На Красноярской железной дороге впервые в России открыли экспериментальный участок новой конструкции. Инновационная технология – участок построен с подбалластным защитным слоем с применением полимеров – должна почти в 2 раза увеличить ресурс пути. В перспективе ее планируется внедрять на особо грузонапряженных участках железных дорог страны, в том числе на Восточном полигоне.
В чем состоит инновация
Сейчас для усиления и защиты земляного полотна применяется подбалластный слой из традиционных инертных материалов, таких как песок и щебень. Со временем он разрушается, и в конце концов возникает необходимость проводить капитальный ремонт пути.
Железнодорожный путь – сложное и многокомпонентное инженерное сооружение
В Инжиниринговом центре железнодорожного транспорта РЖД была разработана новая технология, которая усиливает подбалластную подушку и существенно продлевает срок эксплуатации пути. Суть ноу-хау заключается в следующем:
- На поверхности земполотна создается 20-сантиметровый подбалластный защитный слой.
- Этот слой формируется с использованием вяжущих веществ и специальных полимерных материалов.
- Укладывается прослойка специальной дорожной машиной, которая обеспечивает равномерное смешивание песчано-щебеночной смеси, цемента и тех самых полимеров.
Подготовка полотна для укладки нового пути
Технология уже прошла испытания на экспериментальном Щербинском железнодорожном кольце ВНИИЖТ. И теперь ее тестируют в реальных условиях напряженного движения на Транссибирской магистрали.
Специальная дорожная машина, гомогенизирующая и выравнивающая защитный слой
Полимеры на Транссибе
Для тестовой эксплуатации был выбран участок длиной 2,8 км на перегоне между станциями Заозерная и Камала к востоку от Красноярска. Помимо полимерного защитного слоя здесь также смонтировали и модернизированные рельсовые скрепления и шпалы, которые более равномерно распределяют нагрузку на пути и также повышают износостойкость.
Рельсошпальную решетку тоже применили особенную
При этом часть экспериментального участка полностью перестроили под новую технологию, а часть выполнили в традиционном исполнении. Это позволит более корректно сравнить два способа обустройства дороги в примерно равных условиях эксплуатации.
«В течение года на подконтрольном участке пути мы сможем полностью оценить все параметры и эффективность инновации в сравнении с существующей конструкцией путевой инфраструктуры. Цель проекта – оптимизация жизненного цикла пути на грузонапряженных линиях железных дорог, в том числе на магистралях Восточного полигона», – рассказал главный инженер КрасЖД Роман Кукишев.
Видео строительства инновационного ж.-д. пути на Транссибе:
Зачем все это
Ожидается, что новая конструкция обустройства пути с применением защитного слоя с вяжущими и полимерными добавками придаст путевой инфраструктуре дополнительный запас прочности. А главное,
позволит почти в 2 раза (до 2,5 млрд брутто-тонн) увеличить объемы перевезенных грузов между капитальными ремонтами дороги.
Это особенно важно для Транссиба и БАМа в свете постоянного роста объемов перевозок в сторону океанских портов Дальнего Востока России и к погранпереходам с КНР. Помимо этого новая технология, тестируемая на КрасЖД, даст задел на дальнейшее наращивание пропускных способностей в условиях развития тяжеловесного грузового движения.
Повышенная прочность пути, построенного по новой технологии, способствует увеличению грузопотоков
Все это наряду со строительством новых вторых и станционных путей, параллельных тоннелей и мостовых железнодорожных переходов в конечном итоге позволит решить задачу, поставленную руководством страны, – достичь через шесть лет провозной способности Восточного полигона РЖД в 210 млн тонн с перспективой роста к 2032 году до 255 млн тонн.
Фото: КрасЖД