой на более вместительные машины и электромобильную технику (см. подр. «Красноярск объедет пробки на скоростном трамвае»), применение нейтрализаторов выхлопных газов и присадок к моторному топливу, использование альтернативных источников энергии и топлива для транспорта и организация экологического контроля.
Кроме того, в городе планируется оптимизировать дорожное движение за счет автоматизированного управления им, создания системы единого городского парковочного пространства, развития маршрутов движения электропоездов по городскому направлению, строительства развязок и переходов и прочего.
Антон ПАВЛОВ
ДЕЛА.ru