статья

Площадке гиганта советского машиностроения «Крастяжмаш» ищут инвесторов

На огромные промышленные площади под Красноярском продолжают приглашать инвесторов – компании, которые готовы зайти с проектами строительства новых предприятий. Территория раньше принадлежала заводу «Крастяжмаш», который не успели полностью достроить на излете СССР, а затем чуть не приспосо­били под ферросплавы. ДЕЛА выясняли, что происходит на площадке сейчас.

Крастяжмаш под Красноярском - вид с высоты
С высоты отлично видно, каким огромным изначально задумывался завод. Помимо тяжелой горной техники, по курсирующим в Красноярске слухам, позже здесь должны было быть и крупнейшее за Уралом производство танков. Но вскоре стали не нужны ни танки, ни экскаваторы

Корпорация развития Енисейской Сибири недавно вновь объявила поиск инвесторов для части территории завода под названием «Крастяжмаш-2». Названы ее параметры – это 42,2 гектара земель категории промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, ТВ, информатики, земель обороны, безопасности и иного специального назначения. На участках возведены здания – бывшие производственные и вспомогательные цеха гиганта машиностроения на площади около 73 тыс. кв. м. Все это постройки 1980‑1988 годов.

Расположение Крастяжмаша на карте
«Крастяжмаш» построили на севере Красноярска. Теперь это удачное место – здесь пересекаются главная широтная автодорога России – трасса Р-255 «Сибирь» – и Енисейский тракт, ведущий на север региона

Девелоперов ждут на промплощадке для строительства разных объектов: предприятий по металлообработке и производству строительных материалов, логистического комплекса, машиностроительного завода. Собственно, когда-то «Крастяжмаш» как раз и должен был стать центром современного машино­строения во всей Центральной и Восточной Сибири.

Вид заброшенных цехов Крастяжмаша изнутри
Когда-то здесь собирали огромные и сильные машины, в том числе и шагающие экскаваторы

Не дошагали

Немного истории. Решение построить завод по производству крупной экскаваторной техники принималось советским правительством еще в 1970-е годы с учетом дальнейших перспектив бурного развития.

Техника требовалась для освоения угольных разрезов Канско-Ачинского угольного бассейна на территории края:

для этого в институтах разных городов проектировались огромные карьерные экскаваторы с емкостью ковша 12,5 кубометра и шагающие экскаваторы емкостью 40 кубов и выше.

Продукция Крастяжмаша - экскаватор
«Крастяжмаш» успел запуститься – он какое-то время производил драглайны и карьерные экскаваторы, которые использовались на угольных разрезах Красноярского края

Площадку под новое предприятие, которое решили максимально приблизить к КАТЭКу (заводы по выпуску тяжелой техники работали далеко – на Урале), выбрали в 1978 году, в том же году начали стройку. Для кадрового обеспечения «Крастяжмаша» неподалеку возвели целый район – Солнечный, ныне самый быстрорастущий в Красноярске.

Солнечный в Красноярске
Одни из первых домов Солнечного. В нижнем углу снимка видна железнодорожная линия для электрички, которая должна была ежедневно отвозить рабочих за 10 км на завод и возвращать обратно в конце смены в их тогда еще небольшой город-спутник Красноярска

Предполагалось, что новый завод должен выпускать тяжелую и горную технику в объемах, впятеро больших, чем все подобные предприятия СССР. «Красноярский завод тяжелых экскаваторов», которому построили и сдали первую очередь, в начале 1980-х стал самым современным машиностроительным предприятием страны. Первый экскаватор выпустили в 1982 году, и производство карьерных и шагающих экскаваторов продолжалось вплоть до конца 1980-х.

Огромные сохранившиеся корпуса Крастяжмаша изнутри
Огромные ныне пустующие заводские корпуса дают представление о коллосальных размерах производившейся здесь когда-то техники

В 1990-е «Крастяжмаш» вошел в ОАО «Красэнергомаш-холдинг», где производили оборудование, запчасти и выполняли ремонт.

Но сполна социалистические планы по строительству завода так и не были реализованы, а большие производственные корпуса простаивали с 1992 года.  

