Власти Красноярского края задумались о появлении бюджетных вариантов отдыха на великой сибирской реке. Сейчас за тур от Красноярска до Дудинки приходится отдавать сотни тысяч рублей за человека. Но даже при таких ценах речные круизы по Енисею пользуются большой популярностью.
Сделать такие путешествия доступными для более широких кругов россиян можно будет попытаться, когда на Енисей прибудут два новых многопалубных судна. Правда, теплоходы презентовали в первую очередь как пассажирские, но разговоры об использовании их и для туризма тоже идут.
Дорогой Енисей
С 2020 года на сибирской реке работает единственный большой теплоход для массового туризма – четырехпалубный «Максим Горький» австрийской постройки, рассчитанный на 94 пассажира. Оператором выступает известная компания «ВодоходЪ».
Высокая себестоимость обуславливается, в том числе, и короткой навигацией. Первый рейс за полярный круг можно совершать только в июне, а последний – уже в сентябре. Все остальное время теплоход простаивает
Круиз на этом теплоходе – удовольствие действительно не из дешевых. Сейчас самый бюджетный 6-дневный тур «Енисейская экспедиция (экспресс)» в самом конце сезона стоит без скидок от 287 тыс. рублей на человека.
А минимальная цена на полноценный круиз без приставки «экспресс» на 11 или 12 дней (в зависимости от направления движения вверх или вниз по течению) по маршруту Красноярск – Казачинский порог – Енисейск – Ярцево – Бахта – Канготово – Туруханск – Полярный круг – Ермаково – Игарка – Тыяха – Дудинка – Плато Путорана начинается уже с 630 тыс. рублей. Итоговая стоимость зависит от даты, точки начала маршрута (Красноярск или Норильск), числа остановок, тематических экскурсий на берегу и пр.
Теплоход «Максим Горький» на остановке в Енисейске
Так, например в августе состоятельным туристам придется отдать за такой тур минимум по 908 тыс. рублей за одну путевку. Впрочем, свои туристы вполне активно находятся и на такую стоимость.
На некоторые рейсы продажи уже закрыты – свободных мест не осталось.
На другие распродаются последние оставшиеся немногочисленные свободные каюты.
Снижение фешенебельности и новые теплоходы
То, что туры расходятся как горячие пирожки и за такую стоимость, говорит об огромном потенциальном спросе на речные круизы по Енисею. Но понятно, что далеко не все россияне могут позволить себе такое погружение в культуру и историю Сибири даже на одного человека, чего уж говорить про семью.
Пока самыми массовыми являются пригородные прогулки по Енисею – до Дивногорска. Но и здесь красноярцы жалуются на ставшую при отсутствии краевых субсидий слишком высокую стоимость пассажирских рейсов
Поэтому власти Красноярского края заговорили о расширении туризма по великой сибирской реке – появилась идея сделать речные круизы по Енисею доступнее для менее обеспеченной аудитории. И здесь могут помочь новые теплоходы, которые строятся на Средне-Невском судостроительном заводе по заказу края.
Трехпалубный теплоход «Виктор Астафьев» готовится к спуску на воду со слипа
В начале июня в Санкт-Петербурге спустили на воду первый из них – «Виктор Астафьев» должен будет выйти на маршрут в 2025 году, тем самым обновив парк больших водоизмещающих судов впервые за десятки лет. Это судно и его «близнец» «Андрей Дубенский» станут первыми пассажирскими речными судами, построенным для работы в Заполярье.
Теплоходы будут курсировать по маршруту Красноярск – Дудинка – Красноярск, перевозя по 245 пассажиров за один рейс.
В день спуска теплохода замруководителя администрации губернатора Красноярского края Юлия Филатова, курирующая развитие туризма, написала обнадеживающий любителей путешествовать пост:
«Для нашего края Енисей – это основа. По реке сегодня передвигаются тысячи пассажиров, желающих добраться до северной части края, по реке же двигаются грузы. И вот уже несколько лет здесь работает прекрасный туристический теплоход «Максим Горький». Туристы открывают себе страну и наш регион через Енисей. Туры пользуются огромным спросом.
Поэтому и появилась идея – масштабировать это туристическая направление, но в сегменте 3*. Чтобы путевки стали доступнее для семей.
Так что ждём этого красавчика (я про теплоход) на Енисее – нужно будет поработать на благо туристов».
Первый теплоход река-море проекта А45-90.2 «Виктор Астафьев» спущен на воду. Его будут еще достраивать, а перегон по Севморпути до Красноярска запланирован на следующий год
Обещают, что новые теплоходы будут отвечать всем современным требованиям комфорта. Однако заявлены они в первую очередь именно как пассажирские – на смену нынешним работающим на линии Красноярск – Дудинка т/х «А. Матросов» и «В. Чкалов», построенным еще в начале 1950‑х годов.
Четырехпалубный т/х проекта Q-056 «Антон Чехов» на туристической стоянке на Енисее. Его эксплуатация из-за черезмерной осадки и короткой навигации оказалась неэффективной, поэтому судно перегнали для работы в Единой глубоководной системе Европейской части России
Впрочем, тот же «Матросов» время от времени используется в сугубо туристических целях – на нем организуют круизы выходного дня по маршруту Красноярск – Барабаново. На туристическом поприще «подрабатывал» и былой флагман енисейского флота – т/х «Антон Чехов».
А различные турфирмы и сейчас устраивают собственные «круизы» Красноярск – Дудинка, просто выкупая каюты на теплоходах.
Старые ГДРовские пассажирские теплоходы проекта 588, помимо работы на регулярной пассажирской линии, иногда катают туристов по Енисею
Например, туристам предлагаются в пакете экскурсии в предгорье плато Путорана (водопад «Красные камни»), посещение Талнаха и Таймырского краеведческого музея. Затем путешественников сажают на обычный пассажирский рейсовый «А. Матросов» или «В. Чкалов» в каюты повышенного комфорта с 3-х разовым питанием и отправляют по Енисею.
С теплохода, помимо Красноярска, туристов могут высаживать и в Енисейске, с последующими экскурсиями по этому страринному сибирскому городу и его окрестностям, а затем доставляют в краевую столицу автобусами. Стоимость таких «пассажирских квазикруизов» начинается от 126 тыс. руб. на человека.
Все это еще раз подтверждает тезис о большой востребованности путешествий по Енисею.
Арендуя каюты на обычном пассажирском рейсе, программа тура строится так, что основные экскурсии даются до и после самого круиза, в конечных точках пути
Возможно, краевому агентству по туризму удастся органично придумать, как и для новых теплоходов совместить регулярные пассажирские рейсы с бюджетными круизами для желающих полюбоваться красотами великой реки. Учитывая заявление замруководителя администрации губернатора Красноярского края, есть надежда, что туры по Енисею станут доступными не только для весьма обеспеченных россиян, но и для более широких слоев населения.
Фото: ВодоходЪ, СНСЗ,
ДЕЛА и Исторический Красноярск