статья

В правительстве края пояснили продажу государственных предприятий

В Красноярском крае прошли нулевые чтения бюджета 2022–2024 годов. Вместе с финансовыми планами на ближайшие три года правительство представило депутатам Законодательного Собрания прогнозный план приватизации имущества края, в который включена продажа таких непрофильных для власти предприятий, как «Красноярскнефтепродукт» и Бархатовская птицефаб­рика. 

Каковы основания у этого такого решения и аргументы в его пользу, читайте в нашем материале.

на АЗС КНП
КНП – непрофильный актив, который требует модернизации, а значит, больших вложений

Планы на три года

Напомним,  краевой бюджет на 2022 и период до 2024 года планируется принять

с параметрами в 300 млрд рублей доходов и 311 млрд рублей расходов. Таких показателей краевая казна достигнет впервые.

Бюджет будет носить социальный характер и опираться на реализацию крупных инвестиционных проектов: вложения в краевую экономику к 2024 году должны составить более 750 млрд рублей, вдвое больше, чем в 2020 году. Сейчас проект бюджета рассматривается в парламенте края на профильных комитетах, а 26 октября он прошел так называемое нулевое чтение в Заксобрании с участием членов правительства.

Важнейшей темой совместного заседания стали, как и каждый год, планы приватизации имущества Красноярского края, которые также принимаются на 3-летний период.

В правительстве предлагают продать частным инвесторам активы, которые не имеют отношения к исполнению государством своих основных задач – обеспечению безопасности и оказанию жителям качественных госуслуг. Это несколько неиспользуемых жилых зданий и земельных участков в Красноярске и Рыбинском районе, а также акции нескольких предприятий. 

Нефтебаза КНП в крае

На продажу планируют выставить почти 60% акций АО «Красноярск­нефтепродукт», торгующей топливом, и 100% акций АО «Птицефабрика Бархатовская» в Березовском районе края.

Еще один «лот» – 100% акций АО «Коркиноагропромхимия», которое производит удобрения, средства химической защиты и сельхозтехнику.

Бархатовская птицефабрика в крае

В результате реализации этих активов край не только получит дополнительные средства в бюджет. Приватизация позволит привлечь инвесторов для развития этих предприятий, ведь у самого края недостаточно правовых оснований для крупных вложений в КНП, птицефабрику и другие компании. У госструктур приоритеты другие: бюджетные средства в первую очередь требуется расходовать на инфраструктуру и социальную сферу.

«КНП готов к самостоятельному плаванию»

Доля «КНП» на розничном рынке края на сегодня составляет 25%, на оптовом – 10%. У компании самая разветвленная сеть заправок и терминалов в регионе: это 172 АЗС и 10 нефтебаз.

Приватизировать «Красноярскнефтепродукт» предложил еще в 2017 году в бытность губернатором Виктор Толоконский.

«Тогда это было сильно закредитованное предприятие с большими судебными исками, конфликтом с частными акционерами. Был риск отдать компанию за бесценок», – вспоминает депутат краевого парламента Илья Зайцев.

Александр Усс, в то время спикер Законодательного Собрания, выступил против такого решения, и приватизацию отложили. За 4 года ситуация изменилась: было проведено финансовое оздоровление предприятия, обновился менеджмент, оптимизирована сеть АЗС, а проблемная нефтебаза переехала с территории города.

Тем не менее износ основных фондов «Красноярскнефтепродукта» на сегодня превышает 50%, а их обновление требует вложений на сумму около 1 млрд рублей.

Необходима и дорогостоящая экологическая модернизация предприятия.

При этом КНП занимается только продажей топлива и сопутствующих товаров.

Продажа на КНП

По сути, компания сегодня является посредником и как посредник «накручивает» цену на своих АЗС, в отличие от крупных нефтяных холдингов с собственным производством – таких как «Газпромнефть» и «Роснефть», которые работают по полной технологической цепочке, от добычи нефти до ее реализации.

Однако КНП остается привлекательным для инвесторов объектом.

Выручка предприятия с 2016 года выросла на 41%, чистая прибыль – в 10 раз (при этом показатель в 2020 году снизился из-за падения розничных продаж). Компания закупает топливо на бирже, работает на прозрачных условиях рынка. АЗС прошли модернизацию. «Красноярскнефтепродукт» на конкурентных условиях участвует в северном завозе и поставках топлива сельхозпредприятиям (хотя и не всегда выигрывает).

«В том, что КНП интересен рынку, сомнений нет. После проведенных реформ предприятие значительно улучшило финансово-производственные показатели, и правительство считает, что его можно отправить в самостоятельное плавание. Мы убеждены, что «Красноярскнефтепродукту» надо дать возможность стать полноправным участником рынка, а его социальная функция как наследие советского периода на сегодня практически исчерпана», – комментирует председатель правительства края Юрий Лапшин.

По его словам, на сегодня убыточными в крае являются только 2 АЗС «Красноярскнефтепродукта» из 172 (в Ирбейском и Сухобузимском районах) – но по ним можно будет принять точечные решения.

