С начала объявленной Владимиром Путиным 21 сентября частичной мобилизации прошло три недели. На службу призывают здоровых молодых мужчин – всего, как заявил министр обороны Сергей Шойгу, 300 тысяч человек. Очевидно, что изъятие такого количества работоспособных резервистов повлияет и уже повлияло на рынок труда. ДЕЛА попытались разобраться, каким образом. Похоже, что сегодня одной из самых уязвимых отраслей становится сельское хозяйство.
Управление современным комбайном требует знаний и опыта
Наиболее критичен для компаний призыв ценных специалистов, которых быстро заменить нельзя. Поэтому айтишникам и связистам, работающим в системообразующих организациях, сразу дали бронь. Однако послабления не коснулись аграрного сектора, хотя сегодняшний крестьянин не с серпом по полю ходит,
а ездит на сложной технике с компьютером и GPS, которой нужно уметь управлять.
О проблеме со специалистами заявили директора предприятий уже в нескольких регионах России. Союзы АПК обратились к властям с просьбой дать аграриям отсрочку – сейчас в разгаре уборочная кампания, а потом люди будут нужны, чтобы готовиться к новой посевной.
На селе не принято «бегать» от армии, и многие молодые люди, занятые в сельском хозяйстве, которые служили и имеют нужные» военно-учетные специальности водителей и механиков-водителей, отправились в военкоматы
Так, а письме Ассоциации питомниководов и садоводов Ставропольского края на имя министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева говорится, что «мобилизация работников, занятых в отраслях промышленного питомниководства и садоводства, приведет к срыву уборочной кампании и нарушению технологических особенностей производства», передает «Интерфакс».
В Красноярском крае на 21 сентября, когда была объявлена частичная мобилизация, убраны были только 50% посевных площадей. Для этой даты мало – все дело в плохой погоде.
Современная техника на селе сильно отличается от советской. Сейчас это многофункциональные, высокопроизводительные и комфортабельные агрегаты, для управления которыми необходимо учиться
По словам красноярского фермера и координатора федерального проекта «Народный фермер» Андрея Болсуновского, гуманитарной катастрофы в регионе это не вызовет, еды пока хватит. Но очень много вопросов возникает о будущем: кто останется работать?
«У нас всегда были неплохие результаты по аграрке, есть мощная команда в министерстве сельского хозяйства. Трудности будут преодолены, но какой ценой? И что делать дальше, если СВО будет продолжаться, кто будет обрабатывать землю?», – задается вопросом предприниматель.
Из-за постоянных дождей аграрии буквально караулили дни, когда можно было бы продолжить уборку.
«Достаточно большой объем не убрали. Подождали бы с призывом аграриев до окончания уборочной, никто бы не умер. А теперь в разгар уборочной кампании обескровлены хозяйства. У меня вопрос: кто за это ответит?», – говорит Болсуновский.
По старинке на селе уже никто не работает: везде машины
Современный комбайн – это сложная и дорогая машина, зачастую иностранная, на которую кого попало не посадишь.
В короткий срок нового комбайнера тоже не подготовишь,
а запасных попросту нет – в этом бизнесе так принято: сколько комбайнов, примерно столько и спецов по ним. В некоторых хозяйствах руководители сами сели за штурвалы, но это не решение проблемы.
«Такой подход к проведению мобилизации вызвал на селе полнейшее непонимание. В Великую Отечественную войну механизаторов держали. Кто-то должен кормить людей, и законодателю нужно обратить на это внимание, – уверен фермер. – Механизаторы на селе – штучный товар, их учат специально под трактора.
А есть хозяйства, где забрали сразу по 3-4 человека».
Ситуация наиболее критична в малом бизнесе и крестьянско-фермерских хозяйствах, где на счету каждый работник:
«Я думаю, это перегибы. Наверное, власти опомнятся. Продовольственная безопасность должна стоять во главе угла. Наша ассоциация «Народный фермер» обратилась к правительству, там обещали рассмотреть. Но на это потребуется время».
Впереди у аграриев посевная, к которой за зиму нужно подготовить технику, для чего тоже нужны специалисты
В целом, рассчитывает Болсуновский, проблему должны решить.
«У нас аграрный сектор мощный, меры, думаю примут. Релоцируют специалистов, друг другу помогут. Но это, безусловно, скажется на урожайности и выработке продукции. Цена закупа сельхозпродукции достаточно низка, и выращенного будет достаточно для внутреннего рынка. А на внешнем, я не знаю, кажется, никто и не собирается покупать. Но впереди посевная, и эти полгода пройдут очень быстро.
Технику нужно готовить зимой.
Сейчас запчастей нет, это глобальная проблема. А если не будет и специалистов… Законодателю нужно думать над этим».
Работа в поле – тяжелый труд. Заняты им в основном мужчины, умеющие управлять техникой, которые сегодня так нужны военкоматам
ДЕЛА обратились в министерство сельского хозяйства Красноярского края с просьбой прокомментировать ситуацию. Минсельхоз прислал такой ответ:
«Вопросы организации мобилизации в РФ регулируются ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации». Вопросы бронирования граждан на конкретной территории входят в компетенцию районных или городских комиссий по бронированию с учетом специфики этих территорий. Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края не наделено компетенцией по получению и распространению информации о наличии и дефиците мобилизационных ресурсов».
Озаботиться отсрочками для механизаторов в целях обеспечения продовольственной безопасности страны рекомендовано самим регионам
По данным на 11 октября, почти пятая часть урожая в Красноярском крае остается неубранной. Обработаны более 80% полей. Ситуация находится на личном контроле губернатора Александра Усса.
Между тем ранее Минсельхоз РФ уже заявил, что по наиболее важным профессиям АПК нужна отсрочка от частичной мобилизации.
«Регионам нужно выстраивать взаимодействие с военкоматами и комиссиями по бронированию граждан, пребывающих в запасе, для предоставления отсрочек специалистам по наиболее критичным специальностям», – сказано в сообщении ведомства.
Вопрос кадрового обеспечения АПК подняли на заседании оперштаба, которое провел министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев. По его итогам в министерстве отметили, что во время частичной мобилизации основная задача – усилить контроль за бесперебойным функционированием агропрома. Также было сказано о необходимости формировать кадровый резерв для посевной 2023 года и обучать тех, кто мобилизации не подлежит.
Фото Дениса Александрова и администрации Шарыпова