4 октября в Красноярске прошло второе и последнее заседание краевого суда по иску жителей Николаевки, требовавших отмены регионального закона о КРТ.
Бросив вызов не абы кому, а сразу краевому правительству, Заксобранию, губернатору и региональному минстрою, они ожидаемо проиграли. Но останавливаться не намерены и готовы дойти до Конституционного суда. Вместо того, чтобы оспаривать результаты оценки своей недвижимости, добиваться справедливых компенсаций и переезжать в новые квартиры, они поставили сверхсложную цель – поменять, по сути, федеральное законодательство. Ведь закон о КРТ спущен оттуда.
«Халупы нищебродов»
Напомним всю историю. В конце июля в Красноярске утвердили план развития Николаевки. Под снос определили дома в границах улиц Копылова – Пушкина – Бограда – Карла Либнехта и Ленина, чтобы построить там новый микрорайон. Договор КРТ мэрия заключила с ООО СЗ «Стройиндустрия».
Границы территории, которую приговорили к сносу и застройке
Ситуация, в общем-то, не новая. В городе и раньше людей переселяли из старых частных домов ради застройки, но в этот раз все обернулось большим скандалом – потому что застройщик оценил землю и жилье людей крайне дешево. На предложенные компенсации, пожаловались они, не купить даже однушку на окраине Красноярска.
«Пришел: «Ой, вы нищеброды, что вы хотите за свою халупу?». А у мужа мастерская, у нас здесь гараж, у нас здесь все. И сейчас за 1 млн 600 тыс. я должна буду пойти и купить комнату в общаге? Нам восьмой десяток скоро. Две кровати поставим и стол? – недоумевают местные. – Там на двух участках 24‑этажка выйдет. У них сколько квартира стоит миллионов? Какая у них сверхприбыль-то будет?! Построили бы один дом, заселили бы всех, и все».
Николаевцы в ожидании приговора:
Итогом противостояния стал коллективный иск в Красноярский краевой суд. Но не из-за размеров компенсаций.
Нет, возмущенные жители частного сектора потребовали ни много ни мало – признания недействующим регионального закона о КРТ, принятого в 2021 году.
Ответчиками выступили правительство Красноярского края, Заксобрание, губернатор и министерство строительства.
Кто и зачем надоумил николаевцев на такое, непонятно.
Жители Николаевки у здания краевого суда во время перерыва
Странный иск
Сперва у красноярцев возникло резонное мнение, что, отменяя КРТ, жители Николаевки таким образом хотят защитить свои дома от сноса.
Но это оказалось не так.
Корреспонденту ДЕЛА они пояснили, что не против переехать с земли в квартиры. Наоборот, население Николаевки – это в основном пенсионеры, а чтобы следить за домом, нужно много времени и сил. Кроме того, в районе все понимают, что Николаевку рано или поздно снесут и застроят, поэтому готовы переселиться хоть сейчас. Вопрос лишь в том, чтобы это было нормальное жилье.
Из разговора с несчастными людьми становится понятно, что они не требуют многого – хотят обычные квартиры взамен либо в новостройке, которую построят на месте их домов, либо в другом районе. А каким образом дадут жилье – в счет обмена ли либо можно будет купить квартиру на компенсацию – особо никому не важно.
Жители Николаевки пришли в суд со странными и недостижимыми требованиями
Как уже говорилось, проблема возникла из-за того, что нанятая застройщиком фирма оценила николаевскую недвижимость слишком дешево. На предложенные людям суммы в полтора – два с половиной миллиона можно купить разве что комнату в общежитии где-то на окраине.
В таких случаях собственники обычно идут в суд, добиваются проведения независимой оценки, получают справедливую сумму и спокойно переезжают. Но в Красноярске в этот раз все пошло каким-то очень странным путем.
При этом складывается впечатление, что жители Николаевки сами толком не понимают, зачем судятся с краевыми властями из-за КРТ.
«Мы хотим не отменить закон о КРТ, а приостановить. Ведь если его не приостановить и будут приниматься поправки, то нас они уже не коснутся. Мы не против закона о КРТ, а против того, какой он есть, сырой. Поэтому мы подаем просьбы, пожелания, что нужно изменить, что нас устроит. И пожалуйста – потом утвердили, и мы «за», и мы все переехали. А они пусть строят, что хотят, и пусть будет прекрасно в нашем городе. Но, пожалуйста, не за наш счет, что мы остаемся ни с чем», – так они попытались путанно объяснить ДЕЛА свои требования.
Реакция жителей на решение суда:
Что теперь?
Как и следовало ожидать, в удовлетворении такого иска суд отказал. Со стороны юристов истцов звучали доводы о том, что закон о КРТ принимался без проведения антикоррупционной и антимонопольной экспертизы, и это позволило застройщику привлекать «своего» оценщика. Прокурор в ответ заявил, что эти нарушения несущественны.
Ответчики в итоге сослались на федеральный закон о КРТ – ведь краевой принимался в соответствии с ним.
Суд вынес свой вердикт. А аргументы станут известны, когда будет подготовлено мотивированное решение. Обычно оно публикуется судом через несколько дней.
Оглашение вердикта судьи:
Жители, конечно, разочарованы. Но в своем безрассудном упорстве они намерены дойти до Конституционного суда. Они почему-то уверены, что действовать нужно именно так.
«Решение суда было в пользу наших властей. Власти нас не слышат, хотя могли бы это сделать. В этот закон им была предоставлена возможность вносить изменения. Но изменения они вносить не собираются. Соответственно, все решения суда принимаются в пользу власть имущих, – прокомментировал житель Николаевки Ярослав Ерыкалов. – Настрой – бороться дальше. Это был суд первой инстанции, будут последующие суды. Чтобы дойти до Конституционного суда, мы должны пройти все ступени. Каждый раз, когда нам будут отказывать, мы будем идти на следующую ступень».
Люди заявляют, что не теряют надежды на то, что смогут добиться правды. При этом тратя на непонятную цель силы, время, деньги – и даже жизни. По словам николаевцев, в микрорайоне из-за стресса на фоне переживаний умерли уже четыре человека.
«Мы уже не живем другой жизнью. Мы не смотрим телевизор, мы не знаем, что там на СВО. Мы читаем только новости про Николаевку. Мы не живем нормальной жизнью. Мы живем на пороховой бочке», – говорят они.
Дойдут ли жители Николаевки до Конституционного суда? Вряд ли. Расходы видятся неподъемными для простых пенсионеров.