статья

Красноярский трамвай: будет ли большое будущее?

В пятницу, 3 марта, в Красноярске подписали концессионное соглашение с компанией «Мовиста регионы Красноярск». Теперь она будет развивать в городе трамвайное сообщение, строить новые линии и инфраструктуру. ДЕЛА разбирались, как это повлияет на наш город.

Красноярские трамваи давно устарели. Но обновить нужно всю систему. Получится ли это, пока непонятно - но надежда есть
Красноярские трамваи давно устарели. Обновить нужно всю систему. Получится ли это, пока непонятно, но надежда есть

«Мовиста» сама выступила с предложением о концессии. Проект для страны стал пилотным, и Красноярск попал в него вместе с еще девятью городами – Курском, Липецком, Пермью, Ярославлем, Краснодаром, Ростовом-на-Дону, Саратовом, Волгоградом и Нижним Новгородом.

На реализацию проекта в Красноярске предполагается привлечь более 23 млрд рублей.

Склад колесных пар в депо. На переднем плане - старые бандажи. Это что-то вроде трамвайных покрышек
Склад колесных пар в депо. Слева – со снятыми бандажами, это что-то вроде трамвайных покрышек. Бандажи нужно регулярно подтачивать, чтобы диаметр у всех колес был одинаковый. Когда точить уже нельзя, бандаж заменяют

Средства пойдут не только на строительство, но и на модернизацию действующей трамвайной сети Красноярска. Объекты вводились в строй в основном советский период и на сегодня морально и физически устарели. Муниципальное предприятие «Гортранс», обслуживающее трамвайные маршруты, поддерживает инфраструктуру периодическими ремонтами. Но на полноценную реновацию нужны крупные инвестиции.

В бюджете таких денег нет, а брать кредиты рискованно

– это повлияет на долговую устойчивость бюджета и возможность исполнения социальных расходов.

Этапы развития трамвайной сети Красноярска согласно планам концессии
Этапы развития трамвайной сети Красноярска согласно планам концессии

«Механизм концессии – это возможность привлечь финансирование извне.

Проект модернизации электротранспорта является федеральным, и 30% объема капитальных затрат предоставляется в виде государственной субсидии на безвозвратной основе. Остальные средства инвестор получает в виде займа на льготных условиях по процентной ставке, не превышающей 5,65% годовых, из средств ФНБ и государственной корпорации ВЭБ.РФ. Это более выгодные условия, чем те, на которых муниципалитет сможет привлечь коммерческие кредиты. По таким заимствованиям средняя ставка в начале 2023 года приближалась к 11% годовых», – прокомментировали ДЕЛА в мэрии.

Трамвай в депо на специальных домкратах. Ремонты тут идут постоянно
Трамвай в депо на специальных домкратах. Ремонты тут идут постоянно

В рамках концессии в Красноярске предполагается реконструировать 16 км путей, депо и пять тяговых подстанций, построить новую 15-километровую ветку (30 км путей) в Солнечный и четыре новых подстанции, а также закупить 50 двухсекционных низкопольных трамваев.

«В этом году полным ходом будут идти проектные работы и начаты строи­тельные на проспекте им. газеты «Красноярский рабочий». Они завершатся в 2024 году, тогда же начнется строительство новой линии в район Солнечный. В 2025 году по графику планируется завершить стройку и в конце 2025 года запустить трамваи по новому маршруту. К этому времени будет закуплен новый подвижной состав», – пояснил генеральный директор компании «Мовиста Регионы» Александр Советников.

"Четверка" сегодня ходит по тому самому маршруту, по которому в 1985 году в Красноярске поехал первый трамвай
«Четверка» сегодня ходит по тому самому маршруту, по которому в 1958 году в Красноярске поехал первый трамвай

Юбилей трамвайной сети

В этом году трамвайная сеть Красноярска отпразднует свое 65-летие. Первый трамвай поехал по городу в 1958 году, его маршрут пролегал от Предмостной площади до остановки «КрасТЭЦ».

