В Красноярске объявлены торги на реконструкцию здания аэровокзала в аэропорту Черемшанка. В отличие от аэропорта Красноярск им. Хворостовского эта воздушная гавань редко фигурирует в краевых новостях.
Между тем второй аэропорт выполняет много важных функций и обслуживает более полутора десятка авиакомпаний, а его значение будет расти в свете больших транспортных планов региона. ДЕЛА выяснили, какие виды на «младшего брата» имеются сегодня.
![Аэропорт Черемшанка Красноярск - вид на аэровокзал](/medianew/img/cheremshanka1-1324404.jpg)
Терминал Черемшанки находится всего в 4 минутах езды от главного терминала аэропорта Красноярск. Но немногие из красноярцев бывали в этом тихом месте
Немного истории
Аэропорт Черемшанка открылся в 27 км от города 1 апреля 1988 года – через семь с половиной лет после начала эксплуатации аэропорта Красноярск, который тогда назывался Емельяново, и почти «через дорогу» от него.
![Взлетное поле - перрон в ВПП а/п Черемшанка в Красноярске](/medianew/img/cheremshanka2-3224405.jpg)
Отдельный от «большого брата» аэропорт изначально предназначался для региональной авиации – ведь в советстское время даже в такие города, как Ачинск и Канск, выполнялось до 20 авиарейсов в день
С самого начала перелеты из второго аэропорта выполняли по местным маршрутам, также там обслуживали транзитные суда. В Черемшанке, как и в Емельяново, была построена одна взлетно-посадочная полоса – но вдвое короче, длиной всего 1,8 км и шириной 35 м. Так что этот аэропорт может принимать лишь небольшие самолеты: L-410, Ан-24, Ан-26, Ил-114, Як-40, ATR-42 и прочие.
![Сгоревшее здание аэропорта Черемшанка](/media/cheremsh-25-51457.jpg)
В 2011 году аэровокзал Черемшанки сгорел дотла. Помимо нарушений в эксплуатации самого здания транспортная прокуратура нашла тогда и грубые нарушения при эксплуатации воздушных судов: часть деталей и авиаузлов для самолетов оказались контрафактными
На месте в 1988 году возвели типовой аэровокзал. Через 23 года, в декабре 2011-го, его постигла печальная судьба: здание почти полностью сгорело, так что пассажиров в течение нескольких лет отправляли в рейсы из помещений бывшего коммерческого склада. Причиной пожара стали в том числе нарушения правил пожаробезопасности – к примеру, в терминале даже не было пожарной сигнализации. К счастью, пострадавших в том ЧП не было.
![Терминал аэропорта Черемшанка вид в три четверти](/medianew/img/cherem3-9824406.jpg)
Новый терминал открыли летом 2018 года. Его построили за счет средств АО «КрасАвиаПорт», специально созданного предприятия, которое объединило часть региональных аэропортов и посадочных площадок Красноярского края
Второй по счету аэровокзал Черемшанки площадью 1500 кв. м был построен в 2018 году по технологии быстровозводимых сооружений за 100 млн рублей. И вот теперь ему проведут реконструкцию. Начальная цена этого контракта составляет 11,5 млн рублей. Строительно-монтажные работы требуется выполнить в течение 120 дней. Объем, судя по срокам и финансированию, небольшой. И, как рассказали ДЕЛА в АО «КрасАвиаПорт» – компании-эксплуатанте Черемшанки,
работы касаются «технических аспектов инфраструктурного назначения».
![Помимо реконструкции самого аэровокзала, в порядок приведут и прилегающую к терминалу территорию](/medianew/img/plan2-7924407.jpg)
Помимо реконструкции самого аэровокзала, в порядок приведут и прилегающую к терминалу территорию
Пропускная способность пассажирского терминала второго аэропорта составляет 100 человек в час и около 40 тыс. пассажиров в год. Но вот за 2023-й пассажиропоток
достиг отметки в 68,5 тыс. человек – 97% его пришлось на авиакомпанию «КрасАвиа», принадлежащую Красноярскому краю.
А за первые пять месяцев 2024-го услугами Черемшанки воспользовались свыше 20 тысяч красноярцев и гостей края. Несмотря на более скромные размеры аэропорта, качество обслуживания пассажиров и рейсов здесь соответствует современным стандартам.
![Перед входом в аэровокзал Черемшанки](/medianew/img/cherem4-8824408.jpg)
Перед входом в аэровокзал Черемшанки. По сравнению с рядом расположенными теминалами ООО «Аэропорт Емельяново» с его многомиллионным пассажиропотоком здесь пустынно, тихо и даже немного уютно
Маленькие самолеты и площадка для экстренных служб
При этом из Черемшанки совершаются далеко не все региональные рейсы. Так, например, в Ванавару, Туру, Игарку, Хатангу, Северо-Енисейск и Байкит самолеты компании «КрасАвиа» отправляются из аэропорта Красноярск. Из Черемшанки воздушные суда летают в ту же Туру, Байкит, Ванавару, а также в Богучаны, Ярцево, Мотыгино, Туруханск и прочие населенные пункты края.
