В Красноярске объявлены торги на реконструкцию здания аэровокзала в аэропорту Черемшанка. В отличие от аэропорта Красноярск им. Хворостовского эта воздушная гавань редко фигурирует в краевых новостях.
Между тем второй аэропорт выполняет много важных функций и обслуживает более полутора десятка авиакомпаний, а его значение будет расти в свете больших транспортных планов региона. ДЕЛА выяснили, какие виды на «младшего брата» имеются сегодня.
Терминал Черемшанки находится всего в 4 минутах езды от главного терминала аэропорта Красноярск. Но немногие из красноярцев бывали в этом тихом месте
Немного истории
Аэропорт Черемшанка открылся в 27 км от города 1 апреля 1988 года – через семь с половиной лет после начала эксплуатации аэропорта Красноярск, который тогда назывался Емельяново, и почти «через дорогу» от него.
Отдельный от «большого брата» аэропорт изначально предназначался для региональной авиации – ведь в советстское время даже в такие города, как Ачинск и Канск, выполнялось до 20 авиарейсов в день
С самого начала перелеты из второго аэропорта выполняли по местным маршрутам, также там обслуживали транзитные суда. В Черемшанке, как и в Емельяново, была построена одна взлетно-посадочная полоса – но вдвое короче, длиной всего 1,8 км и шириной 35 м. Так что этот аэропорт может принимать лишь небольшие самолеты: L-410, Ан-24, Ан-26, Ил-114, Як-40, ATR-42 и прочие.
В 2011 году аэровокзал Черемшанки сгорел дотла. Помимо нарушений в эксплуатации самого здания транспортная прокуратура нашла тогда и грубые нарушения при эксплуатации воздушных судов: часть деталей и авиаузлов для самолетов оказались контрафактными
На месте в 1988 году возвели типовой аэровокзал. Через 23 года, в декабре 2011-го, его постигла печальная судьба: здание почти полностью сгорело, так что пассажиров в течение нескольких лет отправляли в рейсы из помещений бывшего коммерческого склада. Причиной пожара стали в том числе нарушения правил пожаробезопасности – к примеру, в терминале даже не было пожарной сигнализации. К счастью, пострадавших в том ЧП не было.
Новый терминал открыли летом 2018 года. Его построили за счет средств АО «КрасАвиаПорт», специально созданного предприятия, которое объединило часть региональных аэропортов и посадочных площадок Красноярского края
Второй по счету аэровокзал Черемшанки площадью 1500 кв. м был построен в 2018 году по технологии быстровозводимых сооружений за 100 млн рублей. И вот теперь ему проведут реконструкцию. Начальная цена этого контракта составляет 11,5 млн рублей. Строительно-монтажные работы требуется выполнить в течение 120 дней. Объем, судя по срокам и финансированию, небольшой. И, как рассказали ДЕЛА в АО «КрасАвиаПорт» – компании-эксплуатанте Черемшанки,
работы касаются «технических аспектов инфраструктурного назначения».
Помимо реконструкции самого аэровокзала, в порядок приведут и прилегающую к терминалу территорию
Пропускная способность пассажирского терминала второго аэропорта составляет 100 человек в час и около 40 тыс. пассажиров в год. Но вот за 2023-й пассажиропоток
достиг отметки в 68,5 тыс. человек – 97% его пришлось на авиакомпанию «КрасАвиа», принадлежащую Красноярскому краю.
А за первые пять месяцев 2024-го услугами Черемшанки воспользовались свыше 20 тысяч красноярцев и гостей края. Несмотря на более скромные размеры аэропорта, качество обслуживания пассажиров и рейсов здесь соответствует современным стандартам.
Перед входом в аэровокзал Черемшанки. По сравнению с рядом расположенными теминалами ООО «Аэропорт Емельяново» с его многомиллионным пассажиропотоком здесь пустынно, тихо и даже немного уютно
Маленькие самолеты и площадка для экстренных служб
При этом из Черемшанки совершаются далеко не все региональные рейсы. Так, например, в Ванавару, Туру, Игарку, Хатангу, Северо-Енисейск и Байкит самолеты компании «КрасАвиа» отправляются из аэропорта Красноярск. Из Черемшанки воздушные суда летают в ту же Туру, Байкит, Ванавару, а также в Богучаны, Ярцево, Мотыгино, Туруханск и прочие населенные пункты края.