Трамвайная схема Красноярска до 2025 года
Вот такой должна стать трамвайная схема Красноярска по итогам выполнения условий концессионного соглашения: новая линия протянется через Октябрьский мост и ул. Авиаторов в Солнечный

Сегодня в Красноярске работают четыре трамвайных маршрута: №4, 5, 6 и 7. К сожалению, после закрытия путей на Коммунальном и Октябрьском мосту трамваи остались только на правом берегу, и это серьезно повлияло на пассажиропоток. Между тем сами красноярцы надеются на то, что рельсы вернут на мосты: ДЕЛА писали, что горожане регулярно поднимают этот вопрос в соцсетях.

"Гортранс" справляется с текучкой, но на масштабное обновление нужно очень много денег
«Гортранс» справляется с текучкой, но на масштабное обновление нужно очень много денег

За более чем полувековую историю проблем у трамвайной сети Красноярска накопилось достаточно. Износ подвижного состава составляет свыше 70% – и это еще с учетом поставки новых вагонов. Износ конкретно старого подвижного состава превышает 90%.

Однако одной закупкой вагонов все трамвайные проблемы не решить, говорят в «Гортрансе». Сами пути тоже нужно реконструировать, заменять на современные и бесшумные линии. На Красрабе, например, сильнее всего изношен участок от ул. Коломенской до КрасТЭЦ. Плохие рельсы влияют и на техническое состояние вагонов, снижая их ресурс.

Новые "Львята" тоже нуждаются в обслуживании. Самое обидное - что от езды по раздолбанным путям красивые трамваи быстрее ломаются
Новые «Львята» тоже нуждаются в обслуживании. Самое обидное, что от езды по раздолбанным путям красивые трамваи быстрее ломаются

Остальная трамвайная инфраструктура тоже нуждается в ремонте. Так, у 7 тяговых подстанций, построенных с 1958 по 1989 годы, износ составляет под 100%. Оборудование хоть и находится в рабочем состоянии, но для развития уже не годится. Когда в городе начали курсировать «Львята», выяснилось, что

подстанции не способны качественно и безотказно обеспечивать требуемые параметры электрического тока.

В депо. У сварщика перерыв
В депо. Сварщик куда-то отошел

Кто подумает о людях?

Впрочем, несмотря на такие, на первый взгляд, положительные планы по модернизации тему концессии сегодня активно обсуждают сотрудники трамвайного депо (входит в «Гортранс»). Основные вопросы работников касаются того, что будет с предприятием, отмечает председатель первичной профсоюзной организации Нина Михалева.

«Мы хотим, чтобы коллектив остался в том же составе, чтобы не было массовых сокращений. Чтобы зарплата не уменьшалась, а ежегодно индексировалась, чтобы все социальные гарантии были сохранены. У нас все прописано в коллективном договоре, и мы бы хотели сохранить эти условия», – проком­ментировала Нина Михалева и добавила, что рассчитывает на детальное обсуждение этих вопросов в том числе и с «Мовистой Регионы».

Работа в депо

Трудовые будни в трамвайном депо

В руководстве компании-концессионера говорят, что соглашение предусматривает возможность привлечения городского предприятия как оператора для обслуживания переданных концессионеру объектов.

«До 2025 года красноярский «Гортранс» (бывший «Горэлектротранс». – Ред.) будет продолжать перевозки в прежнем режиме, а после завершения работ мы начнем совместную эксплуатацию трамвайной сети. В соглашении прописан механизм привлечения этой организации», – пояснили в «Мовисте».

Все заинреесованы, что трамваями и дальше занимался "Гортранс"
Все заинтересованы, чтобы трамваями и дальше занимался «Гортранс»

Если эти планы действительно реализуются, то на обслуживание новой инфраструктуры и подвижного состава потребуется больше сотрудников депо, чем есть сейчас, а кроме того, работники смогут повышать квалификацию и переобучаться.

Новых современных вагонов в Красноярске должно прибавится
Нового подвижного состава в Красноярске скоро должно прибавиться

В общем, несмотря на подписанное соглашение и понятную необходимость обновления красноярских трамваев, концессия по-прежнему вызывает немало вопросов. Речь не только об общих затратах на проект.

Какой выхлоп получат обычные пассажиры, какова реалистичность этих планов, какое участие в проекте предусмотрено для местного трамвайного депо, как изменится схема движения трамваев – сегодняшние ответы по этим пунктам не дают четкой картины реализации концессии.

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).