статья

В Красноярске начали прокладывать новый тоннель метро

В Красноярске торжественно запустили тоннелепроходческий комплекс «Анастасия», который начал прокладывать левый перегонный тоннель первой линии нового скоростного транспорта города, метротрамвая, от станции «Площадь Революции» до станции «Вокзальная».

Это уже четвертый по счету ТПМК из шести, которые предполагается задействовать при строительстве Красноярского метро – важнейшего транспортного проекта 2020-х.

Котлован метро на площади Революции в Красноярске
От котлована на главной площади Красноярска проходческие щиты проследуют в сторону железнодорожного вокзала

В церемонии запуска тоннелепроходческого комплекса на площади, где размещается одна из самых крупных стройплощадок метротрамвая, приняли участие губернатор Красноярского края Михаил Котюков и председатель Наблюдательного совета АО «Бамтоннельстрой-Мост» Руслан Байсаров, строители и ветераны отрасли.

ТПМК Анастасия в Красноярске
Новый, уже четвертый по счету тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) начал прокладку Красноярского метро

Шесть щитов

ТПМК, который с мая собирали в монтажном котловане у памятника Ленину, назван в честь Героя Социалистического Труда Анастасии Тимофеевны Стеблевой – выдающегося геолога Ангарской разведочной экспедиции. «Анастасия» пройдет 1262 метра на глубине 12–16 метров. В ходе работ будет установлено 900 колец железобетонной обделки с внутренним диаметром 5,4 метра. Проходка ведется полностью закрытым способом, без выходов на поверхность.

Схема перегона Красноярского метро Вокзальная - Пл. Революции
Схема перегона Красноярского метро от ст. «Вокзальная» до ст. «Площадь Революции». Но рыть тоннели будут с востока на запад

Глубина стартового котлована на «Площади Революции» составляет 12 метров. Вывоз грунта и доставка материалов будут организованы в ночное время, чтобы минимизировать влияние на городской трафик. Аналогичный режим действует и на улице Шахтеров.

На Площади Революции уже завершается монтаж второго комплекса – «Ирина», который в будущем проложит правый перегонный тоннель до станции «Вокзальная».

ТПМК Анастасия и Ирина в Красноярске
Вскоре вслед за «Анастасией» прокладывать правый перегонный тоннель от памятника Ленину (порядок считается по направлению Высотная – Шахтеров) отправится и ТПМК «Ирина». Сейчас завершается его подготовка к запуску

«Мы запустили четвертый тоннелепроходческий комплекс, а в ближайший месяц ожидаем старт пятого. Важно, что строительство ведется в соответствии с проектными решениями, необходимая техника и ресурсы имеются, персонал набран. Работы развернуты на всех площадках. В ближайшее время последние этапы проекта метро пройдут государственную экспертизу, и у нас появится полный комплект всех необходимых документов», – отметил губернатор Красноярского края Михаил Котюков.

Церемония запуска ТПМК Анастасия
Торжественный запуск очередного ТПМК для прокладки метро в Красноярске

После завершения работ на участке до «Вокзальной» комплекс «Анастасия» продолжит движение в сторону станции «Улица Копылова», где будет работать в паре с еще одним щитом – «Валентина». Его соберут в котловане рядом с железнодорожным вокзалом.

Схема проходки западной части Красноярского метро со стрелочками движения ТПМК
Схема проходки западной части Красноярского метротрама. Стрелками показано направление проходки тоннелей щитами от котлованов станций

Тем временем щиты «Екатерина» и «Соломея», завершив проходку тоннелей между станциями «Улица Шахтеров» и «Улица Карла Маркса», будут демонтированы в котловане на Маркса и доставлены на площадь Революции. Оттуда они начнут прокладку тоннелей в обратном направлении – к зданию городской администрации.

Красноярское метро прошло 4 км
В восточной части «БТС-Мост» проложил уже более 4 км метротоннелей и по правой ветке уже преодолел русло р. Качи, выйдя на основную террасу Енисея в исторической части Красноярска (показано зеленым цветом)

На сегодня ТПМК-«пионеры» Красноярского метро уже преодолели в сумме расстояние более четырех километров. «Екатерина» уже миновала важный рубеж: прошла под руслом реки Качи, и вскоре этой отметки достигнет и «Соломея».

