статья

В Сибири призвали нарастить перевозки по Енисею

Великие сибирские реки – Енисей, Обь, Лена, Иртыш, Ангара – сегодня работают менее чем на 30% от советских показателей грузоперевозок. Ситуацию хотят исправить: ДЕЛА выясняли, за счет каких проектов Красноярского края может развиваться использо­­вание его главной водной артерии. Очевидно, что процесс этот очень долгий и непростой.

Злобинский грузовой район Красноярского речного порта
Злобинский грузовой район Красноярского речного порта

О планах на совещании по вопросам развития Сибирского федерального округа рассказал полномочный представитель президента РФ Анатолий Серышев. Полпред призвал восстановить транспортно-логистический потенциал великих сибирских рек. По каким направлениям это может быть сделано?

Выход на Северный морской путь

Интенсификация доставки грузов по внутренним водным маршрутам рассматри­вается в свете поставленной президентом задачи о развитии Северного морского пути.

Порт Дудинка корабли на рейде
Порт Дудинка расположен на Енисее примерно в 700 км выше от его устья. При поддержке ледокольного флота здесь могут круглогодично принимать и обрабатывать морские суда с осадкой до 12 метров

Рост судоходства по Оби и Енисею позволит создать сезонные (действующие 4-5 месяцев в году), но мощные дополнительные транспортные пути, которые свяжут богатые сырьем и промышленно развитые регионы центра и юга Сибири с портами на Северном Ледовитом океане. Это в свою очередь позволит частично разгрузить Транссиб от экспортных грузопотоков с сторону стран Юго-Восточной Азии через дальневосточные тихоокеанские порты России.

Транспортная схема железнодорожных и внутренних водных путей Центральной Сибири - Енисей
Транспортная схема магистральных железнодорожных и внутренних водных путей Центральной Сибири – Енисей дает выход в Заполярье и на Северный морской путь

Потенциал Енисея

В советский период общий объем грузоперевозок в Енисейском бассейне (Енисей и его притоки: Ангара, Большой Пит, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Большая Хета + другие) за навигацию составлял около 28 млн тонн.

Нефтеналивная баржа загружается на терминале Таймырской топливной компании на Енисее под Красноярском
Все ГСМ на север Красноярского края доставляются нефтеналивным самоходным флотом и несамоходными баржами по Енисею или его притокам

Как рассказали ДЕЛА в ФБУ «Администрация Енисейречтранс» (отвечает за содержание внутренних водных путей), сейчас в бассейне работает около 150 лицензированных грузоперевозчиков. В навигационный период 2024 года по основным магистральным маршрутам (собственно Енисей и Ангара) ими было доставлено 6,1 млн тонн грузов. Из них более половины – 3,2 млн тонн – приходится на долю Енисейского пароходства.

Таким образом, текущие объемы использования Енисея как грузовой артерии на Север составляют всего 21% от советских рекордов.

Баржа на Енисее с грузом автомобилей грузовых
В прошлую навигацию только в Северный завоз до Дудинки (без учета притоков) было доставлено 3,7 млн тонн грузов. В результате проведенных «Енисейречтрансом» работ минимальная глубина главного судового хода от Красноярска на север составила 3 метра

Кузбасский уголь через Енисей

Еще в 2023 году Минтранс РФ предложил запустить тестовые поставки добытого экспортного каменного угля из Кемеровской области и Хакасии по Енисею через Северный морской путь в КНР и другие азиатские страны из портов Красноярска и Лесосибирска. Цель все та же: снизить нагрузку на восточную часть Транссибирской магистрали и БАМ.

