Правительство Красноярского края вознамерилось утвердить схему территориального планирования Красноярской агломерации, разработанную еще в начале 2010 г. столичными специалистами. Даже сейчас, когда многие из упоминающихся в схеме проектов уже реализованы, размах мысли проектировщиков способен впечатлить читателя.
На территории Красноярска и прилегающих районов предлагается отстроить два новых города-спутника, возвести еще один мост через Енисей, связать все населенные пункты с помощью метро, скоростных автомагистралей, судов на воздушной подушке и даже — внимание! — пассажирских дирижаблей.
Планы эти настолько масштабны, что кажутся доброй сказкой, в которую не верит даже сам сказочник. Сами проектировщики подтверждают: схема устарела и нуждается в актуализации.
Схема агломерации была разработана 4 года назад, но рассматривать и утверждать проект в правительстве будут только сейчас
Контракт на разработку схемы территориального планирования с питерским ФГУП «РосНИПИУрбанистики» краевое правительство заключило еще в 2008 г. Правда, в тексте самого документа сказано, что разработку его вело уже московское ОАО «Гипрогор». Создание схемы было закончено в феврале 2010 г., после чего край попытался согласовать документ в Минрегоинразвития РФ, но в Москве попытку проигнорировали.
На этом этапе схема подвисла на несколько лет, до тех пор, пока необходимость согласования с Москвой не отпала сама собой.
2 апреля 2014 г. на официальном портале Красноярского края был опубликован проект постановления об утверждении документа. К проекту прилагается и сама схема, при знакомстве с которой возникает мысль, что опубликовать ее следовало бы на день раньше, в «День смеха».
Авторы схемы в тексте документа с первых строк заявляют, что основным его стратегическим замыслом «является создание территориального образования», ни много ни мало «конкурентоспособного на мировом рынке». Этим замахом — сделать из местных Нью-Васюков столицу мира, а если получится, то и галактики — отличается весь документ.
Так, в одном из разделов авторы мимоходом замечают, что
«место Красноярской агломерации в Евроазиатском регионе нуждается в некоторой дополнительной оценке»,
в другом признаются, что при разработке схемы учитывался потенциал территории агломерации в структуре «Красноярского края, Российской Федерации и мира».
Планы разработчиков распространяются на территорию Красноярска, Дивногорска, Сосновоборска, Железногорска, Подгорного, а также Емельяновского, Березовского, Манского, Сухобузимского районов.
Часть планируемых к строительству объектов на сегодня уже сданы.
А многие по-прежнему кажутся фантастикой
Авторы отмечают, что в настоящее время жить в Красноярске дискомфортно, поскольку он занимает «плохо структурированную территорию, с большими производственными площадками, многочисленными зонами экологического и транспортно-инфраструктурного дискомфорта», а «на исторически сложившееся несовершенство городской застройки накладывается определяемое сиюминутными интересами частных застройщиков многоэтажное жилищное строительство».
Для разгрузки Красноярска авторы предлагают
построить город-спутник площадью около 2 тыс. га «на территории севернее села Шуваево, между селами Шуваево и Таскино».
«Это город численностью 50—100—200 тыс. человек с преимущественно среднеэтажной и малоэтажной плотной застройкой — до 4-6 этажей, с небольшими районами 1—2 этажной плотной индивидуальной застройки с приусадебными участками площадью 200—400 кв. м. Площадку предполагается связать с Красноярском скоростным рельсовым транспортом и модернизированными автомобильными дорогами», — сказано в документе.
В это поселение проектировщики предлагают вынести ряд учебных заведений с общежитиями, разместив здесь инновационную зону.
Еще один город-спутник разработчики предлагают построить на Кузнецовском плато.
«По комплексу условий проживания представляется целесообразным резко ограничить жилую застройку на правом берегу Енисея. Для компенсации выбываемого здесь жилищного фонда могут быть рассмотрены территории Кузнецовского плато на юго-востоке города (470 га), на территории Березовского района, расположенные на более высоких отметках и в связи с этим экологически более благоприятные для проживания. Здесь может быть создано городское образование с населением до 50 и более тыс. человек», — сказано в документе.
Много внимания в схеме уделено развитию транспортной инфраструктуры. Так, авторы предлагают определить от центра Красноярской агломерации зону радиусом в 60 км, «в которой по мере совершенствования транспортных средств возможна организация часовой транспортной доступности на общественном транспорте».
