В Красноярском крае готовится «реформа» в сфере оплаты проезда в общественном транспорте – автобусах, троллейбусах, трамваях. Власти решили вмешаться в формирование цен. И теперь даже если перевозчики не «продавят» повышение тарифа, цены на билеты все равно будут расти ежегодно с поправкой на инфляцию.

По сути, изменения сводятся к тому, что до сих пор тариф меняли по обращению большинства перевозчиков, и не обязательно каждый год. А будут менять ежегодно с оглядкой на инфляцию
Раз в год, что бы ни случилось
Изменения изложены в проекте приказа министерства тарифной политики Красноярского края «О государственном регулировании тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Они касаются как городских, так и пригородных, и междугородных регулярных перевозок.
Так, для транспортных пассажироперевозок предлагается ввести метод индексации тарифов –
как в других сферах тарифного регулирования (например, электро- или теплоснабжении) – чтобы «обеспечить баланс интересов перевозчиков и потребителей услуг». Как известно, первым всегда не хватает денег на обеспечение деятельности. А вторым – качества, которое мало меняется с годами.
Сейчас частные перевозчики, которые обслуживают почти половину красноярских маршрутов, имеют право обращаться в правительство с просьбой поднять тарифы раз в год. Но цены начинают менять, только если с обращением вышли не менее 50% перевозчиков.
Новый приказ этот порядок поменяет: в минтариф могут обратиться и меньше половины предпринимателей.
Но цены на проезд раз в год будут расти все равно: «методом индексации на размер прогнозного значения индекса потребительских цен», указанного в базовом варианте среднесрочного прогноза РФ.

Из года в год перевозчики жалуются на недофинансирование, а пассажиры – на переполненные автобусы, несовершенство маршрутов и поведение кондукторов
В законопроекте указаны и новые сроки подачи обращений. В 2025 году это до 15 октября, а с 2026 года – до 1 сентября.
Как и сейчас, перевозчики должны будут представить в министерство справки о финансово-экономических показателях своей работы, копии счетов в обоснование цен на запчасти и топливо и прочее. Новый законопроект
«направлен на защиту прав и экономических интересов перевозчиков, позволяя своевременно компенсировать удорожание себестоимости услуг при недостижении требования об обращении не менее 50% перевозчиков для установления тарифов», говорится в документах.
А потребители, по мнению разработчиков, при плавной индексации в пределах уровня инфляции будут защищены от резкого роста цен на проезд.
Что касается сроков, то тарифы будут устанавливаться раз в год по решению, принятому министерством, не позже 1 декабря предшествующего года. Если проект приказа будет одобрен, новые правила вступят в силу с 1 сентября 2025 года,
а цена на проезд увеличится в 2026 году.
А сколько проезд стоил раньше?
Напомним, в последний раз проезд в Красноярске подорожал с 1 июля 2024 года – и сразу на 8 рублей, с 36 до 44, в автобусах, с 32 до 40 рублей – в троллейбусах и трамваях.

Три года красноярцы ездили в общественном транспорте по одной цене, а потом понеслось...
В общем-то, и до планируемых нововведений цены на билеты менялись каждый год:
- с 1 марта 2023 года тариф составил 36 рублей в автобусах и 32 рубля в электротранспорте,
- с 1 февраля 2022 года – 32 и 28 рублей соответственно.
Зато до этого целых три года, с 2019-го, красноярцы ездили по городу по одной
цене: она составляла 26 рублей в автобусах и 19 (а с февраля 2020 года – 22) рублей в троллейбусах и трамваях.
Перевозчики думают
Собираются ли маршрутчики в скором времени просить о повышении тарифов, ДЕЛА спросили у председателя ассоциации пассажирских перевозчиков Красноярского края Михаила Омышева. Он оказался в курсе готовящихся изменений.
«Не готов ответить, этот вопрос сейчас обсуждается. Мы обратимся за повышением, однако пока рано говорить о механизме подачи обращения и о сроках. По действующему закону мы можем обращаться за повышением тарифов один раз в год. По новому закону, который сейчас принимается – нужно подать до 1 сентября. Но закон еще не действует, он вступает в силу с 1 сентября. Поэтому сидим, думаем – успеем, не успеем», – сообщил Омышев.
Не назвал он и возможную сумму повышения цен. Более конкретно представители ассоциации смогут ответить на этот вопрос после 15 мая, когда «появится какая-то конкретика».

Скорее всего, плата за проезд вырастет в 2026 году. Но с начала года или нет, пока неизвестно
Пока же предлагаемой минтарифом системе тарифообразования, содержащейся в проекте приказа, еще предстоят публичные обсуждения: они продлятся до 24 апреля.
Фото: ДЕЛА