Управляющий отделением Красноярск Банка России Сергей Журавлев рассказал о навязывании в банках и других финансовых организациях ненужных услуг и о возможных вариантах решения проблемы для клиентов. В следующем году ситуация изменится в пользу потребителей.
Красноярцы жалуются на «зомбирование» в финансовых организациях
Любой человек может написать жалобу в Банк России, если он оказался недоволен качеством финансовой услуги или купленным финансовым продуктом. Так, в Красноярском крае в 2021 году таким инструментом воспользовались более 5 тыс. человек.
«Больше всего жалуются на банки, на втором месте микрофинансовые организации, затем страховые компании и совсем немного жалоб на брокерские компании. Поводов для обращений в Банк России много, они разные», – сказал Сергей Журавлев.
Сергей Журавлев: человек должен сам сделать выбор
Все жалобы попадают в службу по защите прав потребителей финансовых услуг, специалисты которой проверяют суть жалобы, дают человеку развернутый ответ, а затем, в случае необходимости, ведут работу с финансовой организацией.
Обращения из этой службы попадают в статистику, по которой потом Банк России понимает, в каком направлении необходимы законодательные или нормативные изменения, где надо перенастроить или скорректировать механизм оказания финансовых услуг.
Несмотря на развитие своих экосистем, банки остаются коммерческими структурами, благополучие которых зависит от успешных продаж.
Поэтому нередко сотрудники переходят грань и навязывают людям дополнительные услуги, которые оказываются ненужными.
По словам Сергея Журавлева, только за 11 месяцев 2021 года в Банк России поступило около 350 обращений на навязывание,
причем многие красноярцы пожаловались на «зомбирование».
«Происходит навязывание дополнительных услуг по-разному. Человек пришел, например, за кредитом, у него свои планы, он находится в состоянии некоторой тревожности – дадут ему кредит или нет. И соглашается на все условия менеджера. Бывает и так, что менеджер открыто говорит – для одобрения вам обязательно надо приобрести вот такой перечень услуг. Сразу скажу: никакой взаимосвязи здесь нет. Человек должен сам делать выбор, что ему нужно, а что нет. Платные подписки, юридические консультации – это все факультативно. Да, видите, например, акцию – оформи подписку в онлайн-кинотеатр от партнера банка, получи сниженную ставку на несколько месяцев – тут можно подумать, посчитать, понять для себя выгоду. Не нужно думать и верить, что без этой подписки кредит вам не одобрят», – отметил управляющий отделением Красноярск Банка России.
Он также рассказал о скором вступление в силу сразу нескольких законов, которые позволят бороться с проблемой навязывания.
Так, с 30 декабря вступает в силу закон, который запрещает проставлять за клиента согласие в договоре. Касаться это будет как бумажных договоров, так и электронных. Нельзя будет отказаться только от обязательных видов страхования по кредиту, а остальное станет выбором клиента.
Также с 30 декабря вводится период охлаждения для отказа от любой дополнительной услуги, навязанной при оформлении кредита или займа. И если раньше это касалось только добровольного страхования, то в конце года можно будет отказаться от всех дополнительных услуг вроде телемедицины, юридических консультаций и прочих. Период охлаждения будет длиться 14 дней.
«Причем если банк как посредник продал вам услугу, например, страховой компании, то, не найдя «владельца» услуги, вы можете предъявить претензии банку, и он обязан будет вернуть вам деньги», – отметил Сергей Журавлев.
Закон защитит тех, кому навязали финансовый продукт
Сергей Журавлев сообщил, что в 2021 году от красноярцев поступило 48 жалоб на мисселинг, когда клиент приходил покупать один финансовый продукт, а стал обладателем другого.
«Давайте разберемся, как происходит такая продажа. Человек приходит в банк, например, открыть вклад, а получает какой-то комбинированный продукт, где есть инвестиционная часть. Или ему под видом депозита продают полис накопительного или инвестиционного страхования жизни (НСЖ или ИСЖ). Сами по себе продукты эти неплохие, но человек пришел за другим – положить деньги во вклад с гарантированной доходностью и в рамках застрахованной в Агентстве по страхованию вкладов суммы», – рассказал Сергей Журавлев.
Он отметил, что бороться с этим можно будет не только с помощью внимательного прочтения договора, но и благодаря новшеству, которое будет введено летом 2022 года. Так, договор вклада должен будет начинаться с таблицы, где большим шрифтом пропишут все основные параметры: валюту, срок, можно пополнять вклад или нет и прочее, а сверху в правом углу обязательно будет указываться гарантированная минимальная ставка.
Также управляющий отделением Красноярск Банка России рассказал, что все больше жителей края становятся инвесторами.
На начало октября 2021 года у красноярцев открыто почти 360 тыс. брокерских счетов.
При этом он отметил, что с 1 октября для новичков-инвесторов Банк России ввел тестирование, чтобы проверить знание сложных финансовых продуктов.
«Задача тестирования – помочь новичку разобраться, понимает ли он нюансы, знает ли о всех рисках и особенностях налогообложения. Тестирование позволяет уберечь инвестора от ненужных потерь. При подготовке к тесту он должен изучить все тонкости покупаемого продукта. Это позволит ему более трезво взвесить риски», – сказал Сергей Журавлев.
Каждый может стать инвестором, но к этому нужно хорошо подготовиться
Новичкам он посоветовал начинать с простых продуктов, читать книги именитых инвесторов, изучать финансовую отчетность и новости эмитентов ценных бумаг. А вот инвестировать «с плечом» – со взятыми в займы деньгами брокера – Сергей Журавлев предостерег, предупреждая, что только когда станут понятны простые бумаги, можно будет делать аккуратный шаг дальше.
В Региональном центре финансовой грамотности края отметили, что Отделение Красноярск Банка России является постоянным партнером мероприятий, направленных на финансовое просвещение, проводимых в Красноярском крае.
Повысить свою осведомленность в финансовых вопросах красноярцы всегда могут на портале минфина, на страницах специального раздела.