Продуктовый ретейл – из тех рыночных сегментов, которые наиболее чувствительны к внешним переменам. Рядовой гражданин, посещающих магазины, на тяжести быта реагирует непосредственно. Выросли цены, подскочила «коммуналка», снизили зарплату, труднее стало найти работу – все это немедленно отражается на способности потреблять.
Ну а ретейлеры как бойцы передней линии фронта падение потребительского спроса ощущают так же: непосредственно и сразу. Отсюда – перестройка рынка, уход наименее стойких, рождение и развитие новых тенденций.
Об ушедших и уходящих
По данным агентства Marketmedia, в России сегодня работает около 1000 торговых продуктовых сетей. Цифра только на первый взгляд кажется внушительной. Она включает в себя и мелкие региональные сети, чьи магазины работают в формате «У дома», и международных гипермонстров типа «Ашана».
Но если мелких сетей на город-миллионник может приходиться пара-тройка десятков (два магазина – уже сеть), то федеральная сетка гипермаркетов «О’кей» может быть представлена двумя точками, питерская «Лента» – пятью, а французская «Ашан» – и вовсе одним (так в Красноярске). При этом общее статистическое число никак не отражает разницы в форматах: здесь, как сказано, и магазины «У дома», и супер- и гипермаркеты.
По данным того же агентства, уже в первые пять месяцев уходящего года (более поздней статистики не нашел) рынок покинули 20 сетей – более 500 магазинов.
Всего же в 2016–2018 годах ушли 150 сетей. Среди них немало региональных.
Нередко их площади занимают более крупные игроки – такие, например, как X5 Retail Group, ежемесячно открывающая до двух сотен «Пятерочек» в регионах. И тенденция к «зачистке регионов» сохраняется.
Опять же, все названные цифры – средняя температура по больнице. Кто ушел и насколько велики потери? В числе тех, что по крайней мере на слуху (в нашем регионе их не было), столичный «Седьмой континент» – его собственники ныне активно сдают площади в аренду, – и питерская «Нетто»… Аналитики федеральных агентств свои статданные иллюстрируют в основном примерами, значимыми для потребителей европейской части России.
Нам интересно – кого потеряли мы, кого продолжаем терять и так ли уж серьезны эти потери?
Закрылась сеть магазинов «Балтийский» (Железногорск), состоявшая из восьми филиалов. С рынка Красноярска ушла сеть магазинов «Десятка». Наверное, есть смысл упомянуть и покинувшую сибирский рынок сеть гипермаркетов «Поляна» – в Красноярске этих магазинов не было, но были в Ачинске и в географически дружественном Абакане.
А упомянуть уместно потому, что освободившиеся площади в Абакане теперь занимает красноярская сеть «Командор». Командорская поступь видна и слышна и в Железногорске: в помещениях бывшего «Балтийского» разместились магазины «Хороший» (дискаунтер «Командора») и собственно «Командор».
Вернемся, однако, к ушедшим и уходящим: почему? Причины разные, и не всегда конъюнктурные. Бизнес делают люди, им свойственно ошибаться. Почему, например, «сохнет» Rosa, начиная закрывать свои магазины? Казалось бы, сдобренная росой нового формата свежая трава даже на фоне сдерживания потребительского спроса должна зазеленеть: состоятельных людей не убавилось, «эксклюзивный продукт» для многих маркер, на него, грубо говоря, «ведутся».
Проблема, однако, в том, что громкая и вроде бы убедительная заявка ожиданий не оправдала.
Говорящие витрины и превосходный дизайн – все-таки антураж, нуждающийся в наполнении таким же убедительным содержанием. Эксклюзивные товары занимали полки магазинов сети недолго. Скоро они уступили место рядовым продуктам, присутствующим на витринах почти любого супермаркета, но ценник остался прежним. Продавать дороже то, что потребитель может купить дешевле, как минимум недальновидно.
«Просто так дополнительную маржу не заработаешь, – коротко и емко прокомментировал мне ситуацию с сетью Rosa один из ретейлеров. – Дополнительная премия должна основываться на дополнительном сервисе, нестандартном товаре… свое лицо должно быть!».
А еще, по слухам, проблемы у сети усугубились благодаря тому, что поссорились между собой соучредители. Что ж, ситуация знакомая и стандартная не только для российского бизнеса. Паны дерутся – покупатели несут кошельки в другие кассы.
По тем же слухам, и в заправочной сети «25 часов», делящей холдинг с продуктовой сетью, дела далеко не так хороши, как были пару лет назад. И там, и там есть задержки зарплаты, нарастает недовольство персонала.
«Бойтесь данайцев, дары приносящих!»
Конкурировать надо уметь. В том числе – откликаясь на меняющийся потребительский спрос и предлагая новые форматы, не убирая старые. Один мой знакомый гастроном, активно интересующийся качественными продуктами, говорит:
«Ненавижу словосочетание «продовольственный дискаунтер»! Как можно экономить на качестве в пользу цены? Они же обманывают покупателя, выдавая за продукт то, что должно называться другим словом и лежать в другом месте, уж никак не на прилавке и на витрине!»
