Утверждены новые Правила технической эксплуатации внеуличного транспорта, которые будут едины для всего Красноярского края. Они разработаны с учетом грядущего запуска скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта самого Красноярска (он же метротрамвай, или, как сокращенно указано в документе, ЛМТ).

Системы легкорельсового транспорта в тоннелях широко представлены по всему миру, и особенно эта система развита в Германии. В России метротрам сейчас эксплуатируется в Волгограде, но скоро подземные трамвайные участки будут запущены в Челябинске и Красноярске
Эти объемные правила за подписью председателя правительства Красноярского края устанавливают основные требования к техническому состоянию объектов инфраструктуры нового типа городского электротранспорта, его подвижного состава, тяговых подстанций, контактных и кабельных сетей, рельсовых путей, устройств сигнализации, централизации и блокировки, к содержанию остановочных пунктов, зданий и сооружений ЛМТ.
Что входит в новые правила метротрамвая
В большом – 117-страничном – документе описаны рамочные требования по конструкции и процедуре ввода в эксплуатацию объектов метротрамвайного транспорта, включая электродепо и ремонтные мастерские. Также там регламентируются маневровые работы и отстой транспорта, размещение ремонтно-эксплуатационного и иного персонала, требования к подвижному составу и его обслуживанию.

Правила включают в себя описание не только подземных участков первого этапа, но и продолжение Красноярского метротрама далее, уже по поверхности
Например, из документа следует, что расстояние между следующими один за другим трамвайными метросоставами должно составлять при скорости движения до 20 км/ч не менее 60 м – и уже не менее 120 м при большей скорости. А на подъемах и спусках с уклоном свыше 4% (которые, вероятно, будут созданы в тоннелях на перегонах от центра города в сторону Копылова и на Взлетку) – уже не менее 200 метров. Также скорость движения зависит от радиуса кривых.
Ширина рельсовой колеи для Красноярского метро обозначена как стандартная русская железнодорожная колея, которая применяется и на остальной части трамвайной сети мегаполиса, – на прямых участках в 1524 мм (опять же с нюансами, зависящими от верхнего строения пути и кривых радиусов). Указаны и допустимые износы рельсов и колесных пар.

Красноярские власти уже заявили о скором начале проектирования развития линии Красноярского метротрама в спальные районы (прежде всего в Северный). В будущем планируется объединить весь легкорельсовый транспорт правого и левого берега в единую систему
Также подробно расписано, как должны быть устроены и эксплуатироваться преобразовательные электротяговые подстанции, контактная и кабельные сети, сооружения и устройства сигнализации, связь, тоннельные пути и сами остановочные пункты.

Большинство остановочных пунктов, как и тоннели Красноярского метро, будут расположены весьма близко к поверхности. Кроме одной станции
Персонал и станции Красноярского метро
В правилах приведены и ТУ на проектирование объемно-планировочных решений остановочных пунктов, расположения персонала и эксплуатационной схемы линии Красноярского метротрамвая.

На ул. Высотной в долине ручья Серебряный идет подготовка площадки для строительства будущего электродепо «Октябрьское» Красноярского метро. На первом этапе планируется запустить на линию 14 трехвагонных трамвайных составов
В частности, указано, что основное размещение сотрудников предусмотрено в здании электродепо на ул. Высотной, а также в объединенном здании эксплуатационного персонала в пер. Телевизорном (Троллейбусное депо №2). Кроме того, специальные помещения для персонала создадут на остановочных пунктах «Высотная», «Улица Копылова» и «Вокзальная».

Станционный комплекс на Копылова будет единственным глубокого заложения (48 метров) со специальной эскалаторной службой. Его общая площадь превысит 8,7 тыс. кв. метров, а длина посадочной платформы составит около 80 метров
На каждой из шести станций будут комнаты для хранения уборочной техники, пост полиции (с помещениями для задержанных), диспетчерский пункт, аппаратная, серверная, щитовые и т. д. А вот помещения для эскалаторной службы будут далеко не везде, поскольку большинство станций – мелкого заложения.
Остановочные пункты Красноярского метротрама
Станция | Тип станции и глубина заложения | Эскалаторная служба | Ширина платформы |
«Высотная» |
Островная Мелкого заложения |
Нет |
8,9–10,1 м |
«Копылова» |
Островная Глубокого заложения |
Есть |
18,2 (межпутье 21 м) |
«Вокзальная» |
Островная Мелкого заложения |
Нет |
10 м |
«Революции» |
Островная Мелкого заложения |
Нет |
10 м |
«Карла Маркса» |
Островная Мелкого заложения |
Нет |
10 м |
«Шахтеров» |
Островная Мелкого заложения |
Нет |
7 м |
Также в документе отдельно указано, что длина остановочных платформ для посадки и высадки пассажиров станций тоннельного участка должна превышать расчетную длину трамвая на перспективное развитие не менее чем на 6 м, а для наземных станций – не менее чем на 10 метров.

Принятые правила предписывают проектировать станции Красноярского метротрамвая с учетом перспектив возможного увеличения длины подвижного состава
Это говорит о том, что на трехвагонных трамвайных поездах на первом этапе красноярские власти не зацикливаются. И при увеличении пассажиропотока Красноярское метро может перейти на четырехвагонные или даже более длинные и вместительные легкорельсовые составы.
Фото: ДЕЛА, «БТС-Мост»,
ЦТЛ, ПКТС, УКВЗ