статья

Флот дронов и телефоны спасения: 5 больших проектов цифровизации края

С каждым годом цифровые сервисы все больше проникают в жизнь людей в городах и селах Красноярского края. Пять больших проектов министерства цифрового развития, которые реализуются в последние годы, получат продолжение и в 2022 году. О планах, которые касаются всех, ДЕЛА рассказал министр цифрового развития Николай Распопин.  

работа в 112
Развитие цифровых сервисов происходит стремительно. В службу «112» на всей территории края в год поступает более 2 млн звонков

Интернет в каждую деревню

Одной из главных задач на уровне и федерации, и региона является создание цифровой инфраструктуры «в глубинке». В Красноярском крае с его протяженностью остается еще много населенных пунктов, где пока нет стабильной и качественной мобильной связи. Но с каждым годом таких окраин становится все меньше. Примечательно, что с 2020 года в список включаются даже населенные пункты Арктической зоны края.

«Отмечу, что вопрос обеспечения услугами связи населения – задача федерального центра, но, понимая важность и необходимость услуг связи для жителей, край уже несколько лет реализует собственную краевую программу, по которой муниципальным образованиям выделяются субсидии на строительство базовых станций», – говорит Николай Распопин.

Министр Николай Распопин
Министр цифрового развития Красноярского края Николай Распопин: в 2022 году число обеспеченных мобильным интернетом поселков вырастет вдвое

По его словам, в 2022 году на краевые деньги сотовой связью будут обеспечены еще 12 поселков. Немаловажно, что с каждым годом набор услуг увеличивается. В прошлом году существенно обновилась федеральная программа «Устранение цифрового неравенства».

Раньше благодаря ей в деревнях и селах с численностью населения от 250 до 500 человек устанавливалась точка доступа Wi-Fi. С прошлого года за счет федеральных средств теперь и населенные пункты с численностью населения от 100 до 500 человек должны быть обеспечены сотовой связью и мобильным интернетом.

Станция в поселке
Базовая станция в селе Новогородка Иланского района края, где проживает около 500 человек

В 2021 году такие «пакеты» (голосовая связь + мобильный интернет) благодаря установке современных базовых станций получили 27 поселков и деревень,

а в 2022 году их число вырастет вдвое: Красноярскому краю открыли квоту в 53 населенных пункта.

Работа в этом направлении продолжится до 2030 года.

Телемедицина и дистанционка

В 2021 году завершилась трехлетняя программа подключения к высокоскоростному интернету социально значимых учреждений края по нацпроекту «Цифровая экономика РФ».

Это означает, что 2041 объект медицины, образования, культуры, госуправления, различных ведомств и экстренных служб получил доступ к всемирной сети. Больше всего учреждений были обеспечены интернетом в 2021 году: 1077.

В 2022-м работа продолжится – планируется создание информационно-коммуникационной инфраструктуры в школах края, даже самых отдаленных.

Параллельно с государством над обеспечением «глубинки» интернетом работают частные компании. Так, город Игарка в прошлом году был подключен к широкополосному интернету с привлечением частных инвестиций.

Тревожная кнопка

Система вызова экстренных оперативных служб «112» спасла уже не одну жизнь. В постоянную эксплуатацию ее ввели в 2021 году, но и до этого звонки по экстренному номеру в крае принимали круглосуточно. Скорая, полиция, пожарные, газовая аварийная служба, МЧС – все их можно вызвать в случае ЧП по одному номеру.

Сейчас «112» работает на всей территории края, принимая более 2 млн звонков и 20 тысяч сообщений в год.

Ввод системы в постоянную эксплуатацию обеспечил новые возможности – например, отправку обратного СМС-сообщения, если есть затруднения в передаче информации голосом, и интеграцию «112» с «ЭРА-ГЛОНАСС»: о происшествии можно сообщить через терминалы, установленные в автомобилях. Наконец, есть круглосуточная поддержка приема сообщений на иностранных языках – к сервису привлекаются переводчики с европейских и китайского языков.

Одним из обязательных условий перевода системы в постоянную эксплуатацию являлось наличие резервного центра обработки вызовов (РЦОВ), который начал свою работу в Красноярске в мае прошлого года. При неполадках в основном центре дополнительный возьмет нагрузку на себя. Также допцентр открылся в Норильске.

Мобильное приложение 112

Очень удобно для жителей Красноярского края и мобильное приложение системы.

«С помощью приложения можно как позвонить на номер 112, так и отправить сообщение с применением специальных шаблонов. При включенной геолокации в сообщение будут добавлены координаты заявителя, что позволит более точно определять место происшествия, если, например, человек не знает точного адреса и не понимает, где он находится. Недавно в приложении начали публиковать объявления о пропавших в крае людях», – рассказывает Николай Распопин.

