На огромные промышленные площади под Красноярском продолжают приглашать инвесторов – компании, которые готовы зайти с проектами строительства новых предприятий. Территория раньше принадлежала заводу «Крастяжмаш», который не успели полностью достроить на излете СССР, а затем чуть не приспособили под ферросплавы. ДЕЛА выясняли, что происходит на площадке сейчас.

С высоты отлично видно, каким огромным изначально задумывался завод. Помимо тяжелой горной техники, по курсирующим в Красноярске слухам, позже здесь должны было быть и крупнейшее за Уралом производство танков. Но вскоре стали не нужны ни танки, ни экскаваторы
Корпорация развития Енисейской Сибири недавно вновь объявила поиск инвесторов для части территории завода под названием «Крастяжмаш-2». Названы ее параметры – это 42,2 гектара земель категории промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, ТВ, информатики, земель обороны, безопасности и иного специального назначения. На участках возведены здания – бывшие производственные и вспомогательные цеха гиганта машиностроения на площади около 73 тыс. кв. м. Все это постройки 1980‑1988 годов.

«Крастяжмаш» построили на севере Красноярска. Теперь это удачное место – здесь пересекаются главная широтная автодорога России – трасса Р-255 «Сибирь» – и Енисейский тракт, ведущий на север региона
Девелоперов ждут на промплощадке для строительства разных объектов: предприятий по металлообработке и производству строительных материалов, логистического комплекса, машиностроительного завода. Собственно, когда-то «Крастяжмаш» как раз и должен был стать центром современного машиностроения во всей Центральной и Восточной Сибири.

Когда-то здесь собирали огромные и сильные машины, в том числе и шагающие экскаваторы
Не дошагали
Немного истории. Решение построить завод по производству крупной экскаваторной техники принималось советским правительством еще в 1970-е годы с учетом дальнейших перспектив бурного развития.
Техника требовалась для освоения угольных разрезов Канско-Ачинского угольного бассейна на территории края:
для этого в институтах разных городов проектировались огромные карьерные экскаваторы с емкостью ковша 12,5 кубометра и шагающие экскаваторы емкостью 40 кубов и выше.

«Крастяжмаш» успел запуститься – он какое-то время производил драглайны и карьерные экскаваторы, которые использовались на угольных разрезах Красноярского края
Площадку под новое предприятие, которое решили максимально приблизить к КАТЭКу (заводы по выпуску тяжелой техники работали далеко – на Урале), выбрали в 1978 году, в том же году начали стройку. Для кадрового обеспечения «Крастяжмаша» неподалеку возвели целый район – Солнечный, ныне самый быстрорастущий в Красноярске.

Одни из первых домов Солнечного. В нижнем углу снимка видна железнодорожная линия для электрички, которая должна была ежедневно отвозить рабочих за 10 км на завод и возвращать обратно в конце смены в их тогда еще небольшой город-спутник Красноярска
Предполагалось, что новый завод должен выпускать тяжелую и горную технику в объемах, впятеро больших, чем все подобные предприятия СССР. «Красноярский завод тяжелых экскаваторов», которому построили и сдали первую очередь, в начале 1980-х стал самым современным машиностроительным предприятием страны. Первый экскаватор выпустили в 1982 году, и производство карьерных и шагающих экскаваторов продолжалось вплоть до конца 1980-х.

Огромные ныне пустующие заводские корпуса дают представление о коллосальных размерах производившейся здесь когда-то техники
В 1990-е «Крастяжмаш» вошел в ОАО «Красэнергомаш-холдинг», где производили оборудование, запчасти и выполняли ремонт.
Но сполна социалистические планы по строительству завода так и не были реализованы, а большие производственные корпуса простаивали с 1992 года.

История с Енисейским ферросплавным заводом на площадях «Крастяжмаша» заметно всколыхнула Красноярск. В итоге инвесторам пришлось отказаться от сомнительного с экологической точки зрения проекта. Так что пустующие площади все еще ждут менее вредное производство
В 2010-х годах на промплощадку «Крастяжмаша» появились новые виды: сюда собирался зайти инвестор, ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК», с целью производства марганцевых ферросплавов – продукции для сталелитейной отрасли. Соглашение о строительстве завода было подписано с правительством Красноярского края, однако в 2011 году в регионе возникли массовые экологические протесты против создания «Яд-завода» (так называли предприятие красноярцы).
В итоге в 2013 году от решения отказались, последовали многочисленные суды, а сам несостоявшийся инвестор, который так и не сумел выстроить диалог с обществом, обанкротился.

Часть территории завода уже занята производством, но места на новые стройки здесь хватит всем
Работа идет, места есть
Тем не менее сегодня площадка «Крастяжмаша» не простаивает. Как рассказали ДЕЛА в Корпорации развития Енисейской Сибири, там работают несколько десятков предприятий. Среди них «Сибинстрем» – сервисная компания РУСАЛа, РТК-генерация (СГК), производитель стройматериалов для проектов «Гуриати», «Сибирские теплицы», средние и мелкие предприятия лесопромышленного комплекса, переработчики камня, а также распределительный центр «Пятерочки».

РЦ «Пятерочка» на территории «Крастяжмаша». Скоро рядом должен появиться логистический центр крупнейшего россйского маркетплейса, а в 4 км южнее около Старцево располагается большой логистический парк «Емельяновский»
В перспективе на территории будет строиться распределительный центр Wildberries и промпарк «Промзавод»: соглашение о развитии свыше 8 гектаров промплощадки Корпорация заключила в этом году с ООО «Индустриальный парк «Промзавод», учредителем которого является индустриальный парк «Красный Яр».

Если пассажирскую железнодорожную линию от Солнечного давно разобрали, то грузовая ветка с выходом на станцию Красноярск-Северный (обход Транссибом Красноярска) вполне себе функционирует
Как сообщили в Корпорации, «Промзавод» на сегодня сформировал мастер-план застройки территории, провел геодезические исследования. Решается вопрос по техусловиям.
Для всех инвесторов частично занятое место выглядит привлекательным: прежде всего благодаря близости к городу и ключевым трассам.
Имеются возможности подключения теплоснабжения, водоснабжения и вотдоотведения (сети подведены к границам площадки). На его границе также проходит железнодорожная ветка.

Остается надеяться, что несмотря на все сложности некогда задуманное воплотится, и эта огромная так и не освоенная территория на севере Красноярска все-таки станет значимым машиностроительным и промышленным центром
Однако есть и сложности.
«Имеются проблемы с юридическим подключением к электричеству: «Россети Сибирь» отдали всю имеющуюся мощность московской компании, которая выкупила электрические сети при банкротстве «ЧЕК.СУ-ВК», – рассказали ДЕЛА в Корпорации. – Поэтому на месте отсутствует свободная мощность».
Дороговизну и длительность подключения к электрическим сетям называют основной проблемой и на «Промзаводе».
Тем не менее в Корпорации развития Енисейской Сибири считают, что у площадки хорошие перспективы: «Есть свободная земля, и если есть желание строить и развивать свой бизнес, на «Крастяжмаше» возможности найдутся».
Фото: Корпорация развития Енисейской Сибири
и архивы Красноярска