![Самолет Красавиа в аэропорту Емельяново Красноярск](/medianew/img/krasavia-7524409.jpg)
У авиакомпании «КрасАвиа» базовыми являются оба аэропорта – и Красноярск (Емельяново), и Черемшанка. Те же ATR летают из обоих
Казалось бы, зачем полеты разнесены на два аэропорта и почему их нельзя свести в один большой современный аэропорт и терминал – что, во-первых, позволит сэкономить, а во-вторых, сделает обслуживание пассажиров более комфортным?
Как выяснили ДЕЛА, у такого распределения рейсов есть объективные причины. К примеру, для некоторых воздушных судов, например, L-410, база для технического обслуживания есть только в Черемшанке.
![Вертолет на площадке Черемшанки](/medianew/img/cherem-6224411.jpg)
В Черемшанке базируется и различная ведомственная авиация
И вообще у «дублера» много своих собственных функций. Прежде всего,
Черемшанка имеет значение не только как пассажирский аэропорт –
именно отсюда осуществляют полеты авиаотряд МЧС России, подразделения лесоохраны, часть бортов силовых министерств и ведомств.
Всего же через «скромный» аэропорт летают 15 перевозчиков, как пассажирских, так и специальных.
Прежде всего это «КрасАвиа» (67% самолетовылетов), а также «Арт Авиа», «ИрАЭРО», «Авиакомпания Тайга», хабаровские, абаканские, кызыльские компании. Самолеты летят из Черемшанки и на Крайний Север, и в Забайкалье, и в Бурятию.
![Отворот с основной трассы на Черемшанку](/medianew/img/cheremshanka4-2824412.jpg)
Отворот с основной трассы на Черемшанку – по ширине дороги видно, что при строительстве аэропорта сразу закладывали инфраструктуру на перспективу. Правда, само асфальтовое покрытие на подступах к аэровокзалу нуждается в обновлении
Планы малые и глобальные
Эксплуатирует второй аэропорт «АО «КрасАвиаПорт», который в свою очередь находится в оперативном управлении ООО «Аэропорт Емельяново».
А вообще Черемшанка, как и «КрасАвиа», на 100% принадлежит Красноярскому краю. И у региона давно существуют значимые планы по ее развитию.
В частности, они касаются пополнения авиапарка базового перевозчика. На сегодня подписано соглашение с «Уральским заводом гражданской авиации» о поставках «КрасАвиа» 20 самолетов «Ладога», а ранее была достигнута договоренность о 10 самолетах ЛМС-901 «Байкал».
![Стоянка судов в аэропорту Черемшанка](/medianew/img/cherem2-3324413.jpg)
Стоянка самолетов и вертолетов в аэропорту Черемшанка – у Красноярского края есть планы по развитию и обновлению парка судов региональной авиации
«Следующим шагом будет создание центра послепродажного обслуживания поступивших от завода-изготовителя новых региональных самолетов – с полным циклом технического обслуживания, складом комплектующих, необходимой наземной инфраструктурой», – рассказали ДЕЛА в «КрасАвиаПорт».
Но для Черемшанки обсуждаются и более глобальные перспективы. Так, есть планы развития объединенной аэропортовой инфраструктуры из двух авиаузлов. Кстати, эта идея звучала в 2019 году, а в 2021-м губернатор края докладывал о намерениях объединить Красноярск и Черемшанку – с созданием единой логистики и системы управления – президенту России.
В случае объединения аэропорт Красноярска станет двухполосным. При этом ВПП Черемшанки потребуется удлинить до 3,2 км.
Это позволит полосе принимать уже все типы воздушных судов.
Также еще с советских времен есть планы по строительству между полосами общей рулежной дорожки.
![ВПП аэропорта Красноярск (Емельяново / KJA) и Черемшанка](/medianew/img/2vpp-6424414.jpg)
Заходя на посадку, пилоты видят две параллельные ВПП (расстояние между ними всего 1720 метров) одного большого авиаузла. Например, при курсе в 290° слева (29L) будет Емельяново, а справа (29R) – Черемшанка
Как пояснили ДЕЛА в АО, проект создания и развития международного транспортного и производственно-логистического хаба на базе аэропортов Красноярск и Черемшанка на сегодня включен в КИП «Енисейская Сибирь»
и по нему «ведется документальная работа».
Так что, возможно, в ближайшее десятилетие в Красноярске появится большой авиаузел с двумя взлетно-посадочными полосами и терминалами, а также новыми мощностями для обработки грузов, доставляемых в отдаленные уголки Сибири.
![Терминал Черемшанки - фронтальный вид](/medianew/img/ch3-4424415.jpg)
Возможно, со временем Черемшанка станет еще одним терминалом одного большого аэропорта Красноярск
Ну а пока в Черемшанке просто немного приведут в порядок пассажирский аэровокзал. На объявленный конкурс была подана одна заявка, и ее признали соответствующей требованиям. Скорее всего, этот подрядчик и займется реконструкцией терминала пока еще скромной региональной воздушной гавани.
Фото: «КрасАиваПорт» и ДЕЛА