ТПМК Ирина на Высотной
От другой конечной станции, «Высотная», из Северо-Западного в сторону ст. «Ул. Копылова» сейчас прокладывает тоннель китайский ТПМК «Евгения». Второй тоннель здесь уже есть – он остался от прежней попытки строительства Красноярского метро на рубеже веков

Третий проходческий щит, «Евгения», с начала августа прокладывает тоннель от станции «Высотная» до станции «Улица Копылова». Длина пути составит 2,64 км, и вместе со старым «советским» параллельным тоннелем это будут самые глубокие коммуникации с перепадом высот от 10 до 49 м. Напомним, что там работы ведет второй субподрядчик – китайское ООО «16-е управление СиАрСиСи», «дочка» Китайской государственной железнодорожной строительной корпорации China Railway Constuction LTD4.

За каждым из тоннелепроходческих щитов следят сотни специалистов из разных регионов России и зарубежья. 

Ротор головка ТПМК
Именно этой частью ТПМК вгрызается в грунт под Красноярском и в конце концов прорывает тоннель диаметром чуть более 6 метров. После укрепления железобетонной обделкой метротоннель получит стандартный внутренний диаметр в 5,4 метра

«Условия непростые»

«Анастасия» – это механизированный комплекс, который одновременно разрабатывает грунт и устанавливает кольца обделки тоннеля. Для безопасности сборка ведется внутри щита под защитой. Скорость проходки составляет до 250 метров в месяц.

Управление проходческим щитом полностью автоматизировано
Управление проходческим щитом полностью автоматизировано

«Геология на участке представлена галечником с прослойками глины, глубина заложения тоннеля – от 12 до 16 метров. Условия непростые, но технология отработана, и все будет выполнено в срок», – рассказал руководитель ОП «Красноярск» АО «Бамтоннельстрой-Мост» Константин Пономаренко.

ТПМК вид в котловане
ТПМК – это огромный механизм, который одновременно и разрабатывает грунт, и сразу укрепляет своды получившегося тоннеля, и выдает отработанную породу наружу

Главный инженер Андрей Осипов уточнил, что проходка до «Вокзальной» займет около шести месяцев. Через 374 метра комплекс достигнет притоннельного сооружения в районе Радиозавода, где глубина тоннеля составит 16 метров – максимальную для этого участка.

«Работа комплекса абсолютно бесшумна. Даже внутри слышен только шум электродвигателей. Жители центра города не почувствуют ни вибрации, ни шума», – подчеркнул Андрей Осипов.

Общая схема первой очереди Красноярского метротрама
Общая схема текущей подземной проходки первой очереди Красноярского метротрама (показано зеленым). Линия будет протяженностью 11 км с шестью остановочными пунктам

Напомним, что первый этап проекта – это 11 километров трассы с шестью станциями: «Высотная», «Улица Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции», «Улица Карла Маркса» и «Улица Шахтеров». Заказчиком метро является краевой «Центр транспортной логистики», генподрядчиком – ГК «Моспроект-3».

В дальнейшем метротрамвай станет частью единой транспортной системы города, а перспективы у «подземки» вполне земные –

согласно планам, в дальнейшем линии нового вида транспорта протянутся по поверхности как в сторону активно развивающегося района на западной окраине города, так и в противоположную, по Советскому району.

Судя по быстрым темпам строительства, красноярцы смогут прокатиться на метро уже через несколько лет.

 Фото: ДЕЛА, АО «Бамтоннельстрой-Мост»

© ДЕЛА.ru

 

новости

В крае возьмутся за «серые» базы отдыха и отели С 1 сентября сервисы бронирования отелей ждет чистка – из них исчезнут все неаккредитованные коллективные средства размещения. Более того, те, кто…

Красноярский цирк попытаются открыть к 400‑летию города На портале госзакупок появилось объявление о конкурсе на проектно-сметную документацию и капитальный ремонт гостиницы для цирковых артистов в Красноярске…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела. ру»