В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов – взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Красноярск. Основание построенной в 1980-х «взлетки» с тех пор не реконструировалось ни разу, и эксплуатационный ресурс покрытия полосы будет исчерпан в 2027 году.
«Взлетка» аэропорта – искусственное сооружение, которому предстоит модернизация. Ресурс полосы выработается к 2027 году
Красноярскому аэродрому присвоен класс «А» («4F» по ИКАО), он может принимать разные типы воздушных судов, включая самый крупный в мире двухмоторный пассажирский самолет Boeing 777 и тяжелый «грузовик» Ан-124. Здесь садились и Ан-225, и Boeing 787, и Ту-95MC.
Искусственная взлетно-посадочная полоса имеет размеры 3700х60 м. В свое время объект был построен на насыпных грунтах. Первую посадку в новом аэропорту, который назвали Емельяново по имени расположенного рядом поселка, совершил Ил-62М, выполнявший технический рейс из Москвы, 25 октября 1980 года. Этот день и считается официальной датой открытия аэропорта.
Так встречали первый рейс из Москвы 25 октября 1980 года. С тех пор капитального ремонта ВПП не проводили
Взлетно-посадочной полосе лет столько же, сколько и самой воздушной гавани Красноярска. За все прошлые годы на объекте выполнялась реконструкция только верхнего слоя – в 2002–2007 годах на полосе срезали 8-10 см асфальтобетона и уложили новый.
Так что реконструкция ее основания давно назрела: сертификат соответствия ВПП будет действовать лишь до апреля 2025 года, а ресурса хватит до 2027-го – об этой проблеме в конце августа прошлого года глава Красноярского края докладывал президенту РФ, который и дал поручение о проведении работ.
Заказчиком торгов на реконструкцию полосы является краевое госпредприятие Центр транспортной логистики.
«В рамках реализации этого поручения запланирован ряд мероприятий, в том числе подготовка технического задания на разработку проектно-сметной документации по проекту реконструкции взлетно-посадочной полосы в международном аэропорту Красноярск, проведение работ по проектированию реконструкции. Работы по реконструкции основания искусственной ВПП не проводились с 1980 года, и нормативный срок эксплуатации асфальтобетонного покрытия истекает в 2027 году», – рассказал ДЕЛА директор Центра транспортной логистики Андрей Августинович.
В результате в 20-х числах марта была объявлена закупка. Заявки от желающих заняться масштабными работами принимаются до 5 апреля, а подвести итоги конкурса планируется 10 числа.
Сложные работы по восстановлению ВПП будут идти в несколько этапов – как проектирование, так и последующее строительство.
Реконструировать полосу планируется без закрытия авиасообщения
Прежде всего планируется выполнить инженерные изыскания, затем – разработать проект реконструкции, утвердить его в госэкспертизе и уже после этого начать стройку, которая продлится три строительных сезона, отметили в ЦТЛ.
«В контракте прописаны сроки выполнения всех этапов. Так, инженерные изыскания требуется завершить к концу лета, проектную документацию выполнить до конца декабря нынешнего года, а заключение госэкспертизы получить до 31 марта 2025 года. Сама реконструкция полосы предполагается в 2025–2027 годах», – сообщила нашему изданию замдиректора по строительству ГПКК «ЦТЛ» Марина Банщикова.
ВПП Международного аэропорта Красноярск (Емельяново, KJA) имеет маркировку 29L/11R, поскольку рядом в 1,7 км расположена параллельная взлетная полоса другого аэропорта – региональной Черемшанки. И сверху это выглядит как две ВПП одного большого аэродрома
Обследоваться в ходе подготовки к модернизации «взлетки» будут все ее сооружения и системы – водостоки, светосигнальное обеспечение, рулежные дорожки, инженерные сети, объекты радиотехнического и метеорологического обеспечения полетов. Также будет оценена необходимость строительства дополнительной аварийно-спасательной станции.
Кроме того, исполнитель должен предусмотреть
возможность удлинения ВПП примерно на 400 м.
Это требуется для обеспечения непрерывной работы аэропорта на весь период реконструкции. При необходимости будет разработан также проект границ зеленых зон: безопасность полетов стоит на первом месте
Начальная цена контракта на проектирование реконструкции ВПП –185,73 млн рублей.
Они будут выделены из собственных средств ГПКК «ЦТЛ».
Перрон в аэропорту Красноярск обновили, теперь очередь за большими работами по реконструкции взлетно-посадочной полосы, которые продлятся три строительных сезона и обойдутся по меньшей мере в 12 млрд рублей. Но сначала нужен проект
ВПП является собственностью Красноярского края, и финансирование ее реконструкции рассматривается с привлечением федерального бюджета. Ранее в правительстве края отмечали, что подготовили необходимые заявки для этого. По примерным оценкам,
модернизация «взлетки» обойдется в сумму около 12 млрд рублей.
На время изысканий и проектирования работа аэропорта остановлена не будет. Предполагается, что все обследование будет идти в «окнах» между взлетно-посадочными операциями, в том числе и ночью.
Реконструкция взлетно-посадочной полосы также является одним из мероприятий по развитию аэропорта согласно мастер-плану до 2030 года, который реализуется с 2011 года.
Реконструкция первой очереди первого этапа работ на перроне включала его расширение, освещение, прокладку укрепленных обочин, строительство очистных сооружений. А работы второй очереди первого этапа предусматривали дальнейшее расширение с оборудованием новых 11 мест для стоянок самолетов, устройством площадки для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, установку нового освещения и инженерных коммуникаций
С того же времени Центр транспортной логистики стал заказчиком проектной документации и строительства плоскостных сооружений аэропорта. Так, за счет средств ЦТЛ (926,5 млн рублей) в 2017–2018 годах была проведена реконструкция первой очереди первого этапа для перрона. В 2019–2021 велось удлинение рулежной дорожки – на средства бюджета Красноярского края, почти 2 млрд рублей, а в 2022 году, уже на федеральные деньги, начались работы второй очереди первого этапа реконструкции перрона. Сейчас они находятся в завершающей стадии. Сумма контракта здесь составила 2,63 млрд рублей.
Новую рулежную дорожку аэропорт получил в 2021 году: это позволило вдвое увеличить число взлетно-посадочных операций
Учитывая преимущества географического расположения международного аэропорта Красноярск, а также работу по развитию его инфраструктуры, на базе аэропорта продолжается работа по созданию международного авиатранспортного узла.
Аэропорт Красноярск желает побороться за «воздушный вход» импорта из Китая
Отметим, что в изменившихся внешнеэкономических условиях аэропорт Красноярска строит большие планы: он может стать одним из центров грузообработки, частично заменив Новосибирск и Москву, а также развивать мультимодальные перевозки.
Фото: ЦТЛ, аэропорт Красноярск, Валентин Богдан