Города агломерации свяжут между собой дирижабли из Подгорного
Основные населенные пункты агломерации предлагается связать со всеми районами Красноярска скоростным транспортом, «включающим легкое метро, круглогодично функционирующие суда на воздушной подушке и автомобильные магистрали безостановочного движения».
Здесь разработчики делают самое смелое для всего документа предложение — о создании в агломерации системы аэровоздухоплавания.
«Внедрением в транспортный кластер инновационных видов транспорта — судов на воздушной подушке и дирижаблей — может быть достигнут мультипликативный эффект при условии производства судов на судоверфи Красноярска и дирижаблей — на пустующих производственных объектах поселка Подгорный», — сказано в документе.
С целью уменьшения транспортной нагрузки на Красноярск в схеме предлагается, в частности, построить дорогу-дублер для трассы Железногорск — Красноярск, возвести мост через Енисей в районе Железногорска, создать сеть магистральных дорог безостановочного движения в Красноярске с учетом агломерационных связей.
Отметим — поскольку схема на 4 года опоздала с принятием, в ней регулярно попадаются устаревшие данные. В частности, упоминается в будущем времени целый ряд уже построенных объектов, к примеру, перинатальный центр и ледовый дворец. По предположениям разработчиков, сделанным в 2010 г., к 2020 г. численность населения Красноярска должна была достигнуть в «довольно оптимистичном варианте» отметки в 970 тыс. человек, на деле же уже сейчас она перевалила за 1 млн.
Упоминается в схеме и Енисейский ферросплавный завод — против его размещения под Красноярском проектировщики возражали еще до начала публичной кампании по травле «ЧЕК-СУ.ВК».
«На основе разработки схемы уместно возразить против размещения на территории Красноярской агломерации металлургического завода по производству ферромарганцевых сплавов», — сказано в тексте.
Разработчики схемы и сами не отрицают, что она по прошествии лет требует актуализации.
Как рассказал ДЕЛА.ru первый заместитель генерального директора ОАО «Гипрогор» Сергей Бычков (руководит проектом по разработке генплана Красноярска), обычно подобные схемы готовятся с проектным сроком реализации в 20 лет.
«Конечно, схему надо бы сейчас актуализировать — в связи с разработкой генплана Красноярска, в связи с Универсиадой. Все это довольно сильно влияет на ситуацию. Генплан города мы делаем с учетом проделанной работы по агломерации, но после завершения работы над ним было бы неплохо вернуться к схеме агломерации и скорректировать ее», — сказал Бычков.
Он отметил, что реализации всех заложенных в схему идей ждать не стоит.
«Полностью все мероприятия, конечно, никогда не реализуется. Жизнь идет вперед, вносит коррективы. Обычно такие документы хотя бы раз в 10 лет корректируются и актуализируются», — сказал Бычков.
Депутат Госдумы РФ от Красноярского края Виктор Зубарев уверен, что схему территориального планирования Красноярской агломерации принимать необходимо.
«Агломерация дает кумулятивный эффект для сложения возможностей близлежащих территорий. Без регулирования получается, что крупные населенные пункты вырастают и высасывают все соки городов-спутников. А развитие должно быть совместным, что подразумевает некую экономическую координацию», — сказал Зубарев.
В долгосрочной перспективе, по мнению депутата, даже дирижаблестроение является для края вполне реальной перспективой,
которая обеспечит региону дополнительные преимущества.
«Это инновационный вид транспорта — не тот, который сгорал, когда его наполняли гелием в свое время, а современные большие большегрузные транспортные средства. Конечно, во второй половине 21 в. население края, Сибири и Дальнего Востока будет обязательно использовать этот вид транспорта. Я к этому с оптимизмом отношусь», — сказал Зубарев.
«Мечтать надо уже сегодня»
По мнению депутата, «разговаривать, планировать и мечтать» надо начинать уже сейчас. Но в более краткосрочной перспективе сосредоточиться следует на более приземленных проектах — со сроком окупаемости 5—7 лет.
В пресс-службе правительства Красноярского края ДЕЛА.ru сообщили, что проект постановления об утверждении схемы территориального планирования будет рассмотрен на одном из ближайших заседаний правительства.