В Красноярске – после долгих лет за забором – открывается Речной вокзал. К сожалению, ему так и не вернули исторический облик, и это несмотря на то, что здание является объектом культурного наследия. Речвокзал так и останется «одноглазым», изуродованным прошлым собственником.
Здание Речного вокзала является одним из символов Красноярска
Речной вокзал на Енисее был построен в силе сталинский ампир в 1948–1952 годах архитектором Александром Голубевым.
В 1958 году модель вокзала получила серебряную медаль и Почетную грамоту на Всемирной выставке в Брюсселе.
Вид с Енисея в 1972 году – видны открытые галереи, по которым гуляли пассажиры и просто жители города
Здание является ценным архитектурным достоянием города. Вернее сказать, являлось. Внешний вид вокзала предприниматели испортили еще 15 лет назад. Но почему-то до сих пор исторический облик объекту так и не вернули.
И, судя по всему, уже никогда не вернут – пароход ушел.
Облик вокзала нарушили в 2008 году, когда там начался ремонт, на который Служба по охране объектов культурного наследия края дала разрешение годом ранее. Предполагалось, что зданию починят кровлю и чердак.
Вид на вокзал от города – раньше сюда прибывало множество людей, чтобы отправиться по Енисею и на север, и на юг. До строительства ГЭС по реке в обе стороны движение пассажирских судов было очень оживленным
Но проверка показала, что тогдашний собственник, ООО «Дива», все делал неправильно, а ремонт больше смахивал на незаконную реконструкцию: компания затронула несущие конструкции вокзала, изменила кладку, перила,
а проемы-галереи в левом крыле застеклила.
На «Диву» завели сначала административное, а затем и уголовное дело – за повреждение объекта культурного наследия. Ремонт остановили.
Вид на здание Речного вокзала Красноярска с южной стороны – одно крыло заделано и застеклено, второе осталось в том виде, как и задумывал архитектор
В 2011-м компанию признали банкротом, а принадлежащий ей вокзал продали ради погашения долгов перед кредиторами. Выкупило объект ООО «База Крастехснаб», которое занимается производством мебели и интерьерных лестниц.
Сумма сделки составила всего 133 млн рублей: эксперты рынка полагали, что стоимость исторического здания была существенно занижена.
ДЕЛА тогда пытались выяснить, для чего компания купила здание, но комментировать приобретение вокзала и цель его использования в «Крастехснабе» отказались.
Вокзал готовят к открытию после реставрации. По всей видимости, архитектурный диссонанс ответственных чиновников нисколько не смущает
Сейчас здание заявлено как бизнес-центр «Речной» класса А.
Но исторический и охранный статус накладывает множество ограничений по сохранению внешнего вида объекта и всех предметов интерьера, а любая перестройка считается незаконной.
Вот так проблему с разнобоем галерей решили на паспорте реконструируемого памятника
В 2013-м новому собственнику выдали разрешение на ремонт вокзала. Началась подготовка проекта. Примечательно, что тогда в минкульте края
не смогли однозначно ответить, было ли выдано разрешение и на остекление галереи:
это якобы произошло до того, как министерство получило полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Еще одной причиной назвали изъятие части старой проектной документации по уголовному делу в отношении «Дивы», которая и застеклила галерею.
Архитектурные элементы на фасаде напоминают о былом величии и предназначении здания
В августе того же года «База Крастехснаб» принялась за работы, обещая закончить все в 2015 году. В 2014-м даже появились надежды, что исторический облик зданию собираются вернуть. Как заявил тогда начальник отдела охраны и использования объектов культурного наследия министерства культуры Красноярского края Юрий Тихонович,
министерство планирует обязать владельцев ликвидировать остекление галереи южного фасада.
Впрочем, на деле все выходило не так гладко: собственник к тому времени еще не подписал охранного обязательства, а проект реконструкции отклонили из-за отсутствия требуемых экспертиз, включая самую главную – историко-культурную.
В итоге опасения сбылись: начиная с 2016-го ремонт речного вокзала затянулся на неопределенный срок.
Обещание собственника закончить реконструкцию уже было просрочено на год. Как объяснили тогда в компании, они столкнулись со множеством ограничений из-за исторического статуса здания. Еще пару лет вокзал простоял за забором, потихоньку разрушаясь, а затем реконструкция все же пошла и сейчас наконец закончилась.
Паспорт объекта гласит, что здание (точнее, его наружную лестницу южного фасада) приспосабливали для современного использования. Работы, начатые в октябре 2019-го, должны были завершиться в декабре 2021 года, и видно, что эту дату уже меняли.
Приготовления к торжественному открытию отреставрированного здания идут полным ходом, но заборы и мусор пока убрали не везде
Открытие назначено на середину августа. Забор пока полностью не убран, он демонтирован частично. Вовсю идет вывоз мусора – видно, что строители готовятся к торжественной церемонии.
Но, к сожалению, исторический облик вокзалу так и не вернули. Подлатали фасад, починили лестницу, но главное уродство – остекление – не убрали.
Наглядное сравнение правой и левой галерей Речного вокзала Красноярска
Как отмечает директор Красноярской региональной общественной экологической организации «Плотина» Александр Колотов, неравнодушный к судьбе памятника архитектуры, изменить исторический облик здания в нашем городе оказывается довольно легко, а вот исправить нарушенное – это «затяжное и чуть ли не безнадежное занятие».
«На мой взгляд, застекление части фасада здания речвокзала Красноярска – это нанесение прямого и явного ущерба объекту культурного наследия, нарушение архитектурного замысла и концепции исторического сооружения. Поразительно, но на протяжении девяти лет министерство культуры Красноярского края при разных руководителях так и не смогло добиться возвращения исторического облика одному из самых знаковых зданий нашего любимого города.
Ассиметричность, несуразие и «одноглазость» отреставрированного памятника архитектуры видны с любой точки от Енисея
Уродливый стеклянный глаз, вставленный в оправу фасада речвокзала Красноярска – вполне явственный символ сегодняшней слепоты властей по отношению к исторической памяти и культурному наследию Сибири»,
– прокомментировал ДЕЛА итоги работы по «реставрации» Александр Колотов.
Почему все же так получилось, мы попытались выяснить в краевой Службе по государственной охране объектов культурного наследия, но связаться с ней не удалось.
Видео обновленного воказала от Андрея Максимова:
Даже и сейчас, в изуродованном виде, чувствуется красота здания Речного вокзала. Как величественно смотрелся он на фоне малоэтажного и полудеревянного тогда Красноярска! Смотрелся бы и сейчас, если бы не одноглазие.