Комиссия по городскому самоуправлению горсовета Красноярска не поддержала законопроект о внесении изменений в статью краевого закона, который определяет порядок выборов главы города. Однако и неподдержанный проект на сессии рассмотрят все равно.
Забавно, что коронавирус (а точнее, плохая связь в режиме видеоконференции) также немного вмешался во всю эту политику.

Заседание комиссии транслировалось онлайн, большинство депутатов участвовали в нем в режиме ВКС.
Вопрос о выборах мэра (а если точно, вопрос с тремя «О»: «О проекте закона Красноярского края «О внесении изменений в статью 2 Закона края «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае») на заседании рассмотрели первым, хотя вначале он был в конце повестки.
С докладом вышел депутат Роман Крастелев. Он сообщил, что «вопрос известен всем», и перечислил минусы действующей системы выборов, когда за мэра не голосует народ, а решение, кого назначить главой города, принимает комиссия, рассматривая несколько кандидатур.
«Очевидно, что при таком назначении жители Красноярска абсолютно отодвинуты в сторону от процесса назначения власти, они могут следить за ним только по ТВ. Зачастую назначения происходят подковерно», – сказал Крастелев и, не называя имен, привел в пример «единственный» пока в истории Красноярска «случай», выборы главы города в 2017 году: «мы все помним, как готовились к избранию одного кандидата, а в срочном порядке за два дня появился иной, и горсовет сразу его утвердил».
Крастелев списал вину за изменения в выборной системе края на губернатора Виктора Толоконского, для которого, считает он, это стало «чуть не главной вехой в карьере».
«Приехал на пару лет, изменил законодательство и уехал», – сказал докладчик.
Он продолжил перечисление недостатков системы: по мнению депутата, избранный комиссией мэр «не знает нужд своих избирателей», а в решениях руководствуется «некими личными взглядами».
«Это могут быть взгляды каких-то урбанистов, с которыми удалось поговорить, пункты из журнала «Наука и жизнь», впечатления от поездки в заграничный город – но это не чаяния и желания горожан», – сказал Крастелев.
Он подчеркнул и такой минус действующей системы, как нарушение легитимности, поскольку население никого не избирает и не поддерживает сделанные без его участия назначения: «Отсюда протестные настроения и недовольство властью в целом».
Также Крастелев призвал не рассматривать законопроект как политический, поскольку партия власти в городах с прямыми выборами мэра все равно имеет большинство в органах местного самоуправления, и сказал, что «Единой России» при возвращении прямых выборов «бояться нечего».
Кроме того, депутат заявил, что благодаря различным акциям по изучению общественного мнения «оппозиционными партиями» он узнал, что 99,9% красноярцев «высказываются за прямые выборы главы города». А проведение выборов в единый день голосования, как это предписывает закон, не приведет к большим расходам.
Пара выступавших затем депутатов поддержали Крастелева, и началось самое интересное – голосование.
Всего в системе ВКС зарегистировались 28 депутатов. В процессе большинство успешно выдали свой голос, хотя из-за проблем со связью в зале порой звучали хрюканье и потусторонне-инопланетные звуки (что, в общем, понятно и знакомо всем в коронавирусную дистанционную эпоху).
Проблема возникла с голосованием Виталия Бондарева и Ирины Ивановой: связь отключилась в самый неподходящий момент. Депутаты попытались позвонить по телефону, но это, оказалось, не считается. Как заявила представитель экспертно-правового отдела,
«Голосование должно проводиться посредством дистанционной связи». А «по телефону – нет».
Председатель комиссии Александр Дроздов попытался было учесть голоса звонивших, однако другие участники полувиртуального собрания возмутились этим: «У меня вот не приняли голоса по телефону», – припомнила депутат Марина Малышева.
«На сессии не приняли, потому что это сессия», – возразили в зале. «Нет, на комиссии!» – парировала Малышева.
Тут в горсовет дозвонился депутат Дмитрий Власов, чтобы внести свою лепту в восстановление справедливости:
«Я не вхожу в комиссию, но раньше дозвон у меня не приняли. Двойные стандарты какие-то, коллеги!».
К счастью, спорный вопрос со связью разрешился: Бондарев и Иванова таки прорвались к микрофону и подключились по правилам. Дроздов подсчитал их голоса в самый последний момент.
Однако на положительное решение по законопроекту это не повлияло.
В итоге вышло, что поддержали законопроект о прямых выборах 14 человек, воздержались 10.
Депутат Самед Юсубов, который в ВКС зарегистировался, почему-то не проголосовал, а 3 народных избранника выступили против – это Николай Олюнин, Людмила Попова и Андрей Козиков (все – «ЕР»).
В итоге нужного числа голосов не набралось, и законопроект оказался не рекомендован комиссией к рассмотрению.
Депутаты затем устроили голосование по другому предложению, выдвинутому депутатом и вице-спикером Козиковым, – «Рекомендовать отклонить проект решения». Здесь расклад оказался примерно таким же, и решение «отклонить» тоже не приняли.
Что в итоге? Комиссия законопроект об изменениях порядка выборов мэра не рекомендовала,
но сессия горсовета все равно его рассмотрит, сообщил председатель комиссии Дроздов.
Так что будем с нетерпением ждать вторую серию.