Вокруг трамвайной концессии в Красноярске происходит что-то непонятное. По подписанному ранее соглашению предполагалось, что развитием рельсового наземного электротранспорта, в том числе и модернизацией путей, в городе теперь будет заниматься инвестор – московская компания «Мовиста регионы Красноярск».
Однако сейчас выясняется, что город заплатит за счет финансовых средств из краевого бюджета за ремонт трамвайных путей почти 1 млрд рублей. И это только половина самого первого этапа масштабной реконструкции.
К открытию метро и 400-летнему юбилею Красноярску был обещан и новый современный скоростной городской трамвай на обоих берегах
Напомним, в марте этого года администрацией Красноярска было подписано концессионное соглашение, по которому город передает на целых 20 лет все свои объекты трамвайной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные объекты и средства концессионеру.
Трамвайная концессия Красноярска вызывает все больше и больше вопросов
Мовиста, в свою очередь, по данному соглашению обязалась выполнить реконструкцию существующей линии по пр. им. газеты «Красноярский рабочий» и строительство новой трамвайной линии через Октябрьский мост и ул. Авиаторов до Солнечного (общая сумма работ 14,8 млрд руб.). Помимо этого, инвестор должен закупить и новый подвижной состав (50 современных двухсекционных трамваев на общую сумму 8,2 млрд руб.).
«Мовиста» должна Красноярску обновить и трамвайные пути, и сами трамваи. По крайней мере, так задумывалось при подписании соглашения в марте
Сам концессионный проект развития наземного электрического транспорта города разбит на три этапа, при этом сроки в официальном документе заявлены весьма оптимистические.
Объявленные этапы и сроки работ по концессионному соглашени о развитии трамвайной инфраструктуры Красноярска. Все работы должен был выполнять инвестор
Так, реконструкцию всех 8 км трамвайных путей по Красрабу необходимо выполнить до лета 2024 года, к концу следующего года трамвайные рельсы уже должны придти на левый берег – до Северного шоссе,
а через два с небольшим года трамвай должен уже поехать и в Солнечный.
Трамвайная линия должна пройти через о. Татышев, ул. Авиаторов и затем по новой дороге за Бадалыком в Солнечный. Предполагается, что эти 15 км до конца 2025 года тоже должен построить тот самый инвестор
Однако согласно документам объявленной департаментом муниципального заказа Красноярска закупки на «Выполнение работ по ремонту трамвайных путей по пр. им. газеты Красноярский рабочий на участке от пл. Предмостная до здания № 106 по пр. им. газеты Красноярский рабочий в городе Красноярске в 2023-2024» указано, что
источник финансирования работ – бюджет города Красноярска.
В реконструцию путей от Предмостной площади до Торгового центра почему-то вкладывается не инвестор
Мэрия уже анонсировала изменения в схеме трамвайного движения в связи с реконструкцией участка: три маршрута поедут по-новому, а еще один прекратит работу.
Половина трамвайных путей на главной магистрали правобережья закрывается на ремонт. Но финансировать их будет не «Мовиста», как задумывалось ранее, а бюджет
Следует отметить, что объявленная реконструкция, которую необходимо завершить к июлю 2024 – это только половина от всей длины трамвайной линии на Красрабе от Предмостной до КрасТЭЦ. Так что, по всей видимости, заявленные ранее при подписании концессии сроки выдержать навряд ли удасться.
При этом на данный участок протяженностью всего около 4 км денег нужно ни много ни мало – почти 816,5 млн рублей.
Вопрос о том, почему реконструкцию трамвайных путей на Красрабе неожиданно решили провести за счет бюджета, а не на средства «Мовисты», как предполагает подписанное соглашение, остается открытым.
В администрации города нашему изданию только расказали, что в конечном итоге это будут краевые средства, которые регион даст городу по программе «Развитие транспортной системы». Также эти работы не включат в расходы концессионера, и в дальнейшем они не будут возмещены ему в составе платежей.
Связаться с самой «Мовистой» ДЕЛА пока не удалось.
На первом подэтапе второго наземного этапа красноярского метротрамвая рельсы должны дойти до границы Взлетки и Северного. Как раз до трамвайной линии Красраб – Татышев – Солнечный
Напомним, модернизация и развитие системы наземного трамвая в Красноярске тесно связана с другим крупным транспортным проектом – строительством метротрамвая.
Общая перспективная схема легкорельсвового транспорта Красноярска. Красный – существующая трамвайная линия по Красрабу с планами продления до Театральной площади. Синий – линия через Октябрьский мост и ул. Авиаторов в Солнечный. Зеленый – конечная система метротрамвая от Элиты до Зеленой Рощи. Толщина линий соответствует прогнозируемому пасажиропотоку
По общей задумке, линия подземно-наземного метротрама на втором этапе строительства будет продлена до Северного, а в районе ул. Авиаторов она должна пересекаться с «обычной» трамвайной линией. Отсюда на рельсовом электротранспорте можно будет попасть в Солнечный или через Октябрьский мост на правый берег.
Стройка подземного трамвая в Красноярске идет полным ходом – здесь все понятно и с финансированием, и с подрядчиками, и со сроками. А вот ход заявленного обновления и создания нового скоростного наземного трамвая за 23 млрд рублей навевает вопросы
И если с работами по Красноярскому метро все ясно – работы идут активно и пока по графику, то трамвайная часть с ее странной и непрозрачной концессионной схемой уже начинает вызывать некоторые опасения.
Развитие событий: