статья

На паровозе вдоль Енисея – Красноярск осмысливает новый турпродукт

КрасЖД провела презентацию своих возможностей по развитию железнодорожного туризма в Красноярском крае. Для регионального Агентства по туризму и туроператоров был организован ознакомительный паровозный тур по маршруту Красноярск – Дивногорск.

Теперь необходимо создать полноценный продукт, который может стать еще одной «визитной карточкой» сибирского мегаполиса в сфере внутреннего туризма.

Паровоз под парами отправляется к железнодорожного вокзала Красноярска
Паровоз отправляется с вокзала Красноярска на станцию Енисей

Паровоз «Лебедянка»

Сейчас на Красноярской железной дороге есть единственный символ былой эпохи пара – паровоз серии Л (названа по фамилии конструктора Льва Лебедянского и прозванного в народе «Лебедянкой»). Приписанный к депо Боготола, паровоз Л-3435 был выпущен Ворошиловградским заводом в далеком 1954 году.

Он трудился на КрасЖД до 1973 года, а затем вместе с другими такими же локомотивами ушел на специальную базу запаса подвижного состава на ст. Вагино. Однако в итоге не попал в музей, как некоторые его собратья, а был откапитален «ЖД Ретро-Сервис» на заводе в Троицке и вернулся в Красноярский край. Теперь паровоз в полностью рабочем состоянии и готов к работе.

Видео подготовки и обкатки паровоза:

Впрочем, эпоха ушла, а с ней и соответствующая железнодорожная инфраструктура, и теперь эксплуатация паровых локомотивов не так проста:

  • Во-первых, на КрасЖД осталось всего два разворотных круга для паровозов – на ст. Красноярск и ст. Аскиз в Хакасии. Поэтому на остальных пунктах нельзя изменить направление движения такого локомотива. Это создает определенные сложности при организации движения паровозов.
  • Паровозы сложно обслуживать – огонь в топке желательно поддерживать постоянно. Чтобы корректно «затушить» стального монстра, нужно трое суток, а чтобы «раскочегарить» и подготовить к работе – не менее 7 часов.
  • Для обслуживания в депо и для управления паровозом необходим специальный персонал. А это работа не только специфическая, но и тяжелая – на 100 км пути необходимо обычной совковой лопатой забросить в топку около 5 тонн угля.
Машинист осматривает паровоз перед рейсом
Машинист в старинной форме осматривает паровоз перед рейсом

Так что эксплуатация такой серьезной ретротехники – дело отнюдь непростое и явно не из дешевых. Но на КрасЖД справились со всеми этими трудностями. Там не только обучили сотрудников, но даже сшили локомотивной бригаде специальную форму машинистов 1940-х годов. И все вот для чего.

Дивногорский экспресс

На прошедшем недавно форуме «PRO//Движение.Туризм» замглавы РЖД Иван Колесников назвал следующие цифры:

«Сегодня 100 туристических маршрутов уже объединяют 48 субъектов РФ, а 32 пригородных турпоезда РЖД перевезли в прошлом году 620 тысяч пассажиров. В этом году планируем пригородными туристическими электричками и поездами обслужить 725 тысячи человек, а всего на всех маршрутах РЖД ожидает свыше 1,3 миллиона туристов».

Электричка идет вдоль берега Енисея и проходит Шалулнин бык
Трасса Красноярск – Дивногорск идет вдоль берега Енисея и местами напоминает знаменитую Кругобайкальскую железную дорогу: с одной стороны – вода, а с другой – обрывистые скалы

Не отстает от этой тенденции и Красноярская железная дорога. В начале года из краевого центра был запущен новый ускоренный электропоезд «Дивногорский экспресс» туристической направленности по маршруту Красноярск – Овсянка – Дивногорск – Овсянка – Красноярск.

Паровоз проходит под Слизневской видовкой
Состав под паровозной тягой проходит под Слизневской смотровой площадкой «Царь-Рыба»

Эта линия вдоль Енисея всегда привлекала туристов как своими живописными видами по пути, так и конечной точкой маршрута – Дивными горами и Красноярской ГЭС. А в прошлом году в Овсянке открылся Национальный центр В.П. Астафьева и был обустроен берег великой сибирской реки с видами на Карауленское нагорье. Что еще увеличило туристическую привлекательность этого маршрута.

Виды на Карауленское нагорье на левом берегу Енисея из окна поезда
Виды нагорья на левом берегу Енисея из окна поезда

Как итог – пассажиропоток на дивногорском направлении за последние годы увеличился в 5 с лишним раз и достиг за прошлый год 556 тыс. человек. И существенная часть из них совершает именно туристические поездки. Поэтому запуск специального ускоренного электропоезда с услугами профессиональных гидов был вполне логичен. Но на этом КрасЖД решила не останавливаться.

