статья

Железная дорога Кызыл – Курагино оценена в триллион

На Восточном экономическом форуме, обсуждавшем глобальные планы, всплыл подзабытый проект железной дороги из Южной Сибири и Центральную Азию. Первый заместитель министра транспорта России Валентин Иванов сообщил о предварительной оценке стоимости строительства линии из Красноярского края в Тыву. Ожидается, что проект дороги Курагино – Кызыл, которая может быть продлена до Монголии и Китая, обойдется более чем в 1 трлн рублей.

Прокладка железной дороги через Западные Саяны обещает быть не мнее сложной и трудоемкой, чем через Саяны Восточные
Прокладка железной дороги через Западные Саяны обещает быть не менее сложной и трудоемкой, чем через Саяны Восточные

Многострадальная дорога

О строительстве ответвления от ст. Курагино Красноярской железной дороги на Южном ходе Транссиба до столицы Республики Тыва и далее, до расположенных рядом на левом берегу Енисея крупных угольных месторождений – Элегестского (коксующий уголь марки «Ж»), Каа-Хемского, Межегейского, – говорят вот уже более 17 лет.

Владимир Путин и Руслан Байсаров забивают костыль
Председатель правительства России Владимир Путин и глава Енисейской промышленной компании Руслан Байсаров более 12 лет назад на церемонии старта строительства железной дороги Кызыл – Курагино

Еще в далеком 2011 году премьер-министр страны совместно с тогдашним инвестором вбили символический позолоченный костыль в основание будущей магистрали. С тех пор этот памятник незавершенному проекту в виде кусочка рельсов так и стоит чуть западнее Кызыла.

Станция Кызыл-Грузовой в наши дни
В районе планируемой железнодорожной станции Кызыл-Грузовой до сих пор стоит памятный камень. На постаменте написано: «Кызыл – Курагино: дорога развития. Май 2011 г.»

Заявляли, что столь сложную дорогу, которая, поднимаясь из Хакасско-Минусинской котловины, должна пересечь отроги Запданых Саян и выйти на равнины Тывы, построят всего за несколько лет.

Схема линии Кызыл - Курагино
Схема линии Кызыл – Курагино. Дорога должна пройти с севера на юг (карта повернута для удобства) через высокие горные хребты – в том числе частично и через природный парк «Ергаки»

Планировалось, что железная дорога длиной 411 км будет однопутной, а из-за сложного горного рельефа необходима прокладка 7-8 тоннелей (в зависимости от точного маршрута) общей длиной в 11-12 км, возведение более 125 мостов, нескольких противолавинных и противообвальных галерей и множества других искусственных сооружений.

Для удешевления, кроме строительства только одного пути с 7 станциями и 14 разъездами, линию также задумывали и неэлектрифицированной – на тепловозной тяге.

Трассировка линии Кызыл - курагино - фото Саянских гор
Фото проектно-изыскательских работ «Востсибтранспроекта» по маршруту будущей железнодорожной трассы через Саяны

Первые составы по линии обещали пустить еще в 2016-м. Но потом сроки неоднократно переносились. По последним данным, работы по концес­сионному соглашению между Росжелдором и АО «ТПЭК Кызыл – Курагино»  приостановлены до 2026 года.

Грузовик углевоз везет уголь из Тывы через Саяны
Особое качество и высокая ценность для коксохимической промышленности даже при доставке грузовиками на 400 км до ближайшей станции на Южном ходе Транссиба позволяет тувинскому углю все еще оставаться рентабельным

А ценный экспортный уголь из республики так и продолжают вывозить через многочисленные горные перевалы по федеральной трассе Р-257 «Енисей» автомобильным транспортом с последующей его перегрузкой в вагоны на станции Минусинск Красноярской железной дороги. Оттуда он уже отправляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Железная дорога в Центральную Азию

Впрочем, о дороге не забыли. Как заявил на ВЭФ замминистра транспорта РФ, сейчас проект находится на стадии проработки и требуется предварительная оценка трассировки. Однако теперь заявляется, что дорога Кызыл – Курагино может стать частью стратегического железнодорожного коридора, соединяющего Россию с Поднебесной.

Железнодорожный состав с углем - уголь в вагонах
Ожидается, что более 50% перевозок по новой линии составит уголь

По планам правительства, дорога станет частью более широкой стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа, согласно которой планируется создание сразу двух новых железнодорожных коридоров в КНР.

Первый коридор предусматривает строительство двух участков: от Нижневартовска в Ханты-Мансийском АО до Белого Яра в Томской области, а также линии от Таштагола в Кемеровской области до Урумчи в Китае.

