Недалеко от Красноярска в западном направлении расположен один из самых известных исторических инженерных объектов, связанных с освоением Сибири, – остатки первого железнодорожного моста Транссибирской магистрали через реку Качу. К сожалению, власти Красноярского края не считают его заслуживающим внимания и сохранения для потомков.
Сохранившаяся правобережная каменная опора царского моста
Строительство Великого Сибирского пути, как называли тогда будущую железнодорожную магистраль через всю страну, началось в 1891 году со стороны Владивостока, затем работы провели на остальных участках, на которые была разбита вся трасса.
Остатки левобережной береговой опоры
Енисейская губерния была территорией Средне-Сибирской дороги от Оби (нынешний Новосибирск) до Иркутска. Здесь активные работы начались в 1893-м, а в конце 1895 года с запада в Красноярск уже прибыл первый поезд.
Наверх протоптана большая тропинка
Через 4 года было закончено сооружение и самого большого на тот момент в Азии железнодорожного моста – через Енисей, и тогда же, в 1899-м, официально открыли и всю дорогу до Байкала.
Арка старого моста через р. Качу
Курировал стройку на начальном этапе тогда еще наследник престола Российской империи цесаревич Николай Александрович. В честь него и назван бывший рабочий поселок железнодорожников (так называемая слобода), а теперь район Красноярска – Николаевка.
«Безмолвная тишина царит в мрачной тайге, среди которой змейкой извивается железнодорожный путь, раздвинувший лесную чащу» – фото, сделанное недалеко от станции Кача, из фотоальбома «Великий путь» о строительстве Транссиба
Грандиозная магистраль через самые труднодоступные места Евразии выходила очень дорогой – поэтому делали все возможное для сокращения сроков строительства и его удешевления.
Историческая карата Транссиба. Прокладка через Томск удлинила бы магистраль на 150 верст (160 км). Поэтому был выбран переход через р. Объ в более узком и скалистом месте – у Кривощеково (Новониколаевск, позже Новосибирск). Для убыстрения и планов по дальнейшей экспансии также решено было проложить магистраль через территорию Манчжурии (Китайско-Восточная железная дорога – КВЖД)
С этой целью было принято решение не прокладывать Транссиб через Томск, а вести дорогу южнее – прямо и как можно короче и быстрее на восток к Тихому океану, через территорию Китая.
Опоры моста сложены из камней
Помимо экономии на выборе самой трассы, было решено упростить и удешевить устройство самого пути – первоначальный Транссиб строили однопутным, из так называемых «облегченных» рельсов и укороченных шпал. Также, как только можно, уменьшали и объем земляных работ (насыпи, балласт) и экономили на строительстве инженерных сооружений.
Прошло уже более 120 лет, но сооружение не рассыпалось
Поэтому мосты через многочисленные сибирские реки строили из подручных, близко- и легкодоступных материалов, а их перекрытия, где это было возможным, часто делались и вовсе деревянными. Таким был и железнодорожный мост через Гладкую Качу.
Вот таким был мост через р. Кача Гладкая сразу после возведения – на каменные береговые врезки были установлены перекрытия из дерева с деревянными же опорами в русле реки
Исторический инженерный объект сегодня расположен на региональной автодороге 04Н-337, ведущей к садовым обществам на платформах Лесная, Крючково и далее на Водораздел. Остатки царского моста привлекают практически всех, впервые попавших на это место.
Общий вид на остатки двух опор. Исторический железнодорожный мост находится впритык к автомобильному – мимо не проехать
Бросив рельсы Транссиба «наспех» и выполнив первоочередную задачу – как можно быстрее связать запад и восток страны в преддверии Русско-Японской войны, – царское правительство практически сразу приступило к модернизации дороги. Спрямлялась и по-новому прокладывалась сама трасса, повсеместно достраивались вторые пути, а деревянные мосты заменялись на металлические.
Сейчас Транссиб проходит в 100 метрах от старого моста по огромной насыпи через реку. Второй тоннель используется красноярцами для проезда к своим дачам. Но иногда, в особо сильный паводок, Кача течет и по нему
Впрочем, работа над увеличением пропускной способности Транссибирской магистрали не прекращалась практически никогда: ни в Советском Союзе, ни в постсоветской России. Идет она и сейчас.
Проезжающие мимо красноярцы нередко делают остановку у моста, забираются на развалины и делают селфи
К сожалению, в Красноярском крае отношение к немногочисленным инженерным памятникам былой эпохи довольно специфичное. Так, ставший некогда знаменитым на весь мир Железнодорожный мост через Енисей (получил Гран-при «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» на Всемирной выставке в Париже в 1900 году) был попросту разобран на металлолом.
Вид на опору со стороны русла реки. Облицовочная плитка до сих пор обвалилась неполностью – можно представить былую красоту сооружения
А остатки царского моста через Качу так и не включены Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ни в список выявленных памятников, ни хотя бы даже в список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Но пусть красноярским властям, ответственным за историческое и культурное наследие, и нет дела до подобных «имперских развалин», – ДЕЛА рекомендуют всем любознательным туристам доехать сюда и вживую прикоснуться к героической странице освоения Сибири.
Еще материал на эту же тему: