По строительству Красноярского метро пришла очередная экспертиза – на этот раз о сохранности объектов культурного наследия от ул. Шахтеров до мэрии. Специалисты выясняли, не повредят ли зданиям горизонтальные тоннели, которые пойдут от притоннельных сооружений до демонтажного котлована станции «Улица Карла Маркса». В акте подробно говорится и о том, как именно планируют строить метро в этой части Красноярска.
Здесь, между ул. Вейнбаума и Сурикова, будут сооружать котлован станции «Улица Карла Маркса» – сюда должны в конечном итоге прийти тоннели «с горы»
Заключение эксперты выдали недавно о сохранности исторических объектов по этапу 2.7.2 сложного красноярского проекта, разработанного генподрядчиком, АО «Моспроект-3».
Вот так пройдут тоннели от техсбойки на ПК 153 на ул. Шахтеров до станции «Улица Карла Маркса» около БЦ «Европа» (синяя линия)
На этом этапе требуется обустроить горизонтальные выработки – то есть отделанные перегонные тоннели – от притоннельных сооружений по ул. Шахтеров до станции «Улица Карла Маркса», где будет вырыт демонтажный котлован. Демонтажный – поскольку здесь предстоит разобрать тоннелепроходческий комплекс, который пророет сюда тоннели от конечной станции первого этапа скоростного метротрама, «Улица Шахтеров» на ул. Молокова.
Строительство венткамеры и аварийного выхода метротрама Красноярска на ул. Шахтеров в районе ул. Спандаряна, Гагарина и Полярной – здесь будет техсбойка и начнется отдельный участок проходки к центру Красноярска
Участок, для которого провели экспертизу, как и весь центр Красноярска, изобилует памятниками старины.
Только в границах территорий, где запроектированы работы по строительству метро, находятся такие исторические объекты, как Троицкий некрополь со столетними могилами известных красноярцев, церковью и оградой, здание Художественного музея на углу Маркса и Парижской Коммуны, Дом Зельмановича (музыкальная школа №1), да и все другие старинные дома купцов Гадалова, Юдина и других в кварталах по Маркса и Мира от мэрии до ул. 9 Января.
Здания и сооружения в историческом центре Красноярска, попадающие под влияние проходки перегонных тоннелей от Качи до здания мэрии (помечены зеленым, штриховкой – требующие мероприятий по обеспечению сохранности)
«Участок строительства располагается в Советском и Центральном районах города Красноярск. Участок представляет собой густонаселенный район со сложившейся инфраструктурой, жилой и административной застройкой», – говорится в документах.
Согласно схемам проекта, тоннели пойдут с горы под ул. Шахтеров, пересекут под землей ул. Игарскую чуть западнее Троицкого кладбища, ул. Качинскую и проследуют под руслом Качи, затем под ул. Конституции, а после параллельно ул. Парижской Коммуны будут прорыты под ул. Ленина – и в районе пр. Мира свернут в сторону мэрии к перекрестку ул. Карла Маркса и Вейнбаума.
Примерно в этом месте тоннели пересекут русло р. Кача
На пути тоннеля на берегу Качи, по ул. Конституции у Сказочного городка, построят притоннельные сооружения с вентиляционными камерами и водоотливной установкой.
После Качи тоннели пройдут прямо под панельной многоэтажкой по адресу ул. Конституции СССР, д. 23, затем между детским садом №273 и школой №27, а в районе ул. Ленина начнут поворачивать на запад
Котлован на Маркса будет расположен напротив домов по Маркса, 58 и 62 по одной стороне улицы и домов 93а и 75 по другой.
Длина его составит 67 м, ширина – 21,2 м, а глубина – до 14,1 м. При этом на Конституции для притоннельных сооружений копать будут глубже, до 25 м.
Проходку тоннелей для движения метротрамваев в прямом и обратном направлении планируют вести параллельно – их длина от Шахтеров до Маркса составит около 2,4 км.
Участок под будущую станцию метро уже перекрыт для движения транспорта – впереди как минимум два года работ
Чтобы оценить влияние стройки на здания центра, включая памятники, велись подробные инженерно-геологические изыскания и моделирование. В результате выяснилось, что два здания-памятника здесь находятся в аварийном состоянии. Это дом по Маркса, 42, бывший институт физики, и здание по ул. Парижской Коммуны/пр. Мира, 22/31 («Доходный дом Гадалова»). Им планируется усиление строительных конструкций по отдельным проектам.
На этом участке в зону влияния строительства метротрама попадает много исторических зданий Красноярска. Части из них требуются специальные мероприятия для обеспечения сохранности перед подземными работами
В целом же экспертиза дала положительное заключение об обеспечении сохранности объектов исторического наследия центра Красноярска – так что стройке метро здесь ничего не должно помешать.
Между тем госэкспертиза самого этапа строительства 2.7.2 пока не получена: как рассказали ДЕЛА в «Центре транспортной логистики», проектная документация сейчас еще рассматривается специалистами. На получение их заключения требуется время.
Притоннельные сооружения будут строить и рядом с ЦУМом
Отметим, что после того, как госэкспертиза выдаст свой вердикт, до начала работ потребуется переложить все нынешние коммуникации. Пока сроки, когда на месте приступят к подготовке, неизвестны: нужно дождаться заключения экспертов.
Напомним, что подготовительные работы продолжаются и в другой части центра, на ул. Карла Маркса, перекрытой в четырех местах.
От станции «Пл. Революции» до станции «Ул. Карла Маркса» тонели пройдут прямо под дорогой
Там также начинается вынос подземных коммуникаций под обустройство двух притоннельных сооружений (рядом с ул. Декабристов и у ЦУМа) и строительство монтажного котлована станции «Площадь Революции». Его будут рыть прямо под проезжей частью, полностью огороженной сегодня и для транспорта, и для пешеходов.
А красноярцы пока привыкают к новым схемам движения и превращению самого центра города в большую стройплощадку.
Развитие событий:
Фото: ДЕЛА, документы экспертизы