1,1 млрд рублей заработали мошенники на жителях Красноярского края с начала года. Обманутым оказался 6141 человек. Если разделить эту сумму на всех пострадавших, получается, что каждый заплатил почти по 180 тысяч рублей – за свою доверчивость, внушаемость и финансовую неграмотность.
С помощью информации Центробанка и открытых источников ДЕЛА рассказывают о пяти самых распространенных способах обмана.
Но сначала – о «новинках». Так, эксперты сообщают об очередной волне звонков и писем от «сотрудников Центрального банка».
Мошенники звонят и говорят жертве, что с их счетами происходят сомнительные операции. Но здесь наблюдается отличие от «классического развода».
Теперь, чтобы люди поверили, что они являются сотрудниками банка, мошенники высылают им фотографии поддельных удостоверений с логотипом и печатью. Там могут быть указаны реальные фамилии работников, потому что эти сведения можно взять с сайта регулятора.
В Банке России рекомендуют в первую очередь помнить: он не работает с физическими лицами как с клиентами. То есть Центробанк не ведет их счета, не звонит им, а его сотрудники не направляют никому копии своих документов.
Поэтому при звонке «из Банка России» нужно положить трубку, а номер заблокировать. А если есть сомнения о сохранности счета, стоит самому позвонить в свой банк по номеру, который указан на его официальном сайте или вашей карте.
«Схемы мошенничества могут меняться, но сохраняется основной прием – злоумышленники стараются вызвать страх у своей жертвы, панику. Они убеждают, что действуют в интересах человека, а дальше подталкивают к передаче или переводу денег», – напоминает управляющий Отделения Красноярск Банка России Сергей Журавлев.
Мошенники оттачивают навыки социальной инженерии, чтобы лучше обманывать людей
Мошенники могут быть очень убедительными, уверенно отвечать на дополнительные вопросы, поскольку часто у них есть информация о жертве. Поэтому важно никому не сообщать свои персональные данные, данные своих карт и счетов.
Ежегодно тысячи жителей края поддаются на уловки злоумышленников. Какие из них самые распространенные? Представляем топ-5 способов отъема денег по телефону.
Шантаж уголовной статьей за терроризм
Мошенники сами боятся уголовного кодекса, но запугивают им своих жертв
Мошенники звонят вам от имени Центробанка и сообщают о сомнительных операциях. Но главное здесь не это. Мнимая «служба безопасности» быстро решает вопрос, подключает к разговору «сотрудников ФСБ» или «следователей», которые заявляют о возбуждении уголовного дела и утверждают, что только вы можете помочь им поймать тех, кто якобы пытался украсть у вас деньги.
После этого они требуют от вас следовать их указаниям, угрожая, что если вы не послушаетесь, то вас обвинят в пособничестве терроризму.
А указания «следователей» сводятся к тому, чтобы вы сами перевели все свои деньги на указанный ими счет.
Нужно помнить, что мошенники вовсю используют сложные многоступенчатые схемы, подключая «актеров» разных ролей – от сотрудников банка до ФСБ, следкома, полиции и т. д. Подделывать номера они тоже научились, используя IP-телефонию! Многочисленными звонками они стараются вызвать страх и панику, чтобы вы потеряли контроль.
«Секретный офис» для спасения денег
У банка нет никаких тайных офисов, зато у мошенников вполне могут быть
В этой ситуации начало такое же, как и в предыдущей. Звонят «сотрудники банка», заявляя о подозрительных операциях, затем подключается «служба безопасности» и «следователи». В ходе разговора у жертвы невзначай стараются выпытать как можно больше данных о счетах, личных данных, размере сбережений.
В этой схеме мошенники, чтобы «спасти деньги», предлагают вам снять их в офисе вашего банка, а затем привезти по указанному ими адресу, где расположен «тайный офис» или «тайный банкомат». Все это нужно, чтобы «разоблачить сотрудников банка, которые тоже в сговоре». «Защищенный счет», на который нужно положить деньги, разумеется, является счетом мошенников.
Чтобы жертва поверила, они могут прислать фотографию документа об уголовном деле, где вы числитесь пострадавшим. Для пущей достоверности они укажут там данные, которые им удалось незаметно у вас узнать. Там же подробно распишут об уголовной ответственности за разглашение информации и «невыполнение регламента», чтобы напугать еще больше.
«Опередить мошенников, пока они не сняли все деньги»
Мошенники играют на желании жертвы не только спасти деньги, но и наказать тех, кто якобы хотел их украсть
И в этой схеме начало прежнее. После заявлений о сомнительных операциях и «сговорившихся сотрудниках банка», подключения «следователей» и «возбуждения уголовного дела» мошенники требуют быстро ехать в банк и снимать все деньги.
Одновременно они закидывают жертву «документами», прочитать которые так и не дают, отвлекая звонками «следователей» и «сотрудников службы безопасности».
