Автомобильная неделя Сибири-2009 не состоится. Впервые за четыре года Красноярская краевая ассоциация официальных дилеров иностранных автопроизводителей отказалась от участия в выставке, которую по ее заказу проводила ВК «Красноярская ярмарка».
Причина банальна — кризис, который резко уменьшил спрос на автомобили во всем мире. В условиях падения спроса ассоциация решила не обременять своих членов дополнительными расходами.
Впрочем, крупные дилерские компании Красноярска настроены вполне оптимистично. И в ситуации, когда для некоторых автомобиль вновь перестает быть средством передвижения и становится роскошью, изыскивают способы удержаться на хайвее.
Ставка на бренд
Кризисный год заметно уменьшил поток новых машин на российских дорогах. По сообщению «Ленты.ру», за первую половину текущего года продажи новых авто в России снизились на 49% — до 764,9 тысяч штук. Это данные официального пресс-релиза комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса.
Евгений Меркушев: покупатиельский спрос снизился, но не исчез
«Да, дела идут не очень хорошо. И все же ситуация не критична, покупательский спрос стал чуть ниже, но он все равно присутствует, — рассказал корреспонденту РЕКЛАМЫ-МАМЫ управляющий директор компании «Медведь-холдинг» Евгений Меркушев. — Так, в «Медведе» продажи упали чуть меньше, чем в целом по России — примерно на 40%».
Однако ситуация постоянно меняется. «Здесь надо понимать: рынок в целом падает, но у отдельных брендов он падает по-разному, — отмечает Евгений Меркушев.
— К примеру, если продажи Mercedes снизились на 50%, то для BMW эта цифра составляет около 10%.
Это связано с несколькими причинами, например, политикой поставщика, а также с тем, что, высвобождая вложенные средства, импортеры придерживаются старых цен. Например, большие запасы автомобилей 2008 года накоплены у Toyota, и эти машины продаются сейчас по более выгодным курсам и акциям. Так что количественно продажи могут даже расти, но это совсем не означает, что сохраняется маржа. А автомобили 2009 года имеют уже совсем другие цены».
Ринат Тухватулин: спрос на автомобили зависит от бренда
Ринат Тухватулин, генеральный директор «Ауди-центра в Красноярске», также подчеркивает, что спрос на автомобили зависит от бренда:
«На рынке премиум-сегмента по сравнению с миддл-сегментом дела обстоят неплохо. Так, продажи Audi упали по сравнению с 2008 годом не в таком значительном объеме, как продажи других автомобилей, — на 18%.
На сегодня Audi — лидер красноярских продаж, нам удалось существенно увеличить свою долю рынка. Во многом это связано с правильной политикой ценообразования нашего головного импортера: цены росли не скачкообразно, как, например, на Lexus или Mercedes, а постепенно. Кроме того, машины марки Audi — более раскаченный бренд».
Не жалуются на кризис и в ОАО «Красноярск-Лада». Маркетолог компании Дарья Пряжникова отмечает:
«Мы не заметили уменьшения продаж автомобилей «Лада», это подтверждают и маркетинговые отчеты. Льготные условия кредитования, хоть и не кардинальным образом, но увеличили продажи, стимулируют людей к покупке машин отечественных производителей. Тем более что «АвтоВАЗ» предлагает новые модели автомобилей».
И действительно, даже на Дальнем Востоке, по сообщению «Ленты.ру», «Лады» впервые обогнали по продажам Toyota — счет в пользу первых за полгода составил 834 к 801...
Охмурить покупателя
Словом, красноярские автосалоны находят своих клиентов. Тем не менее кризис заставил автодилеров пересмотреть некоторые подходы к бизнесу.
«Пусть и не основополагающим образом, но изменилось достаточно многое, — считает Ринат Тухватулин. — Мы стали завозить меньше автомобилей, но при этом, если можно так выразиться, завоз стал более «качественным». Если раньше спрос был буквально на все и постоянно рос, то сегодня мы ориентируемся на ликвидность автомобиля, на то, чтобы его легко можно было продать и не потерять банковские проценты».
В новых условиях продавцы борются за каждого покупателя: Юрий Харин, представитель отдела продаж ООО «ТЦ Фаворит», официального дилера Honda Motor, отмечает:
«Мы работаем в очень конкурентной среде. И в настоящее время особенно важно и необходимо отслеживать каждого покупателя, понимать, в чем причины его отказа от приобретения нашей марки и перехода на другую марку. Даже если клиент отказался от покупки, мы стараемся контролировать весь процесс принятия им окончательного решения и устанавливать причину».
Дмитрий Суханов:
автодилеры повернулись
к покупателю лицом
Дмитрий Суханов, директор «Рено-центра «Атлант»», считает это положительным влиянием кризиса:
«Автодилеры не на словах, а на деле повернулись к покупателю лицом. На счету каждый клиент, каждый звонок, каждый заказ-наряд. В ближайший год мы ожидаем значительного роста инсталляций CRM-систем.
Кстати, и сам покупатель сейчас стал более требовательным. Если раньше он выбирал марку, а затем — конкретный автомобиль, то сейчас обходит все (или почти все) автосалоны, выбирая машину под конкретную сумму, за которую он получит максимальный набор «услуг»».
Юрий Харин подчеркивает: «Нынешний клиент очень внимательно считает свои деньги. Ему требуется автомобиль вместительный, с хорошим запасом мощности двигателя и наряду с этим по лошадиным силам находящийся в категории, которая облагается наиболее выгодным налогом».
Изменились и покупатели, и продавцы.
