Каждый месяц красноярские автошколы выпускают порядка 4000 новоиспеченных водителей. А за прошлый год их в городе стало на 100 с лишним тысяч больше. Одновременно растет и число аварий. Есть ли тут прямая связь?
Ежемесячно в Красноярске появляется около 4000 новоиспеченных водителей
По данным ГИБДД, в 2012 г. в Красноярске водительские удостоверения получили 101 169 человек. Ежемесячно красноярские автошколы выпускают около 4000 курсантов; вместе с тем число ДТП в крае за 2012 г. выросло примерно на 15%, и более чем в 80% из них виноваты водители.
Есть ли связь между качеством работы красноярских автошкол и такой статистикой?
Дорожные полицейские проанализировали работу автошкол города в 2012 г. и составили рейтинг из 14 учреждений, выпускающих в течение года более 1000 водителей. При составлении рейтинга учитывался так называемый коэффициент аварийности – то есть число ДТП, произошедших по вине выпускников той или иной автошколы.
Лучший результат (0,26) – у Центрального ДОСААФ: из 1169 его курсантов, прошедших обучение в 2012 г., в аварии попали лишь трое. Худший – у автошколы «Диалог Сервис» (1,78): из 1067 выпускников 19 устроили ДТП.
Судя по беседе с руководителями красноярских автошкол, на такие показатели влияет не цена учебы и не оснащенность высокотехнологичными тренажерами, а единственно только человеческий фактор. Правовой статус учреждения или форма собственности тут тоже ни при чем.
Дело только в отношении преподавателей к своей работе.
Самые лучшие показатели – у выпускников автошкол со
«строгим подходом к обучению»
В автошколе Центрального ДОСААФ, общественно-государственной организации, стоимость полного курса (теория + практика) – 9500 руб., а по ряду направлений при господдержке обучение ведется бесплатно (например, подготовка и переподготовка водителей для вооруженных сил).
Как утверждает руководитель учреждения, строгий армейский подход как раз и поспособствовал лидерству в рейтинге школы ДОСААФ.
«Я человек военный, полковник в отставке, и это сразу определяет подход к обучению, — рассказывает ДЕЛА.ru Николай Христофоров, председатель Центрального ДОСААФ.
— Тут все имеет значение. И то, что я в военной форме. И то, что во время службы в армии никого на одну полочку не клал, ко всякому находил свой подход — и сейчас по такому же принципу работаю.
На экзамены в ГИБДД мы выпускаем только тех курсантов, кто у нас все сдал не то что на «хорошо», а на «отлично». Бывает, что люди по 10 раз к нам на пересдачу приходят — зато теорию в ГИБДД сдают с первого раза практически на 100%, практику – на 70-75%. А те, кто проходит обучение «по армейской линии», — на 80-85%. И затраченные средства тут ни при чем: «армейцев» мы вообще учим бесплатно».
В хороших коммерческих школах подход к делу примерно такой же. Хотя обучение, конечно, дороже.
Так, у одного из лидеров рейтинга — автошколы «Безопасность-К» — теоретический курс стоит 6500 руб., а вождение – 8500 руб. Как рассказывает директор школы Наталья Худорожко, такие же цены (плюс-минус тысяча) не меняются в большинстве автошкол Красноярска последние лет 5, разве что во время акций.
«У нашей школы 8 филиалов по городу, ежемесячно они выпускают по 90-100 человек, — говорит Наталья Худорожко. — Думаю, что качество обучения зависит прежде всего от преподавателей. По теории у нас, например, преподаватель такой, что курсанты жалуются, что ГИБДД легче сдать экзамен, чем ему. 2 ошибки на «внутренней» сдаче – достаточное основание для того, чтобы «на ГИБДД» курсанта уже не выпустить.
В итоге теорию с первого раза сдают практически 100% наших выпускников. С практикой сложнее – это зависит от обстановки на дороге, от тех каверзных ситуаций, которые «задает» экзаменатор. Тут наш показатель – примерно 50%.
Но вообще, главное — настрой самих слушателей. Если они исправно ходят на занятия и серьезно к ним относятся, проблем не будет.
Ну и принципиальность руководства школы много значит. У нас, например, занимаются иностранцы из ближнего зарубежья. И часто мне предлагают – давайте мы у вас поучимся, вы нам документы оформите, а экзамены мы у себя дома сдадим. Нет уж! У меня вон целая стопка лежит свидетельств неполученных: раз у нас учились – пусть и сдают на общих основаниях».
В некоторых автошколах,
судя по рекламе, учат
отнюдь не безопасно ездить
В компании «Диалог-Сервис», показавшей худшие результаты в рейтинге, комментарии нам по этому поводу дать не смогли.
Кстати, как показывает статистика, вовсе не начинающие автовладельцы становятся главными виновниками ДТП.
По статистике краевого ГИБДД только 20% аварий происходит из-за водителей со стажем вождения до 3 лет.
«По статистике, которую ведет наша служба, основная часть аварий приходится на водителей со стажем, — рассказывает Галина Круглова, старший инспектор отделения по пропаганде УГИБДД по Красноярскому краю. — Так, в 2012-м в Красноярском крае произошло более 4400 ДТП, совершенных водителями. Из них лишь чуть больше 700 – неопытными. А вот на автовладельцев со стажем вождения больше 10 лет приходится 30% аварий».
Молодые водители совершают меньше ДТП, чем опытные
В мае этого года ГИБДД по краю обратилась к руководителям автошкол с призывом организовать бесплатные лекции по изучению правил дорожного движения — причем адресованных прежде всего опытным водителям, которые, как отмечают в пресс-службе ведомства, «не знают о нововведениях в ПДД и не стремятся о них узнать, тем более на платной основе, как это сейчас предлагают автошколы. Есть и те, кто права получил давно, а за руль не садился уже много лет и все практические навыки растерял».
От самих автошкол требуется, по сути, только площадка – занятия дорожные полицейские готовы проводить и сами. Сколько красноярских автовладельцев захотят бесплатно обновить знания – покажет время.
Юлия СТАРИНОВА
ДЕЛА.ru