В Законодательном Собрании Красноярского края прошли публичные слушания по вопросу «Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2020 год». В них участвовали представители Красноярского края в Федеральном Собрании РФ, краевые депутаты, члены регионального правительства, главы территорий. По итогам слушаний будет принят проект резолюции, который после доработки утвердит сессия 8 июля.
Мероприятие началось с приветственного слова председатель краевого парламента Дмитрия Свиридова.
«Несмотря на ухудшение внешнеэкономических условий, введение ограничительных мер для бизнеса и населения, предоставление внушительного объема налоговых льгот и преференций, доходы краевого бюджета выросли на 3,5 млрд рублей и составили 288,7 млрд рублей», – отметил спикер.
По сравнению с 2019 годом расходы краевого бюджета выросли на 39,7 млрд рублей за счет увеличения средств федерального бюджета.
Достижением 2020 года стало снижение госдолга на 4,6 млрд рублей.
Первым докладывал министр экономики и регионального развития Егор Васильев. Говоря об основных итогах социально-экономического развития края в 2020 году, он отметил, что на экономику края повлияли основные внешние факторы и ограничения (состояние мировой и российской экономики и товарно-сырьевых рынков, налоговая политика, параметры инфляции, динамика обменного курса рубля), а также внутренние – демографические тенденции, региональная бюджетно-налоговая политика.
Свои коррективы внесла и коронавирусная инфекция. Так, по словам Егора Васильева, общий объем промышленного производства в 2020 году снизился на 10%, снизились показатели в машиностроении, лесной отрасли и добывающей промышленности. Несмотря на трудности,
край остался в десятке регионов России с лучшими промышленными показателями.
Регион также находится в десятке ведущих субъектов страны по валовому региональному продукту, который составил 2,5 трлн рублей.
В 2020 году наблюдалось снижение деловой активности, объема платных услуг и промышленного производства, занятости, пассажиропотока и некоторых других показателей. Но благодаря деятельности крупных краевых предприятий темпы роста реальной заработной платы не уступали уровню 2019 года, а ее реальный рост составил 4,5 процента. Кроме того, в прошлом году была проиндексирована на 3% зарплата работников бюджетной сферы края, а отдельным категориям бюджетников на 10% увеличены фонды оплаты труда.
Помимо этого, были зафиксированы рекордные за всю 86-летнюю историю края показатели в сельском хозяйстве.
Егор Васильев отметил инвестиционную активность, отметив, что она станет основным фактором экономического роста. Так, в 2020 году, несмотря на пандемию, объем инвестиций увеличился на 4,8% и составил 478,6 млрд рублей.
Красноярский край формирует более четверти всех инвестиций Сибири.
Кроме того, край вошел в пятерку наиболее инвестиционно привлекательных регионов страны и в десятку субъектов РФ по социально-экономическим показателям.
Далее министр финансов Владимир Бахарь выступил с докладом, посвященным особенностям исполнения регионального бюджета в 2020 году. По его словам, бюджет 2020 года определяли высокая степень неопределенности экономической ситуации в связи с пандемией, а также снижение деловой активности бизнеса и населения.
В региональный бюджет в 2020 году поступило 28,1 млрд рублей из федерального бюджета, из них 16 млрд рублей пошли на борьбу с пандемией.
Из краевого бюджета на эти цели ушло почти 9 млрд рублей.
Основным направлением расходов стали нацпроекты, на реализацию которых в 2020 году было направлено 26 млрд рублей. Более 80% средств были сконцентрированы в рамках региональных проектов, направленных на реализацию четырех национальных проектов: «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Здравоохранение», «Жилье и городская среда».
Также значительные средства пошли на социальную поддержку и развитие территорий.
Затем председатель Счетной палаты края Дмитрий Воропаев докладывал о выполнении краем обязательств, принятых в 2020 году, в полном объеме. Аудитор отметил ускорение инфляции, обострение ситуации в сфере занятости и снижение отдельных экономических показателей в качестве негативных последствий пандемии. Между тем, ограничения не снизили темпов развития сельского хозяйства, капитального строительства и реализации инвестиционных проектов, благодаря возросшей поддержке из федеральной казны, реструктуризации бюджетных кредитов, наращиванию налогового потенциала и повышению эффективности бюджетных расходов.