«Что касается продавцов, то каждый автодилер пересмотрел свои операции, затраты, отношения с неэффективными работниками. Все это в целом, по моему мнению, оздоровит рынок, — говорит Дмитрий Суханов.
— С этим связан и отказ автодилеров от участия в Автомобильной неделе Сибири. Все участники соглашаются с крайней неэффективностью данного мероприятия. Необходимо искать другие форматы, другие подходы в продвижении марки, бренда автосалона».
Сервисное обслуживание
станет главным источником
дохода автодилеров
В условиях, когда люди реже покупают машины, они чаще занимаются их ремонтом: следовательно, главным направлением деятельности автодилеров станет техническое обслуживание автомобилей.
Ринат Тухватулин считает, что последнее как раз является нормой для этого вида бизнеса:
«Ориентация на сервисное обслуживание должна быть главным источником дохода дилеров. У нас же изначально складывалась неправильная ситуация, когда основным источником зарабатывания денег стали продажи.
Сегодня положение дел меняется, обслуживание выходит на первый план. Что касается красноярского «Ауди-центра», то мы уделяем сервисному обслуживанию много внимания, располагаем достаточными для этого площадями и персоналом. Могу сказать, что в этой области наблюдается рост до 30%».
В других автоцентрах доля внимания к сервисному обслуживанию и другим дополнительным услугам также увеличивается. Ну, а долю «представительских расходов» продолжают урезать. Так и Автомобильная неделя оказалась вычеркнутой из осеннего календаря этого года.
Кто кого объедет
Чего ожидают местные автодилеры от осеннее-зимнего сезона?
«Судя по тенденции последнего месяца, рынок немного оживился, и это отмечают все, — говорит Ринат Тухватулин. — Так что на ближайшее будущее прогноз скорее оптимистичный. Хотя я не думаю, что это связано с общим оздоровлением ситуации. Возможно, играет свою роль сезонность».
Юрий Харин ожидает спада продаж в сентябре-октябре, но к концу года — оживления рынка процентов на 20-25%. Дмитрий Суханов считает, что до Нового года особых изменений не произойдет:
«Будут распродаваться автомобили 2008 года. Есть надежда на ежегодное увеличение спроса в период осени-зимы, так что в целом я разделяю умеренно-позитивный взгляд на рынок до конца года».
А Евгений Меркушев полагает, что продажи более дорогих автомобилей 2009 года выпуска сгладят традиционный осенний скачок продаж:
«Мое субъективное мнение — до Нового года все останется на прежнем уровне. Это если не случится ничего критичного и не будет второй волны кризиса, которую многие эксперты прогнозировали этой осенью».
Автомобильный рынок ощутит последствия кризиса в полной мере в следующем году
Да и первая волна еще не схлынула и себя покажет.
«Автомобильный рынок ощутит последствия кризиса в полной мере в следующем году, — считает Дмитрий Суханов.
— 2010-й окажется наиболее сложным. Автопроизводители будут выпускать то количество автомобилей, которое соответствует новому уровню спроса. Огромные скидки сойдут на нет.
На первое место выйдут марки (и динамика 2009 года это подтверждает) автомобилей, которые собираются в России и имеют большую степень локализации. При этом в лидерах по-прежнему будут автомобили массового сегмента.
С радостью отмечу, что к таковым относится Renault Logan, производство которых будет увеличено к концу этого года в два раза (на текущий момент существует дефицит этих автомобилей). В следующем году не стоит ожидать роста продаж, они будут ниже уровня 2007 года. И это при условии, что экономика стабилизируется и прекратится спад ВВП. А заглядывать дальше 2010 года — значит попусту вводить в заблуждение читателей».
Словом, красноярские автодилеры не берутся давать долгосрочных прогнозов. Их сделала международная аудиторская компания KPMG, и ее выводы неутешительны.
Как сообщает газета «Ведомости», KPMG, опросив автопроизводителей и дилеров в разных странах мира, заключила, что возможности для развития автобизнеса заметно ограничены. В условиях кризиса дилеры не смогут привлечь новые кредиты или совершать вложения в акционерный капитал, а маржа прибыли на ближайшие годы прогнозируется на уровне не более 3-6%. Скорее всего, считают аудиторы, это выльется в серию слияний и поглощений и общее уменьшение числа дилеров на мировом рынке.
Судя по всему, борьба автодилеров за «место под солнцем» обострится и в нашем городе.
«У нас очень высока конкуренция, — говорит Евгений Меркушев. — Красноярск — город, который в Сибири лидирует по количеству и качеству предоставляемых услуг, начиная от качества автоцентров и заканчивая показателями продаж. Такие высокие стандарты были заданы первоначально».
Но, видимо, место на тесной парковке красноярских автодилеров еще есть. Об этом говорит недавнее появление на нашем рынке официального дилера компании Suzuki.
По информации «Делового квартала», продавать японские авто будет компания «Премиум», дочернее предприятие ООО «Росси» (магазины «Супербайк» и «Ермак-спорт»), которая раньше специализировалась на торговле мототехникой того же производителя. В автосалоне уже выставлены 5 моделей автомобилей Suzuki, и, несмотря на кризис, компания рассчитывает на продажу около 15-20 машин в месяц.
По прогнозам большинства экспертов, всего в 2009 году в России будет продано около 1,4 млн. новых машин. Это в два раза меньше, чем в прошлом году. Сколько из них будут ездить по красноярским дорогам, сказать трудно, но, судя по настроениям наших автодилеров, движение все-таки останется оживленным.
Татьяна АЛЁШИНА
РЕКЛАМА-МАМА