Кстати, в период пандемии министерство приступило к развитию еще одного контакт-центра. С декабря 2020 года по поручению губернатора он был развернут по номеру «122» – жители края могут обращаться по этому телефону с вопросами о коронавирусной инфекции. В перспективе, когда ковид отступит, номер 122 объединит различные телефоны и актуальные темы ведомств и служб. С помощью детальной аналитики, которая сегодня применяется в контакт-центре по коронавирусу, можно будет отслеживать наиболее волнующие граждан темы и по другим отраслям.

единый контакт центр
Единый контакт центр «122» помогает жителям края в коронавирусную пандемию

«Чаще всего граждане звонят по вопросам тестирования на коронавирус, оформления больничных листов, записи на вакцинацию, обеспечения лекарствами, – отмечает министр. – Сейчас мы переживаем пятую волну коронавируса. И если в предыдущие волны максимальное число звонков составляло 5 тысяч в сутки, то в эту волну в один из дней доходило почти до 20 тысяч. В последние дни фиксируется спад звонков. Всего с момента запуска номера на него поступило уже более 1 млн 100 тысяч обращений».

92 госуслуги не выходя из дома

Многим красноярцам памятны очереди в «присутственные места», а кто-то еще и сейчас по старинке ходит за справками «ногами». Между тем год от года все шире становится список государственных услуг, которые можно получить в электронном виде. Все сервисы государственного портала доступны красноярцам с подтвержденной учетной записью – их на сегодня в крае 1,226 млн. А всего на «Госуслугах» зарегистрированы 2,654 млн человек.

За 2021 год электронными услугами воспользовались 900 тысяч жителей региона: на 200 тысяч больше, чем в 2020 году.

На едином портале госуслуг жителям края на сегодня доступны 92 услуги в сферах здравоохранения, образования, транспорта, строительства и так далее, и число их постоянно растет.

В идеале в ближайшие годы человеку вообще не потребуется идти на прием лично: все необходимые документы он сможет получить через интернет.

Кроме того, в скором времени планируется расширить список беззаявительных услуг, когда государство само подскажет гражданам, на какой сервис они могут рассчитывать в той или иной ситуации, например, при рождении ребенка или наступлении пенсионного возраста.

Есть и сервисы, которые позволяют быстро наладить взаимодействие человека и «системы».

Обратная связь с Госуслугами
«Госуслуги» стали интерактивными

«В 2021 году на базе Единого портала государственных и муниципальных услуг внедрена цифровая платформа обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе». Здесь можно оставить свой вопрос, отправить жалобу различным органам власти и организациям. Единственное условие – необходимо иметь учетную запись на портале «Госуслуги».  В прошлом году было обработано 130 тысяч обращений жителей края, из них больше 90 тысяч приняли операторы Единого контакт-центра по номеру 122», – говорит Николай Распопин.

Цифровая трансформация

Мы привыкли к безналичному расчету в магазинах, оплате такси и ЖКХ по приложениям в мобильном телефоне, заказу продуктов по интернету, решая множество бытовых задач с помощью цифровых сервисов.

«По такому же принципу сейчас выстраивает свою внутреннюю работу государство», – поясняет министр цифрового развития.

Различные межведомственные информационные системы позволяют сократить время обработки информации, ее мониторинг. Работает электронный документооборот, меняются формы отчетности и многое другое как у государственных, так и у частных компаний. Кстати, нацпроект «Цифровая экономика РФ» помогает и бизнесу – например, приобрести российское ПО со скидкой 50%. Услугой воспользовались уже более 2400 предпринимателей региона.

Преобразования продолжатся: так, в 2021 году в крае по поручению президента утвердили региональную стратегию цифровой трансформации ключевых отраслей на 2022–2024 годы.

Она включает 38 федеральных и 29 краевых проектов

в образовании и науке, здравоохранении, транспорте, госуправлении, развитии городской среды, социальной сфере (основные сферы) и в промышленности, экологии, сельском хозяйстве и строительстве (дополнительные сферы).

Базовая станция Ростелекома
Базовая станция «Ростелекома»: сотовая связь проникает на самые отдаленные территории края

Министр цифрового развития выделяет в этом перечне такие прорывные проекты, как краевая геоинформационная система, единая карта жителя «Енисейская Сибирь», создание флота беспилотников, единая транспортная система, система автоматизации документооборота и межведомственного взаимодействия.

«Все основные отрасли края будут вести работу по трансформации своих услуг, рабочих процессов. Делать сайты, информационные системы, мобильные приложения удобнее для населения или создавать новые», – заключает Николай Распопин.

Татьяна Алешина

© ДЕЛА.ru

 

новости

Историю края красноярцам покажут глазами художников В Красноярске накануне открылась примечательная выставка, посвященная 90-летнему юбилею края, – «Красноярское время». Лучшие работы местных…

Туристов не пугают цены круизов по Енисею Недавно компания, организующая круизы по Енисею, рассказала об итогах прошедшей навигации. Оказалось, что в дорогостоящих речных поездках побывали…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).