«Постпродажный контроль»

Как отмечает глава края Александр Усс, возможна продажа КНП крупным компаниям, которые определяют положение дел на топливном рынке:

«Пройдет 2-3 года, и обновление инфраструктуры «Красноярскнефтепродукта» потребует гигантских денег. Нужны крупные инвесторы».

на АЗС КНП
У КНП 172 заправочных станции в крае, и только 2 из них убыточны

Однако, по мнению губернатора, главный вопрос состоит не в том, чтобы продать компанию, а в том, чтобы обеспечить контроль государства над ситуацией и качественный уровень предоставления услуг населению.

«Если по итогам открытых и конкурентных торгов новым собственником станет федеральная компания полного цикла, то это даст существенный толчок для развития компании и повышения налоговых платежей в бюджет, а мы с вами, заправляясь, будем платить меньше. Конечно, впереди долгие обсуждения перед принятием решения, а затем торги. Но держаться за компанию, лишь бы она была «наша», думаю, неправильно», – полагает и Илья Зайцев.

По его мнению,

у  исполнительной власти края есть все необходимые рычаги, чтобы сформулировать новому собственнику пожелания и условия.

«В том числе экологические, социальные, условие сохранения заправочных станций «КНП» в территориях края, где никаких других заправок нет», – считает депутат.

Повысить конкурентоспособность

Что касается другого предприятия из прогнозного плана – Бархатовской  птицефабрики, то сегодня она остается непрофильным активом в собственности края и в то же время одним из агропромышленных брендов региона.

Куры на птицефабрике

Предприятие выпускает 25% от общего объема куриных яиц. Половина всей ее продукции реализуется в крае, 40% продается на Дальний Восток и в другие восточные регионы, а 10% – в западные. Однако оборудование фабрики сильно изношено и требует постоянных инвестиций, чтобы не просто удержаться, но и успешно конкурировать на рынке.

«КНП и Бархатовская птицефабрика – это значимая часть рынка, и мы бы не хотели, чтобы они проигрывали конкуренцию бизнесу. Продажа этих предприятий повысит их конкурентоспособность, они смогут развиваться дальше, обеспечивая самый качественный сервис для жителей. Но при этом власти, безусловно, будут следить за тем, чтобы на территориях, где нет альтернативы КНП, социальные функции компании сохранялись, – считает председатель комитета по экономике и налоговой политике Заксобрания края Егор Васильев. – Заксобрание будет очень внимательно изучать процедуру продажи и возможные действия правительства, но сегодня это решение выглядит целесообразным».

Аэропорт как доказательство

У Красноярского края между тем есть богатый опыт приватизации непрофильного государственного имущества. К примеру, после продажи 100% акций племзавода «Шуваевский», который переживал кризис и не мог конкурировать с другими свинокомплексами края, предприятие вошло в ЗАО «Свинокомплекс «Красноярский». Новый собственник провел модернизацию производства и добился высокой рентабельности. За несколько лет свинокомплекс стал основным производителем свинины в регионе – в 2021 году здесь планируют произвести более 53 тысяч тонн мяса.

Но самый яркий пример успешной приватизации – это красноярский аэропорт.

Терминал аэропорта Красноярск
Благодаря приватизации аэропорт Красноярск получил новый комфортный терминал

Несколько лет назад край продал 51% своих аэропортовых акций профильному инвестору. В результате был построен терминал, который считается сегодня одной из лучших воздушных гаваней России.

«Ранее 100% акций аэропорта принадлежали краю. На тот момент это был устаревший провинциальный аэровокзал, который совершенно не отвечал требованиям к международному авиаузлу. Мы пошли на приватизацию контрольного пакета акций, и результат налицо», – рассказывает Юрий Лапшин.

Примечательно, что, по его словам, преображение аэропорта только в самом начале.

Самолет на полосе
Авиаузел будет развиваться и дальше. Фото Олега Кузьмина

«Это лишь начало пути. Принято соглашение с «Росавиацией» о существенном увеличении полетов, и мы убеждены, что необходимо обеспечить продолжение модернизации аэропорта. Есть компании, которые готовы к реализации своих проектов в аэропорту Красноярск, например, «Аэрофлот», «Волга – Днепр», «Роснефть». 

Мы самым серьезным образом рассматриваем дальнейшую приватизацию его акций, чтобы происходило поступательное развитие аэроузла», – отмечает председатель правительства.

Точно так же власти надеются и на успешное будущее развитие «Красноярскнефтепродукта».

По какой цене будет продаваться на рынке пакет акций КНП, станет известно на торгах после предварительной рыночной оценки. Прогнозный план приватизации краевого имущества на 2022 и плановый период 2023–24 годов будет внесен в Заксобрание до конца недели.

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Депутаты ЗС поздравили работников сельского хозяйства 3 декабря в Красноярске состоялось мероприятие, приуроченное ко Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Председатель Заксобрания…

Как QR-коды влияют на новогодние корпоративы Меньше чем через месяц наступит главный праздник – Новый год. И, как обычно в начале декабря, красноярцы задумываются о проведении новогодних корпоративов…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»