Енисей - перегрузка угля в порту
На пике международных цен на уголь прорабатывалось предложение быстро запустить перевалку южносибирского угля в речных портах Енисея для его дальнейшей доставки по СМП в страны Юго-Восточной Азии

Однако по ряду объективных трудностей этот маршрут так и не заработал. Основными препятствиями к его реализации являются:

  • Отсутствие дополнительных мощностей для накопления и перевалки угля в портах Красноярска и Лесосибирска. А учитывая непростую экологическую обстановку в этих городах (оба включены в федеральный проект «Чистый воздух»), возведение здесь больших угольных терминалов вряд ли целесообразно.
  • Отсутствие дополнительного свободного флота для столь масштабных перевозок. На строительство новых несамоходных судов уйдут годы – с неясной перспективой их востребованности в дальнейшем, после завершения программы модернизации и увеличения пропускной способности Восточного полигона РЖД.
  • Низкая экономическая эффективность подобного маршрута: речная навигация на Енисее в его низовьях длится всего 4 месяца, с начала июня по конец сентября. Кроме того, необходима дополнительная перевалка в районе Игарки, Дудинки или Енисейского залива с речных барж на полноценные морские суда, способных пройти по СМП и океанским путям.

Так что инициатива Минтранса РФ так и не получила своего развития, а потом резко упали и экспортные цены на энергетический уголь. И новый енисейский маршрут кузбасского угля, более дорогой, чем прямиком железной дорогой к дальневосточным портам, стал не так актуален.

Цены на энергетический уголь за последние годы
Экспортные цены снизились до многолетнего минимума. Правительство России вынуждено принимать срочные меры для спасения угольной отрасли страны

Но идея использовать Енисей для экспорта минерально-сырьевых ресурсов и готовой продукции лесопромышленного и металлургического комплекса через Севморпуть в страны Юго-Восточной Азии никуда не делась.

Где же перспективы роста

В Министерстве транспорта Красноярского края ДЕЛА рассказали, что планомерное увеличение переработки грузов в Красноярском и Лесосибирском речных портах, а также в целом существенный рост судоходства в Енисейском бассейне связывают с развитием добывающей отрасти Нижнего Приангарья и, главным образом, с дальнейшим освоением огромных нефтегазовых и угольных месторождений именно на Крайнем Севере региона в низовьях Енисея.

Морские порты на севере Красноярского края
Действующие и активно строящиеся новые порты и терминалы на Северном морском пути в устье Оби и Енисея

В стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения нацбезопасности до 2035 года основными направлениями на территории Красноярского края обозначены:

  • Создание и развитие на базе месторождений Западного Таймыра нефтяного минерально-сырьевого центра, ориентированного на вывоз производимой продукции через акваторию Северного морского пути;
  • Создание Западно-Таймырского углепромышленного кластера, также ориентированного на вывоз продукции через акваторию СМП;
  • Развитие морских портов: строительство новых угольных и нефтяного терминалов и и создание на Диксоне современной базы технического обслуживания и бункеровки судов.
Проводка атомным ледоколом Арктика судна
Южнее Диксона сейчас возводится два больших причальных комплекса: порт «Енисей» для терминала Сырадасайского месторождения коксующегося угля мощностью 5 млн тонн в год и «Бухта Север» для проекта «Восток‑Ойл». Здесь (от Карского моря до Дудинки) навигация может быть круглогодичной с учетом проводки караванов судов атомными ледоколами

Таким образом, сейчас основное внимание сосредоточено на развитии грузовой портовой инфраструктуры в низовьях – морские условия плавания на Енисее начинаются от Игарки, а Дудинка – это фактически морской порт. И именно новое «освоение северов» в ближайшей перспективе может увеличить грузопотоки на самой великой реке Сибири.

Фото: ДЕЛА, ЕРП,
Норникель, Атомфлот

© ДЕЛА.ru

 

новости

Губернатор края рассказал о курсе региона на ближайшие годы Губернатор Красноярского края Михаил Котюков выступил с ежегодным посланием, посвященным ключевым направлениям экономической и социальной политики на ближайшую…

Перрону аэропорта Красноярск готовят третий этап реконструкции Аэропорт Красноярск продолжит меняться: как выяснилось, масштабные работы по реконструкции перрона не завершатся по окончании второго этапа, как планировалось…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела. ру»