Второй коридор как раз должен пройти из Красноярского края в Тыву. Затем на юге эта линия пересечет границу России и Монголии через пункт Цаган-Толгой – Арц‑Сурь, после чего будет разделяться на северное и западное ответвления:

  • Северное ответвление пройдет через монгольский город Эрдэнэт и соединится с Трансмонгольской железной дорогой. Этот маршрут через Улан-Батор и Замын-Уудэ приведет в китайский город Эрэн-Хото (Эрлянь), обеспечив прямой выход на Пекин и крупнейший порт Тяньцзинь.
  • Западное ответвление предполагает строительство линии от Арц-Сури через монгольский Ховд (Кобдо) и китайский Такешкен до Урумчи в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.
Кызыл Курагино и дорога в Монголию и Китай - общая глобальная схема
Необъятные просторы самой-самой Центральной Азии пока еще не охвачены сетью железных дорог. Два проекта предусаматривают прокладку линий через горы Южной Сибири – Алтай на западе и Западные Саяны восточнее. После этого можно соедениться с существующей ж.‑д. сетью МНР и КНР

Перспективы проекта

Заявляют, что строительство железнодорожной линии Кызыл – Курагино станет важным шагом в развитии транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. Говорится, что реализация проекта может существенно укрепить экономические связи России с Китаем и Монголией, а также способствовать развитию регионов, через которые будет проходить трасса.

Пробите второй ветки Первого Джебского тоннеля
Прокладка новой ветки Первого Джебского тоннеля на Южном ходе Транссиба в Красноярском крае. После его запуска в 2025 году КрасЖД вплотную займется строительством следующего тоннеля через Восточные Саяны на очередном лимитирующем участке

Вместе с тем в ближайшее время все силы и средства РЖД будут брошены на Восточный полигон: расширение Транссиба и БАМа, путей к океанским портам Дальнего Востока России. По утвержденным целевым показателям, к 2030 году провозная способность там должна вырасти на 75%, до 210 млн тонн, а к 2032 – до 255 млн тонн.

Строительство моста через р. Бирюса
Активные работы по модернизации инфраструктуры на КрасЖД идут одновременно в нескольких местах. На фото: возведение второго моста через реку Бирюса (Она) под Тайшетом

За это время, согласно планам III этапа развития Восточного полигона, необходимо построить около 2 тыс. км новых путей, дополнительные мостовые переходы через великие реки (включая Енисей и Амур), пробить новые тоннели. Общая стоимость третьего этапа расширения Транссиба и БАМа до целевых значений составит 3,74 трлн руб.

Так что вряд ли в ближайшее время найдутся дополнительные огромные инвестиции и свободные мощности на еще одно грандиозное строительство абсолютно новой магистрали.

Грузовая машина на трассе Абаза–Ак-Довурак
Сначала предлагается привести в нормативное состояние автодорогу Абаза – Ак‑Довурак через Саянский (Сотый) перевал, а также местами расширить федеральную трассу Р-257 «Енисей»

Понимают это и региональные власти. На прошедшем в начале сентября под председательством президента России совещании по вопросам социально-экономического развития Республики Тыва глава региона Владислав Ховалыг заявил, что на первом этапе предлагается

сосредоточить усилия на развитии международного автомобильного коридора.

Ак-Сугский горный узел
Недра Тывы богаты цинком, медью, свинцом, кобальтом, хромом, литием и молибденом. Но большинство месторождений находится в отдаленных районах без транспортной и энергетической инфраструктуры

Возможно, позже, когда помимо угледобывающих в республике на полную мощность заработают и другие предприятия, о которых говорилось на совещании с главой государства, – Тастыгское по добыче литиевого концентрата  (сырье планируется перерабатывать в Новосибирске) и Ак-Сугское медно-порфировое месторождение (500 тыс. тонн концентрата в год), – вопрос о связи бескрайних просторов Центральной Азии с Транссибом перейдет в практическую плоскость.

Фото: КрасЖД, Maidar,
Александр Колбасов, ДЕЛА

© ДЕЛА.ru

 

новости

В Красноярске запустили «Круговорот» вторсырья РУСАЛ продолжает свою поддержку социальных инициатив через грантовый конкурс, организованный для НКО, социальных предпринимателей и государственных учреждений…

В губернаторский резерв подано более 1500 заявок В первых числах сентября в Красноярском крае объявили конкурс в губернаторский управленческий резерв. Его победители смогут в будущем претендовать…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).