С каждым годом цифровые сервисы все больше проникают в жизнь людей в городах и селах Красноярского края. Пять больших проектов министерства цифрового развития, которые реализуются в последние годы, получат продолжение и в 2022 году. О планах, которые касаются всех, ДЕЛА рассказал министр цифрового развития Николай Распопин.
Развитие цифровых сервисов происходит стремительно. В службу «112» на всей территории края в год поступает более 2 млн звонков
Интернет в каждую деревню
Одной из главных задач на уровне и федерации, и региона является создание цифровой инфраструктуры «в глубинке». В Красноярском крае с его протяженностью остается еще много населенных пунктов, где пока нет стабильной и качественной мобильной связи. Но с каждым годом таких окраин становится все меньше. Примечательно, что с 2020 года в список включаются даже населенные пункты Арктической зоны края.
«Отмечу, что вопрос обеспечения услугами связи населения – задача федерального центра, но, понимая важность и необходимость услуг связи для жителей, край уже несколько лет реализует собственную краевую программу, по которой муниципальным образованиям выделяются субсидии на строительство базовых станций», – говорит Николай Распопин.
Министр цифрового развития Красноярского края Николай Распопин: в 2022 году число обеспеченных мобильным интернетом поселков вырастет вдвое
По его словам, в 2022 году на краевые деньги сотовой связью будут обеспечены еще 12 поселков. Немаловажно, что с каждым годом набор услуг увеличивается. В прошлом году существенно обновилась федеральная программа «Устранение цифрового неравенства».
Раньше благодаря ей в деревнях и селах с численностью населения от 250 до 500 человек устанавливалась точка доступа Wi-Fi. С прошлого года за счет федеральных средств теперь и населенные пункты с численностью населения от 100 до 500 человек должны быть обеспечены сотовой связью и мобильным интернетом.
Базовая станция в селе Новогородка Иланского района края, где проживает около 500 человек
В 2021 году такие «пакеты» (голосовая связь + мобильный интернет) благодаря установке современных базовых станций получили 27 поселков и деревень,
а в 2022 году их число вырастет вдвое: Красноярскому краю открыли квоту в 53 населенных пункта.
Работа в этом направлении продолжится до 2030 года.
Телемедицина и дистанционка
В 2021 году завершилась трехлетняя программа подключения к высокоскоростному интернету социально значимых учреждений края по нацпроекту «Цифровая экономика РФ».
Это означает, что 2041 объект медицины, образования, культуры, госуправления, различных ведомств и экстренных служб получил доступ к всемирной сети. Больше всего учреждений были обеспечены интернетом в 2021 году: 1077.
В 2022-м работа продолжится – планируется создание информационно-коммуникационной инфраструктуры в школах края, даже самых отдаленных.
Параллельно с государством над обеспечением «глубинки» интернетом работают частные компании. Так, город Игарка в прошлом году был подключен к широкополосному интернету с привлечением частных инвестиций.
Тревожная кнопка
Система вызова экстренных оперативных служб «112» спасла уже не одну жизнь. В постоянную эксплуатацию ее ввели в 2021 году, но и до этого звонки по экстренному номеру в крае принимали круглосуточно. Скорая, полиция, пожарные, газовая аварийная служба, МЧС – все их можно вызвать в случае ЧП по одному номеру.
Сейчас «112» работает на всей территории края, принимая более 2 млн звонков и 20 тысяч сообщений в год.
Ввод системы в постоянную эксплуатацию обеспечил новые возможности – например, отправку обратного СМС-сообщения, если есть затруднения в передаче информации голосом, и интеграцию «112» с «ЭРА-ГЛОНАСС»: о происшествии можно сообщить через терминалы, установленные в автомобилях. Наконец, есть круглосуточная поддержка приема сообщений на иностранных языках – к сервису привлекаются переводчики с европейских и китайского языков.
Одним из обязательных условий перевода системы в постоянную эксплуатацию являлось наличие резервного центра обработки вызовов (РЦОВ), который начал свою работу в Красноярске в мае прошлого года. При неполадках в основном центре дополнительный возьмет нагрузку на себя. Также допцентр открылся в Норильске.
Очень удобно для жителей Красноярского края и мобильное приложение системы.
«С помощью приложения можно как позвонить на номер 112, так и отправить сообщение с применением специальных шаблонов. При включенной геолокации в сообщение будут добавлены координаты заявителя, что позволит более точно определять место происшествия, если, например, человек не знает точного адреса и не понимает, где он находится. Недавно в приложении начали публиковать объявления о пропавших в крае людях», – рассказывает Николай Распопин.
