Государственная историко-культурная экспертиза одобрила проектную документацию на реставрацию и капитальный ремонт Коммунального моста – объекта культурного наследия регионального значения.

У исторического моста шесть пролетов, и первый – через ул. Дубровинского. Длина всего Коммунального около 2,3 км, ширина – 24,1 м, а высота над Енисеем – 27 м, что примерно равно высоте 9-этажного дома
Реставрировать и ремонтировать будут весь мост, построенный еще в 1961 году, – ту часть, что пролегает над главным руслом Енисея, путепровод над островом Отдыха и мост через Абаканскую протоку.

Конструктивные решения по ремонту моста состоят из трех томов и разработаны для каждой из трех его частей. Кстати, мосты через основное русло и Абаканскую протоку признаны ограниченно-работоспособными, а через остров Отдыха – работоспособным
Экспертиза показала, что проектная документация
соответствует всем требованиям закона и обеспечит сохранность памятника при проведении работ.

В ходе реставрации предполагается восстановить утраченные и починить дефектные архитектурные, конструктивные и декоративные элементы, сохранить подлинность и историко-культурную ценность моста, а также приспособить его к современному использованию.
ВО МНОГОМ ПЕРВЫЙ
Коммунальный – самый длинный в Азии на момент постройки, а также первый в мире мост с монтажом трехшарнирных сводов со специальных понтонов. Такая же технология применялась при стройке моста в Лужниках через Москва-реку, но там навели всего один балочный пролет в 105 м, а над Енисеем – пять по 150 м каждый.

Строительство опор Коммунального моста (1958 год). До его появления красноярцы перебирались с берега на берег зимой по льду незамерзающего Енисея, а летом – по понтонной переправе
Мост через Енисей имеет богатое архитектурно-декоративное оформление: гранитные ограждения, литые фонарные столбы, символические щиты с годом постройки и заводской маркировкой (1961, КСРЗ – Красноярский судоремонтный завод), лестницы и балконы. Все это намерены сохранить. Кстати, эксперты отмечают, что утраты за годы использования мостового перехода незначительные.

Коммунальный мост: еще без дорожного полотна, 1959
Строили объект в Сибири специалисты со всего СССР, и группе строителей затем вручили Ленинскую премию.

Так наводили арки над Абаканской протокой
из местного гранита
В ходе ремонтных работ планируется починить мостовое полотно, причем с укладкой новой монолитной накладной плиты, привести в порядок пролетные строения, опоры, смотровые площадки и освещение. Также будут обустроены водоотвод, восстановлены лестничные сходы и усилены меры транспортной безопасности.
На Коммунальном уложат новое асфальтобетонное покрытие и заменят поврежденные гранитные блоки, огораживающие тротуары (гранит привезут с Ушканского месторождения в Красноярском крае).

Мосту отремонтируют и всю «изнанку»: например, смотровые ходы
Все цвета и материалы будут применять строго исторические.

Благодаря во многом строительству Коммунального моста в городе появились благоустроенная площадь на левом берегу и набережная, на правом – Предмостная, а на острове Отдыха – крупные спортивные объекты. Теперь без них представить Красноярск невозможно
Десять лет спустя
ДЕЛА писали, что о необходимости капитального ремонта самого старого автомобильного моста Красноярска говорят не первый год. Заключение экспертизы дает «зеленый свет» реализации этого проекта.
Напомним, проезжую часть моста ремонтировали еще в 2017 году: этим занимался «Сибиряк» за 385 млн рублей. Тогда возник скандал из-за качества работ – строителей обвинили в отступлениях от проекта и использовании неподходящих для ремонта материалов. Мэрия расторгла договор с «Сибиряком», а капремонт отложили на неопределенный срок.
В 2023 году на переправе через Енисей обновили асфальт, но объекту требуются более серьезные работы.

Коммунальный мост в Красноярске – и пример сложнейшего инженерного сооружения, и ключевой транспортный объект города, и его архитектурное украшение, и один из символов
В конце мая этого года мэрия объявила аукцион на выполнение проектно-изыскательских работ для ремонта Коммунального моста с прохождением государственной историко-культурной экспертизы. Исполнителем выбрали «Сибирьреставрацию» из Новосибирска, с которой заключили контракт на 43,6 млн рублей в июне.

Вероятно, на время ремонта мост придется перекрывать. Красноярцы это уже проходили
Подрядчик должен был провести инженерные изыскания, а затем подготовить рабочую документацию, проект организации ремонта и смету, что на сегодня и сделано.
Когда начнется сам ремонт – пока неясно.
Ранее в городском УДИБ сообщили ДЕЛА, что точный срок старта самого ремонта пока не обозначен даже примерно.
Фото: материалы экспертизы (А. Алексеев), ДЕЛА