И не только экспресс

Видя такой интерес красноярцев и гостей сибирского мегаполиса к маршруту, железнодорожники предложили запустить отдельный туристический маршрут в достаточно популярном сегодня стиле ретро. Такие ретропоезда, как «Рускеальский экспресс», «Селигер», «Уральский экспресс», и поездки по знаменитой Кругобайкальской ЖД стабильно пользуются спросом у путешественников.

Ретро-состав идет по мосту через Енисей
Интерес к ретропутешествиям и истории в целом растет

Чтобы показать свои возможности и оценить дальнейшие перспективы железнодорожного направления как туристического, КрасЖД организовала ознакомительный тур для специалистов Министерства транспорта и Агентства по туризму Красноярского края, туроператоров и экспертов туристического бизнеса. На том самом паровозе Л-3435.

«Дивногорская линия является наиболее перспективной для развития железнодорожного туризма в Красноярском крае. Сегодня мы сделали шаг к новому проекту, о котором давно мечтали красноярцы. Презентовали туристическому сообществу наш исторический подвижной состав – легендарный паровоз «Лебедянка»», – сообщил заместитель начальника КрасЖД по пассажирским перевозкам Эдуард Быков.

Однако всем понятно, что наличие действующего паровоза – это только начало.

Необходимо создать интегрированный туристический продукт, некое ком­плексное туристическое решение для стабильного привлечения путешествен­ников не только из Красноярска, но и со всей России. Ведь лишь тогда проект может стать рентабельным.

Паровоз отправляется от станции Дивногоск в сторону Красноярска
Из-за отсутствия разворотного круга в Дивногорске пока приходтся пользоваться комбинированной тягой: от ст. Красноярск до ст. Енисей состав ведет паровоз, затем до Дивногорска тянет тепловоз. А на направлении от Дивногорска обратно до ст. Енисей поезд идет под паровозной тягой

Направлений и идей здесь может быть много – например, полное погружение в атмосферу ретро и героическую эпоху масштабного «второго освоения» Сибири 1950-60-х (с соответствующими вагонами той эпохи, окружающей туристов обстановкой и тематическими экскурсиями). Или комбинация тем и времен    от культурной составляющей первых поселенцев и быта сибирской деревни через «великие свершения» вплоть до современности.

Всем этим и должен заняться туристический бизнес, и, скорее всего, без поддержки властей Красноярского края здесь никак не обойтись.

Видео ознакомительного паровозного рейса вдоль Енисея:

В Агентстве по туризму Красноярского края инициативой заинтересовались:

«Поездка на паровозе по маршруту Красноярск – Дивногорск может стать новым туристическим предложением для жителей и гостей региона. Это особенно актуально в период подготовки к 400-летнему юбилею Красноярска, который будет отмечаться в 2028 году», – рассказала начальник отдела развития туризма Ксения Поддубная.

Яичница приготовленная на лопате из топки паровоза
Экзотическое блюдо для туристов – яичница на лопате, приготовленная в топке паровоза

О каких-либо конкретных решениях говорить рано – краевые власти совместно с туроператорами только намечают подходы, как из этого можно сделать полноценный турпродукт.

Но увидеть паровоз под парами скоро сможет любой красноярец.

Поезд Победы

Красноярская железная дорога представит свою раритетную «Лебедянку» в составе «Поезда Победы». Специально украшенный транспарантами наподобие тех, что были на эшелонах, идущих из Берлина, тематический состав скоро отправится по краю. Он сделает остановки на пяти станциях. 5 мая поезд под паровозной тягой будет доступен всем желающим на вокзале Красноярска. Подробнее о расписании и программе праздничных мероприятий можно узнать здесь.

Паровоз следует в Красноярск
В 2023 году линия вдоль Енисея до Дивногорска была полностью реконструирована – уложено более 30 км новых бесстыковых путей и обновлено 19 мостов через ручьи и реки

Перспективы

Пока профильный бизнес и власти края обдумывают предложение КрасЖД. Так что появится ли в Красноярске еще одна туристическая фишка помимо той же «гастрономической столицы Сибири» или Столбов – неясно. Все соглашаются с тем, что идея привлекательная, но и сложностей, как организационных, так и экономических, у проекта немало.

Однако в любом случае легендарный паровоз Л-3435 «Лебедянка» готов прокатить  желающих вдоль великой сибирской реки и частично вернуть всех нас в ту самую героическую эпоху.

Фото: КрасЖД

© ДЕЛА.ru

 

новости

Цены на проезд привяжут к инфляции В Красноярском крае готовится «реформа» в сфере оплаты проезда в общественном транспорте – автобусах, троллейбусах, трамваях. Власти…

Загадочный лук-чеснок из сибирских лесов: чем полезна черемша В красноярских лесах пошла черемша, и скоро зеленые пучки заполонят прилавки уличных торговцев. Спрос на дикорос тоже будет высок – ведь черемшу…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела. ру»