Настя Кравченко, 18 лет. КГПУ им. В.П. Астафьева
Я учусь на воспитателя, но уже сейчас успела разочароваться в своем выборе. Во время практики мы ходили в детский сад, в котором одна из воспитательниц говорила о том, что ей все нравится, а другая сказала, что ей все равно и для нее главное — это зарплата, хотя получает она всего 15 тысяч рублей. На эти деньги даже квартиру-то толком не снимешь... В общем, пока учусь на воспитателя, но подумываю перевестись на другое направление.
До недавнего времени жила в общаге. Комнаты у нас рассчитаны на четверых человек, но отношения с соседками у меня не складываются, да и сама общага — не самая лучшая. Например, с тараканами мы там уже давно успели подружиться — это нормальное явление, тем более за 280 рублей в месяц. У нас типичная общага, разве что на этаже нет общей кухни — у нас все свое. Пить и курить нельзя, но естественно, как и во многих других общагах, можно всё, пока об этом не знает комéнда (комендант — прим. ред.).
Сейчас я решила ненадолго съехать на съемную квартиру, но в мае вернусь в общагу, потому что денег на съем квартиры тупо не хватает. Если бы не финансовые трудности, то в общагу бы я не вернулась — это точно.

Оля Сергеева, 19 лет. Институт архитектуры и дизайна СФУ
Я живу в съемной квартире, а не в общаге, потому что параллельно работаю тату-мастером и могу себе позволить снимать квартиру пополам с молодым человеком. Когда мы заезжали, то здесь, по сути, не было ничего — мы все покупали. Первое время у нас был лишь один матрац. Потом парень принес поддоны и мы сделали из них что-то типа стола. Мы снимаем двухкомнатную квартиру: в одной комнате живем, а в другой я бью тату, и в ней стоят всякие штуки для работы.
В месяц мы платим за квартиру 18 тысяч, в эту сумму входит оплата за электричество и воду. Особых запретов от хозяина квартиры нет, кроме того, что нельзя заводить домашних животных. Мы живем на первом этаже, и иногда соседи сверху жалуются на то, что у нас громко играет музыка. Это странно, потому что мы их вообще не слышим.
Первое время вообще было сложно привыкать жить самостоятельно. У меня очень заботливая мама и такие мелочи, как всегда приготовленная еда и постиранная одежда избаловали. Мама всегда везде убиралась, и для меня было шоком, что кухня грязнеет и у ванны может быть еще какой-то цвет, кроме белого — дома я просто этого не замечала.

Несмотря на то, что мы здесь вроде как обжились, как дома здесь я себя не чувствую. Все-таки для меня дом все еще остается там, где я когда-то жила с родителями, хотя и съехала от них полтора года назад.
Артем Игнатенко, 22 года. Институт горного дела, геологии и геотехнологий СФУ
Первое время я жил у сестры, потому что не смог получить комнату в общаге — мест тогда не было. Потом от сестры пришлось съехать, месяц пожить в Черемушках, а потом зимой меня всё же заселили в общагу на место одного отчисленного студента.
Изначально я не особо поладил с парнями, с которыми жил в одной комнате, поэтому переехал в другую. И здесь как-то обжился. Что касается бытовухи, то раньше можно было в комнатах готовить, а сейчас нам сделали общую кухню, но там иногда может плитка не работать или еще что-нибудь. Стираю я обычно на руках, потому что на всю общагу всего три стиральных машинки.
Здесь не слишком жесткие порядки. Если раньше в общагу могли не пустить посреди ночи, то недавно вышел указ, по которому двери для студентов открыты круглосуточно. Но перед тем как запустить, тебя всё равно непременно поругают, я это называю синдромом вахтерши. А вообще, общага у нас маленькая и все, как одна семья — друг друга хорошо знают, поэтому отношения очень теплые.