Я его понимаю. И понимаю, с каким именно дискаунтером он познакомился.
Есть такой формат – жесткий дискаунтер. Даже работая именно в этой нише, не все себя так, по-честному, позиционируют. Стесняются, что ли? На деле жесткий дискаунтер представляет собой магазин (сеть, конечно: в одиночку в этой позиции не выживешь), экономящий в первую очередь на качестве товара. Хотя декларируется иное: сокращение издержек за счет прямых контактов с поставщиком, малоизвестные, но проверенные производители, простой ассортимент товаров…
Прямые контакты с поставщиками сводятся, например, к такому вот диалогу – это из жизни, не придумано. Продавец – ретейлер, владелец сети магазинов-дискаунтеров, ставит поставщику условие: «Рыбные консервы на выходе (т. е. уже с торговой наценкой! – Г.В.) должны стоить не дороже 37 руб. за банку!» Поставщик: «Помилуйте, это ж сплошные кости в банке будут!» Продавец, усмехаясь: «Купят, куда денутся! Кризис на дворе…» И поставляют. И покупают.
По рассказу одного из экспертов, находящегося в рынке и потому попросившего его не называть, когда запускалась сеть продовольственных магазинов низкой цены «Светофор», авторы проекта рассчитывали максимум на 2,5% общей покупательской массы. Но грянул кризис, резко снизилась покупательская способность, и рядом с бомжами и маргиналами в очередь к кассам «Светофора» встали вполне респектабельные пенсионеры, а то и вполне работоспособные граждане.
Качество для них – вопрос второй. Первый – цена.
«Правильный» дискаунтер – тот, который экономит не на качестве продукта, а на процессах, не ведущих напрямую к пользе для покупателя: логистика, реклама, дизайн, а вовсе не электроэнергия (холодильники-то должны работать!) или воспитание персонала. Хамить покупателям – это во многих наших дискаунт-центрах признак корпоративного стиля.
Новые тренды
«Если серьезно относиться к бизнесу, давно уже следовало бы прочесть: конкурируют в ретейле не прилавки-витрины – конкурируют цепочки поставок, – говорят эксперты. – Если ты со своими контрагентами выстраиваешь только тендерную систему – «дешевле-дороже», а не входишь вовнутрь, не вникаешь в их проблемы, твой бизнес недолговечен».
Следующий этап, и тоже хрестоматийный, – конкуренция платформ. Это когда в общем процессе участвуют не только компании, непосредственно завязанные на продажи (производители, поставщики, продавцы), но и сопутствующие: рекламные, пиаровские, интернет-провайдеры, создающие и сопровождающие приложения.
Один из «родовых признаков» конкуренции платформ нам, впрочем, известен достаточно давно. Автозаправочные комплексы открывают мини-маркеты и успешно конкурируют с ближайшими «суперами»: они могут позволить себе продавать шоколад, кофе, снеки, напитки, это же непрофильный товар.
А продуктовые магазины беззастенчиво встраивают в товарную линейку бытовые и хозяйственные товары, продукты для животных, а гипермаркеты – даже автоаксессуары.
С другой стороны, в тренде – узкая специализация. Все более востребованными становятся магазины, специализирующиеся на одной товарной позиции или нескольких близких: рыба и морепродукты, мясо, сыры, деликатесы…
Еще один тренд, который отмечают эксперты, – мультиканальность. Чтобы купить, теперь совсем не обязательно идти в супермаркет. Можно «сходить» в интернет – и, не сходя с дивана, получить требуемое. Интернет-конкуренция уже свела с ума крупнейшие сети США – мы идем с запозданием, но и нас этой чашей не обнесут.
Взять нельзя вернуть
Как сказано в начале, продовольственные сети – сегмент уязвимый. Ретейлерам приходится все время держать ухо востро, отслеживать тенденции. И внимательно следить за тем, какие новые ростки пробиваются на законодательном поле.
В минувшем ноябре в Госдуму внесен законопроект №364444-7, ограничивающий право ретейлеров возвращать поставщикам непроданную продукцию. Не стану вдаваться в подробности, главное – закон (документ, конечно, станет законом) осложняет жизнь продавцам и усложняет их отношения с поставщиками и производителями продукции, лишает гибкости в подходах.
Грубо – чтобы избежать явных потерь, лукавить теперь придется и тем, и другим.
Вот как комментирует законопроект известный российский специалист по налогообложению Владимир Туров на своем сайте:
«Вроде бы законопроект преследует благие цели: сделать так, чтобы поставщики могли спокойно производить и поставлять товары, чтобы торговые сети не давили на поставщиков… Пусть торговые сети сами думают, что делать с товарами, которые испортились, а не мучают поставщиков возвратами и не заставляют компенсировать расходы, связанные с утилизацией. Но действительно ли это «благая весть»? С одной стороны, мы поддержим производителей… С другой стороны, я боюсь, что в магазинах начнет продаваться просроченная продукция… Хорошо это или плохо, я не знаю…».
И я не знаю.
Геннадий Васильев