По словам Дмитрия Воропаева,
несмотря на сложные социально-экономические обстоятельства, в 2020 году региону удалось обеспечить эффективное исполнение бюджета и финансовую устойчивость.
Далее в ходе публичных слушаний выступил сенатор Российской Федерации Валерий Семенов. Он рассказал о взаимодействии Красноярского края с федеральными органами государственной власти при формировании и исполнении бюджета. Валерий Семенов отметил, что актуальной задачей региона остается увеличение собственной доходной базы. Он также обратил внимание на поступления в бюджет края от налога на прибыль организаций, призвав региональное правительство расширять этот вид доходов.
Первый заместитель Главы города Красноярска и руководитель департамента финансов Роман Одинцов рассказал об опыте снижения муниципального долга и повышения долговой устойчивости муниципального бюджета. В 2017 году госдолг краевой столицы достиг 17 млрд рублей, но уже сегодня он составляет порядка 9 млрд рублей.
Такой результат стал возможным благодаря взаимодействию с краевыми и федеральными органами власти.
Глава Тюхтетского муниципального округа Геннадий Дзалба отметил, что 2020 год был необычным для органов местного самоуправления Тюхтетского района в связи с преобразованием в муниципальный округ. При принятии решения об объединении учитывалось и то, что в муниципальном округе будет один консолидированный бюджет. В 2020 году в данном муниципальном образовании было 9 бюджетов, от 40% до 60% расходов которых были связаны с содержанием местных сельских администраций.
«А жителям хочется, чтобы у них строились и тротуары, и дороги, и водопровод, но возможностей при таком бюджете слишком мало. Например, сельские поселения не могут участвовать в краевых и федеральных программах, у них для этого просто не хватает средств на долевое софинансирование», – отметил он.
Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Натаров выразил обеспокоенность тем, насколько устойчивы муниципальные бюджеты и какова эффективность расходования бюджетных средств. По его словам, эти два показателя также влияют и на доверие населения к власти. Он предложил краевому правительству скорректировать финансовую структуру бюджета Красноярского края.
Глава Абанского района Галина Иванченко поделилась опытом того, как район в прошлом году работал в сфере земельно-имущественных отношений. В 2020 году в Абане наряду с другими девятью территориями края была внедрена государственная межведомственная информационная система централизованного учета объектов земельно-имущественного комплекса Красноярского края (ГМИС). Сейчас продолжается активная работа в ГМИС при поддержке разработчика программы и министерства финансов края. Полный переход на автоматизированный учет планируется во 2 полугодии 2021 года.
Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин в своем выступлении обозначил различные задачи, в числе которых комплексное развитие сельских территорий, благоустройство городов, борьба с бедностью, повышение самодостаточности субъектов России. По его словам,
региональный бюджет должен отражать как стратегии, так и реальные проблемы жителей территорий.
Председатель комитета по бюджету и экономической политике Владимир Чащин подчеркнул, что при участии депутатов Законодательного Собрания были подготовлены и реализованы несколько срочных пакетов мер, направленных на борьбу с пандемией, социальную поддержку граждан и восстановление краевой экономики. В том числе законопроекты «О патентной системе налогообложения», «Об установлении на территории края налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков».
Также депутаты приняли ряд законов, направленных на развитие инвестиций: «О реализации отдельных положений Налогового кодекса РФ в отношении региональных инвестиционных проектов», «О внесении изменений в Закон края «О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет края, для отдельных категорий налогоплательщиков», «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона края «О налоге на имущество организаций».
«Мы все ответственны за судьбу Красноярского края и улучшение качества жизни наших граждан», – отметил депутат.
В завершении слушаний председатель Законодательного Собрания Дмитрий Свиридов, сообщил, что проект резолюции будет доработан с учетом поступивших замечаний и предложений и утвержден на ближайшем заседании сессии Законодательного Собрания.