Проект нового для Красноярска скоростного транспорта продолжают подстраивать под городские реалии. На днях были приняты очередные изменения в проект планировки территории под первый этап строительства метротрама. Построенные в советские годы тоннели решили задействовать в новом проекте. Это позволит существенно сократить объем новых проходческих подземных работ.
Каждую неделю в правительстве края проходят заседания штаба, на которых обсуждают ход непростого процесса. ДЕЛА выясняли, что еще поменялось в проекте и на какой стадии сейчас находится стройка.
Схему подземно-наземного рельсового транспорта Красноярска в очередной раз обновили
Как следует из обновленного документа, изменения пришлось принять в связи с тем, что немного поменялась трасса объекта, было уточнено расположение остановочных пунктов и добавились дополнительные участки, которые попадают в полосу отвода для строительства подземки.
«Основные изменения касаются участка в Северо-Западном. В откорректированном проекте линия пойдет не оттуда, где сейчас находится рынок Октябрьского района, а с противоположной стороны, где начинали строить «советское» метро. Таким образом, принято решение об использовании старых подземных коммуникаций в новом проекте», – рассказали ДЕЛА в Центре транспортной логистики, заказчике красноярского метротрама.
Напомним, что изначально вопрос с уже прорытыми в 90-е годы километрами тоннелей никак не могли решить. Но здравый смысл возобладал: вместо того, чтобы просто засыпать дорогостоящий недострой, его постараются приспособить к новому проекту. Недавно с этой целью старое метро передали в собственность региона
По мнению губернатора Красноярского края Михаила Котюкова, подход, при котором предполагалось отказаться от уже готовых коммуникаций, был неправильным.
«Зачем строить еще один тоннель сверху, если есть объект, в который уже вложены значительные средства?
На еженедельных штабах по метро мы не раз обсуждали, что логично было бы включить существующую ветку в новый проект. После детального изучения всех технических возможностей такое решение принято. Благодарен минстрою России и вице-премьеру правительства страны Марату Шакирзяновичу Хуснуллину за поддержку Красноярского края в этом вопросе», – отметил глава края.
Таким образом, проектную документацию корректируют с учетом того, чтобы в проекте был задействован тоннель от Высотной до Копылова.
При прежней попытке строительства метро Красноярска под землей успели пройти целых 3,2 км от станции «Высотная» к станции «Копылова» и даже немного дальше. Теперь решено эти тоннели использовать в новом проекте
Принципиальные изменения предстоят в связи с этим и в строительстве одной из станций: если в первоначальном варианте предполагалось возведение четырех подземных и двух наземных остановок («Высотная» и «Шахтеров»), то в обновленном проекте
наземная станция будет всего одна – «Улица Шахтеров» на Взлетке.
У собственников заберут несколько земельных участков, придется снести и часть домов
В связи с корректировкой проекта появилась необходимость изъятия новых земельных участков. А те, что предполагалось задействовать, останутся нетронутыми (чему очень рады, например, в одном из гаражных кооперативов, объекты которого вначале предполагалось убрать). Резервируемых земель даже окажется немного меньше.
Тем не менее объектов под снос остается довольно много: это 4 нежилых здания, 7 хозпостроек, 15 жилых домов, АЗС на ул. Бограда, рынок, диспетчерская ж.-д. вокзала, 26 гаражей и прочая недвижимость.
Новая общая схема планировки под Красноярское метро – теперь будут использовать уже прорытые тоннели от прежнего проекта глубокого залегания
Сейчас ведутся дополнительные изыскания – шурфы роют в районе ул. Высотной и Копылова.
Как именно пойдет метро «по наиболее напряженному пассажирскому потоку левобережья» согласно корректировке?
Улицу Высотную планируется частично пройти открытым способом строительства тоннелей
Метротрам начнется от границы проектирования веток в электродепо в районе пересечения ул. Тотмина, Высотной и Гусарова (справа от ул. Высотной, если смотреть в направлении от города). Соединительная ветка от депо пойдет по территории автопарковки рынка Октябрьского района к первой конечной, станции «Высотная».
Ее будут строить в существующем котловане как подземную станцию мелкого заложения с наземной частью.
Площадь ее составит 5400 кв. м с пассажирской зоной примерно в 930 квадратов, длина – 112 м, а длина платформы – 60 м.
Открытым способом работы планируют выполнять от остановки «Почта» на Высотной. Затем строители углубятся под землю в створе ул. Высотной и Годенко.
Общая схема планировки станций метро Красноярска на схеме города
Следующая станция, «Улица Копылова», будет единственной станцией глубокого заложения пилонного типа с наземным вестибюлем, длиной 90 м. Площадь станции составит 9700 кв. м, включая пассажирскую зону в 2400 кв. м. Длина платформы та же, 60 м.