Если такая «цыганская магия» срабатывает, мошенники убеждают жертву положить деньги на «безопасный счет». Предлоги бывают разные: чтобы «поймать сговорившихся сотрудников», чтобы ваш банк не занес вас в «черный список» и так далее.
«Вам начислили компенсацию»
Легкие миллионы бывают только в сказках и кино. Но люди все равно верят: а вдруг именно им повезло?
Эта схема играет на жажде легкой наживы. Мошенники звонят или присылают письмо на бланке с реквизитами Центробанка, сообщая о положенной компенсации. Часто жертвами выбирают тех, кто уже раньше был обманут, – и теперь справедливость якобы восторжествовала, за что человеку и положена компенсация.
Упор делается на то, что деньги могут и не выплатить, если вы срочно не позвоните по указанному номеру.
Если жертва решает позвонить, ей называют заманчивую сумму. Человек, уже планируя, на что потратит неожиданно свалившиеся на него полмиллиона рублей, следует указаниям мошенников.
Сначала они могут быть вполне безобидными, но потом неожиданно выясняется, что для «открытия банковской ячейки» или по какой-то другой причине получатель компенсации должен внести взнос. Сумма взноса гораздо меньше обещанной компенсации, и человек решает заплатить.
Затем жертву «раскручивают» дальше, выманивая под разными предлогами еще больше денег. Например, под видом страхового залога, банковского сбора, госпошлины, комиссии за перевод и т. д.
«Тысячи евро на зарубежном счете»
О нигерийском спаме все уже забыли. Но только не мошенники
Эта схема продолжает эксплуатировать идею популярных у мошенников в 80-е «нигерийских писем». На почту жертве шлют письмо якобы от Центробанка о том, что на ее имя открыт счет в зарубежном банке, на который поступила кругленькая сумма в тысячи евро. От человека всего-то и требуется, что оплатить комиссию за перевод.
Если жертва поверит, у мошенников развязываются руки. Как и в прошлом случае, они будут вытягивать деньги снова и снова. Кроме того, могут пострадать и личные данные, если доверчивый собеседник по неосторожности сообщит их злоумышленникам. Мошенники стараются собирать всю информацию, чтобы впоследствии использовать ее для своего обогащения.
Финансовая грамотность – залог сохранности ваших средств.
В Региональном центре финансовой грамотности напоминают, что при поступлении подобных звонков или писем главное – не спешить.
Поэтому если «сотрудники банка» или «следователи» торопят и такуют звонками – это сигнал.
Мошенники, почувствовав наживу, наседают на человека со всех сторон, не давая ему опомниться
Для защиты от мошенников важно убедить своих пожилых родственников, чтобы они не решали финансовые вопросы самостоятельно, а звонили своим детям и внукам или шли в банк лично.
«Мошенники очень изобретательны, и объяснить новые схемы обмана пожилым людям довольно сложно. Стоит приложить все усилия, чтобы научить наших бабушек и дедушек просить помощи», – прокомментировал руководитель Регионального центра финансовой грамотности Сергей Красноусов.
Центробанк объединяется с полицией против мошенников
Между прочим, в России наконец приняли закон, который позволяет Центробанку оперативно сообщать в полицию о случаях мошенничества. Ранее им часто удавалось остаться анонимными и растворяться на просторах интернета, но новый закон призван покончить с этим.
Как объяснил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, будут созданы механизмы для обмена информацией между Центробанком и МВД, по которым органы смогут узнавать о переводах без согласия граждан.
Без лишней бюрократии поиски подозреваемых должны пойти быстрее
Дело в том, что по подобным случаям мошенничества обращения от банков правоохранительные органы могут рассматривать до 30 дней. За это время мошенники успевают затереть все следы. Драгоценное время вместо поиска преступников тратится на запросы, переписку полиции с банком и другие бюрократические процедуры. Новый закон позволит все делать быстро.
«Он предусматривает подключение МВД к автоматизированной системе ФинЦЕРТ Банка России, в которой содержится информация об операциях, проведенных без согласия клиентов. Благодаря этому правоохранительные органы смогут практически в онлайн-режиме получать сведения о мошеннических операциях, в том числе о получателях похищенных денег. Обмен данными будет происходить с соблюдением всех норм банковской тайны», – прокомментировали в Центробанке.
Полицейские в свою очередь смогут пополнять эту систему данными об уже совершенных преступлениях. Банки будут учитывать эту информацию и предотвращать мошенничество.
Новый закон вступит в силу с 21 октября 2023 года. К этому времени участники определятся с видами сведений, сроках и формате их передачи, а также наладят систему обмена данными.
Скоро киберполицейские будут ловить мошенников прямо в интернете
Никаких переговоров с мошенниками
Ну а пока закон не заработал, людям нужно оставаться бдительными. Финансовые эксперты дают универсальный совет на такие случаи:
«Если незнакомец заводит речь о деньгах, сразу кладите трубку!»
А в завершение повторим еще раз: Банк России никогда не звонит гражданам сам. Как регулятор он только отвечает на запросы и обращения.
Использованы фото Pinterest и открытых источников