Площадки Крастяжмаша пустующие
История с Енисейским ферросплавным заводом на площадях «Крастяжмаша» заметно всколыхнула Красноярск. В итоге инвесторам пришлось отказаться от сомнительного с экологической точки зрения проекта. Так что пустующие площади все еще ждут менее вредное производство

В 2010-х годах на промплощадку «Крастяжмаша» появились новые виды: сюда собирался зайти инвестор, ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК», с целью производства марганцевых ферросплавов – продукции для сталелитейной отрасли. Соглашение о строительстве завода было подписано с правительством Красноярского края, однако в 2011 году в регионе возникли массовые экологические протесты против создания «Яд-завода» (так называли предприятие красноярцы).

В итоге в 2013 году от решения отказались, последовали многочисленные суды, а сам несостоявшийся инвестор, который так и не сумел выстроить диалог с обществом, обанкротился.

Крастяжмаш вид с высоты синий корпус
Часть территории завода уже занята производством, но места на новые стройки здесь хватит всем

Работа идет, места есть

Тем не менее сегодня площадка «Крастяжмаша» не простаивает. Как рассказали ДЕЛА в Корпорации развития Енисейской Сибири, там работают несколько десятков предприятий. Среди них «Сибинстрем» – сервисная компания РУСАЛа, РТК-генерация (СГК), производитель стройматериалов для проектов «Гуриати», «Сибирские теплицы», средние и мелкие предприятия лесопромышленного комплекса, переработчики камня, а также распределительный центр «Пятерочки».

Большой распределительный центр пятерочка на территории Крастяжмаша
РЦ «Пятерочка» на территории «Крастяжмаша». Скоро рядом должен появиться логистический центр крупнейшего россйского маркетплейса, а в 4 км южнее около Старцево располагается большой логистический парк «Емельяновский»

В перспективе на территории будет строиться распределительный центр Wildberries и промпарк «Промзавод»: соглашение о развитии свыше 8 гектаров промплощадки Корпорация заключила в этом году с ООО «Индустриальный парк «Промзавод», учредителем которого является индустриальный парк «Красный Яр».

Железнодорожная ветка к Крастяжмашу
Если пассажирскую железнодорожную линию от Солнечного давно разобрали, то грузовая ветка с выходом на станцию Красноярск-Северный (обход Транссибом Красноярска) вполне себе функционирует

Как сообщили в Корпорации, «Промзавод» на сегодня сформировал мастер-план застройки территории, провел геодезические исследования. Решается вопрос по техусловиям. 

Для всех инвесторов частично занятое место выглядит привлекательным: прежде всего благодаря близости к городу и ключевым трассам.

Имеются возможности подключения теплоснабжения, водоснабжения и вотдоотведения (сети подведены к границам площадки). На его границе также проходит железнодорожная ветка.

Панорама Крастяжмаша с севера-запада
Остается надеяться, что несмотря на все сложности некогда задуманное воплотится, и эта огромная так и не освоенная территория на севере Красноярска все-таки станет значимым машиностроительным и промышленным центром

Однако есть и сложности.

«Имеются проблемы с юридическим подключением к электричеству: «Россети Сибирь» отдали всю имеющуюся мощность московской компании, которая выкупила электрические сети при банкротстве «ЧЕК.СУ-ВК», – рассказали ДЕЛА в Корпорации. – Поэтому на месте отсутствует свободная мощность».

Дороговизну и длительность подключения к электрическим сетям называют основной проблемой и на «Промзаводе».

Тем не менее в Корпорации развития Енисейской Сибири считают, что у площадки хорошие перспективы: «Есть свободная земля, и если есть желание строить и развивать свой бизнес, на «Крастяжмаше» возможности найдутся».

Фото: Корпорация развития Енисейской Сибири
и архивы Красноярска

© ДЕЛА.ru

 

новости

«Маховик работает»: в крае cостоялся антикоррупционный форум Красноярск стал центром федерального диалога о борьбе с корруп­цией: 27 ноября в СФУ прошел IX Сибирский антикоррупционный форум. Юристы, правоохранители…

Старейший завод Красноярска получил нового собственника Старейший завод Красноярска, ЭВРЗ, снова сменил владельца. Контрольный пакет акций в рамках банкротства предыдущего собственника, новосибирского АО «СК Афина Паллада»…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела. ру»