Выход с этой остановки метротрама увяжут с подземными переходами через Копылова и Киренского.
От этой станции метростроители также пойдут под землей, под ул. Копылова и Красной Армии в сторону Николаевского проспекта. Тоннель продолжится под малоэтажной Николаевкой, пересечет ул. Кецховели и Революции и пройдет под железнодорожными путями до вокзала.
Видео из прежде построенных тоннелей Красноярского метро:
«Вокзальную» планируют мелкого заложения, длиной 135 м, площадью примерно как «Высотная». Здесь же обустроят станционный тупик и съезды (которые построят открытым способом).
От «Вокзальной» движение пойдет под землей в створе ул. Братьев Абалаковых. Путь проложат под ул. Профсоюзов, Красной площадью, ул. Робеспьера и продолжат под ул. Карла Маркса до следующей остановки.
Станция «Площадь Революции», которую соорудят открытым способом, также будет мелкого заложения, длиной 153 м, площадью 6500 кв. м (пассажирская зона – 1250 кв. м) и с двумя подземными вестибюлями, в отличие от предыдущих станций.
Примерно здесь, рядом с ул. Вейнбаума недалеко от Коммунального моста, будут строить станцию «Улица Карла Маркса»
Чуть больше по площади будет следующая станция мелкого заложения «Карла Маркса» – 7200 кв. м (с 1250 кв. м под пассажирскую зону), ее длина составит 193 м. Здесь также планируется два вестибюля под землей. К этой станции от площади Революции предусмотрена подземная проходка.
Закрытым способом будет сооружен и следующий тоннель, от Маркса на восток и север – под ул. Парижской Коммуны, пр. Мира, ул. Ленина, ул. Конституции, под рекой Качей, Качинской и Игарской улицами.
Два подземных тоннеля пересекут русло Качи примерно здесь – в 20-м микрорайоне около «Сказочного городка» – и пойдут наверх на Взлетку
Трасса выйдет в створ Енисейской улицы, а затем пойдет вдоль Шахтеров, пересекая ул. Диксона, Разина, Гагарина, Березина, Мужества, чтобы пройти в створе ул. Молокова. На поверхность работы выйдут в районе подстанции «Весна».
Отсюда начнется наземный участок трассы, и конечная «Улица Шахтеров» будет единственной наземной станцией первой линии. Правда, с подземными пешеходными переходами.
Площадь станции составит 3100 кв. м (включая 900 кв. м для пассажиров), длина – 112 м. Завершится первый маршрут метро у остановки «Оптима» на ул. Молокова. За станцией предусмотрено перспективное наземное путевое развитие в сторону Северного.
Новые тоннели метро будут однопутными, диаметром 5,4 м. Подсчитана их точная протяженность от станции до станции
Между станциями тоннели будут однопутными – диаметром 5,4 м. От «Высотной» до «Копылова» длина их составит 2600 м, далее до «Вокзальной» – 2020 м, до «Площади Революции» – 1370 м, до «Ул. Карла Маркса» – 1360 м. Последний перегон окажется самым длинным: 3650 м.
В новой редакции документа исключено описание перспектив развития метротрама – в частности, до Элиты и в сторону Северного
(но при этом сохраняется упоминание о трамвае через Коммунальный мост: с перспективной пересадкой на него со станции «Ул. Карла Маркса»).
Однако в ЦТЛ отмечают, что от планов продолжения стройки в городе и за городом не отказываются.
«В обновленном проекте планировки не говорится о перспективах развития метро. Он касается только первого этапа, на который уже выделены федеральные средства. Однако на конечных станциях будет предусмотрено создание инфраструктуры: «путевое развитие», что позволит продолжать строительство линий, в том числе за пределы городской черты. Ведь сам объект имеет статус регионального», – пояснили нашему изданию.
Так что в дальней перспективе путешествия из Элиты в Солнечный на метротраме все-таки должны стать реальностью.
Домам по ул. Маркса, которые расположатся над подземными коммуникациями Красноярского метротрама, предстоит еще одно инструментальное обследование
Ну а пока город в самом начале пути.
Проходку первого тоннеля от Взлетки к центру планируется начать в марте – перед этим, как пояснили ДЕЛА в ЦТЛ, исторические здания на ул. Маркса еще раз подвергнут инструментальной проверке.
Отсюда начнется проходка подземных тоннелей нового вида транспорта. Предполагается, что работы стартуют в марте
Метростроители ждут устранения замечаний по проекту строительства первых подземных коммуникаций нового метро, заключения госэкспертизы, которая сделает свои выводы, и заключения Ростехнадзора (обычно этот процесс занимает около месяца).
И только после получения всех необходимых документов в первый месяц весны будет дана отмашка к началу подземных работ.