Торговые предприятия Сибири и Красноярского края сообщили о снижении потребительской активности и изменении покупательского поведения в первой половине октября.
Красноярцы еще не нищие, но уже очень экономные. И все понимают – впереди очень сложная зима
Такая тенденция отмечена в новом выпуске доклада «Региональная экономика: комментарии ГУ Банка России». По информации ДЕЛА, ситуация такова, что многие жители края действительно откладывают большие покупки до лучших времен. А в магазины за дорогостоящими товарами идут только при крайней необходимости.
Семь раз отмерь
Доклад основан на данных мониторинга 14 тыс. предприятий со всей страны. В частности, в Красноярском крае один из ретейлеров назвал поведение покупателей «экономным и сдержанным».
Так, жители региона стали чаще покупать продукты собственных торговых марок сетей. Они зачастую стоят дешевле.
Собственные марки торговых сетей все популярнее из-за их стоимости
«Происходило переключение спроса населения на товары более низкого ценового сегмента, домохозяйства отказывались от крупных и необязательных покупок. Ожидания представителей ретейла относительно продаж в ближайшей перспективе ухудшились. В последней декаде сентября упала посещаемость торговых центров, снизился спрос на услуги общественного питания», – сказано в докладе.
Опросы представителей торговых предприятий показывают снижение активности покупателей.
Времена неопределенные, и люди предпочитают сберечь деньги.
«Они ограничивали расходы и чаще подходили к покупкам новых товаров не спонтанно, а более осознанно», — прокомментировал управляющий Отделением Красноярск Банка России Сергей Журавлев.
Вместо ТРЦ – в ремонт обуви
Значительно упал спрос на продукцию для красоты и здоровья. В магазинах электроники покупатели массово отказывались от заказанной ранее техники и отзывали предоплату. Туроператоры тоже отметили отзывы оплаченных поездок.
Ряд представителей красноярского предпринимательского сообщества отмечают: пониженный сезонный спрос на одежду и обувь мог сложиться из-за того, что люди стали более аккуратно и бережно использовать вещи. Срок их службы увеличивается, и спрос на новые покупки, как следствие, падает.
Сапожники снова в деле: их услуги дешевле, чем покупка новой пары
«Планировали купить дочерям-подросткам новую зимнюю одежду. Но пока решили подождать, прошлогодняя еще вполне прилично выглядит. В общем-то, прежних зарплат не хватает на большие покупки из-за роста цен на продукты. То, что пару лет назад можно было купить, не отказывая себе в другом, сегодня дает ощутимый удар по бюджету», – рассказывает ДЕЛА одна из читательниц, жительница Красноярска.
В докладе отмечается, что параллельно вырос спрос на услуги, дающие вещам вторую жизнь и продляющие срок их службы, – это химчистки, ремонты обуви, техники и электроники.
Одновременно произошел и скачок роста спроса на запчасти российского и китайского производства – продавцы даже не успевали пополнять запасы. Это означает, что и автомобилисты стараются экономить на покупке новых машин.
Работников с руками не хватает
Такие предприятия активно нанимали работников из-за выросшего спроса, но проведение частичной мобилизации усилило нехватку квалифицированных кадров. Работодатели не намерены сокращать штат в ближайшее время, однако отмечают высокую вероятность дефицита рабочих специальностей и необходимость обучения нового персонала.
У работодателей нет работников – многих опытных забрали по мобилизации, а новичков надо учить
Для решения вопроса, считают в компаниях, можно ввести стимулирующие выплаты и стипендии для тех, кто захочет переучиться.
Инфляция двухзначная
Что касается инфляции, то в годовом выражении она снижается и в Сибири замедлилась до 14,6%. В сентябре цены даже уменьшились по сравнению с августом на 0,1%. Но за год их рост в Красноярском крае составил 13,6%.
Что бы власти ни делали, инфляция пока далека от целевых показателей
Ситуацию связывают с уменьшением влияния укрепления рубля, произошедшего весной и сдерживавшего подъем цен летом. Также цены выросли из-за того, что увеличились издержки и сократились импортные поставки на некоторые товары и услуги.
В итоге у населения повысились инфляционные, а у предприятий – ценовые ожидания.
Что будет дальше?
Цены на овощи вырасти не должны – их сдерживает высокий урожай. В этом году по основным сельскохозяйственным культурам он будет выше, чем в предыдущем. Так как мощности для хранения овощей ограничены, конкуренция со стороны импорта высока, а на экспорт наложены ограничения, производители вынуждены снижать цены.
Так что предприятия сельского хозяйства ожидают в ближайшие три месяца замедления роста цен.
Все, что повкуснее капусты, подорожает еще больше
Однако в торговле, производстве пищевых продуктов и строительстве цены еще вырастут. Основная причина – повышение закупочных цен на сырье и комплектующие.