Кстати, в период пандемии министерство приступило к развитию еще одного контакт-центра. С декабря 2020 года по поручению губернатора он был развернут по номеру «122» – жители края могут обращаться по этому телефону с вопросами о коронавирусной инфекции. В перспективе, когда ковид отступит, номер 122 объединит различные телефоны и актуальные темы ведомств и служб. С помощью детальной аналитики, которая сегодня применяется в контакт-центре по коронавирусу, можно будет отслеживать наиболее волнующие граждан темы и по другим отраслям.
Единый контакт центр «122» помогает жителям края в коронавирусную пандемию
«Чаще всего граждане звонят по вопросам тестирования на коронавирус, оформления больничных листов, записи на вакцинацию, обеспечения лекарствами, – отмечает министр. – Сейчас мы переживаем пятую волну коронавируса. И если в предыдущие волны максимальное число звонков составляло 5 тысяч в сутки, то в эту волну в один из дней доходило почти до 20 тысяч. В последние дни фиксируется спад звонков. Всего с момента запуска номера на него поступило уже более 1 млн 100 тысяч обращений».
92 госуслуги не выходя из дома
Многим красноярцам памятны очереди в «присутственные места», а кто-то еще и сейчас по старинке ходит за справками «ногами». Между тем год от года все шире становится список государственных услуг, которые можно получить в электронном виде. Все сервисы государственного портала доступны красноярцам с подтвержденной учетной записью – их на сегодня в крае 1,226 млн. А всего на «Госуслугах» зарегистрированы 2,654 млн человек.
За 2021 год электронными услугами воспользовались 900 тысяч жителей региона: на 200 тысяч больше, чем в 2020 году.
На едином портале госуслуг жителям края на сегодня доступны 92 услуги в сферах здравоохранения, образования, транспорта, строительства и так далее, и число их постоянно растет.
В идеале в ближайшие годы человеку вообще не потребуется идти на прием лично: все необходимые документы он сможет получить через интернет.
Кроме того, в скором времени планируется расширить список беззаявительных услуг, когда государство само подскажет гражданам, на какой сервис они могут рассчитывать в той или иной ситуации, например, при рождении ребенка или наступлении пенсионного возраста.
Есть и сервисы, которые позволяют быстро наладить взаимодействие человека и «системы».
«Госуслуги» стали интерактивными
«В 2021 году на базе Единого портала государственных и муниципальных услуг внедрена цифровая платформа обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе». Здесь можно оставить свой вопрос, отправить жалобу различным органам власти и организациям. Единственное условие – необходимо иметь учетную запись на портале «Госуслуги». В прошлом году было обработано 130 тысяч обращений жителей края, из них больше 90 тысяч приняли операторы Единого контакт-центра по номеру 122», – говорит Николай Распопин.
Цифровая трансформация
Мы привыкли к безналичному расчету в магазинах, оплате такси и ЖКХ по приложениям в мобильном телефоне, заказу продуктов по интернету, решая множество бытовых задач с помощью цифровых сервисов.
«По такому же принципу сейчас выстраивает свою внутреннюю работу государство», – поясняет министр цифрового развития.
Различные межведомственные информационные системы позволяют сократить время обработки информации, ее мониторинг. Работает электронный документооборот, меняются формы отчетности и многое другое как у государственных, так и у частных компаний. Кстати, нацпроект «Цифровая экономика РФ» помогает и бизнесу – например, приобрести российское ПО со скидкой 50%. Услугой воспользовались уже более 2400 предпринимателей региона.
Преобразования продолжатся: так, в 2021 году в крае по поручению президента утвердили региональную стратегию цифровой трансформации ключевых отраслей на 2022–2024 годы.
Она включает 38 федеральных и 29 краевых проектов
в образовании и науке, здравоохранении, транспорте, госуправлении, развитии городской среды, социальной сфере (основные сферы) и в промышленности, экологии, сельском хозяйстве и строительстве (дополнительные сферы).
Базовая станция «Ростелекома»: сотовая связь проникает на самые отдаленные территории края
Министр цифрового развития выделяет в этом перечне такие прорывные проекты, как краевая геоинформационная система, единая карта жителя «Енисейская Сибирь», создание флота беспилотников, единая транспортная система, система автоматизации документооборота и межведомственного взаимодействия.
«Все основные отрасли края будут вести работу по трансформации своих услуг, рабочих процессов. Делать сайты, информационные системы, мобильные приложения удобнее для населения или создавать новые», – заключает Николай Распопин.
Татьяна Алешина