У авиакомпании «КрасАвиа» базовыми являются оба аэропорта – и Красноярск (Емельяново), и Черемшанка. Те же ATR летают из обоих
Казалось бы, зачем полеты разнесены на два аэропорта и почему их нельзя свести в один большой современный аэропорт и терминал – что, во-первых, позволит сэкономить, а во-вторых, сделает обслуживание пассажиров более комфортным?
Как выяснили ДЕЛА, у такого распределения рейсов есть объективные причины. К примеру, для некоторых воздушных судов, например, L-410, база для технического обслуживания есть только в Черемшанке.
В Черемшанке базируется и различная ведомственная авиация
И вообще у «дублера» много своих собственных функций. Прежде всего,
Черемшанка имеет значение не только как пассажирский аэропорт –
именно отсюда осуществляют полеты авиаотряд МЧС России, подразделения лесоохраны, часть бортов силовых министерств и ведомств.
Всего же через «скромный» аэропорт летают 15 перевозчиков, как пассажирских, так и специальных.
Прежде всего это «КрасАвиа» (67% самолетовылетов), а также «Арт Авиа», «ИрАЭРО», «Авиакомпания Тайга», хабаровские, абаканские, кызыльские компании. Самолеты летят из Черемшанки и на Крайний Север, и в Забайкалье, и в Бурятию.
Отворот с основной трассы на Черемшанку – по ширине дороги видно, что при строительстве аэропорта сразу закладывали инфраструктуру на перспективу. Правда, само асфальтовое покрытие на подступах к аэровокзалу нуждается в обновлении
Планы малые и глобальные
Эксплуатирует второй аэропорт «АО «КрасАвиаПорт», который в свою очередь находится в оперативном управлении ООО «Аэропорт Емельяново».
А вообще Черемшанка, как и «КрасАвиа», на 100% принадлежит Красноярскому краю. И у региона давно существуют значимые планы по ее развитию.
В частности, они касаются пополнения авиапарка базового перевозчика. На сегодня подписано соглашение с «Уральским заводом гражданской авиации» о поставках «КрасАвиа» 20 самолетов «Ладога», а ранее была достигнута договоренность о 10 самолетах ЛМС-901 «Байкал».
Стоянка самолетов и вертолетов в аэропорту Черемшанка – у Красноярского края есть планы по развитию и обновлению парка судов региональной авиации
«Следующим шагом будет создание центра послепродажного обслуживания поступивших от завода-изготовителя новых региональных самолетов – с полным циклом технического обслуживания, складом комплектующих, необходимой наземной инфраструктурой», – рассказали ДЕЛА в «КрасАвиаПорт».
Но для Черемшанки обсуждаются и более глобальные перспективы. Так, есть планы развития объединенной аэропортовой инфраструктуры из двух авиаузлов. Кстати, эта идея звучала в 2019 году, а в 2021-м губернатор края докладывал о намерениях объединить Красноярск и Черемшанку – с созданием единой логистики и системы управления – президенту России.
В случае объединения аэропорт Красноярска станет двухполосным. При этом ВПП Черемшанки потребуется удлинить до 3,2 км.
Это позволит полосе принимать уже все типы воздушных судов.
Также еще с советских времен есть планы по строительству между полосами общей рулежной дорожки.
Заходя на посадку, пилоты видят две параллельные ВПП (расстояние между ними всего 1720 метров) одного большого авиаузла. Например, при курсе в 290° слева (29L) будет Емельяново, а справа (29R) – Черемшанка
Как пояснили ДЕЛА в АО, проект создания и развития международного транспортного и производственно-логистического хаба на базе аэропортов Красноярск и Черемшанка на сегодня включен в КИП «Енисейская Сибирь»
и по нему «ведется документальная работа».
Так что, возможно, в ближайшее десятилетие в Красноярске появится большой авиаузел с двумя взлетно-посадочными полосами и терминалами, а также новыми мощностями для обработки грузов, доставляемых в отдаленные уголки Сибири.
Возможно, со временем Черемшанка станет еще одним терминалом одного большого аэропорта Красноярск
Ну а пока в Черемшанке просто немного приведут в порядок пассажирский аэровокзал. На объявленный конкурс была подана одна заявка, и ее признали соответствующей требованиям. Скорее всего, этот подрядчик и займется реконструкцией терминала пока еще скромной региональной воздушной гавани.
Фото: «КрасАиваПорт» и ДЕЛА