В красноярском публичном пространстве то и дело горячо обсуждают – и осуждают – очередное введение в городе режима неблагоприятных метеоусловий, который с посыла прессы стало модно называть режимом «черного неба». Слыша этот термин, многие уверены, что в такие дни власти предупреждают о ситуации, при которой на улице становится трудно дышать.
Между тем, по словам экспертов, посыл этот в корне неверен, а режим НМУ как раз призван в периоды безветрия сохранять небо над городом относительно чистым.
Председатель регионального отделения Российской экологической партии «Зеленые» в Красноярском крае Сергей Шахматов объясняет это явление так: «НМУ – это метеорежим, при котором рассеивание загрязняющих веществ в атмосфере, особенно в приземном слое атмосферного воздуха, несколько затруднено, из-за чего могут возникнуть серьезные концентрации в приземном слое определенных загрязняющих веществ».

«НМУ – явление, связанное с возникновением инверсионного распределения температуры над городом или какой-то другой территорией, – рассказывает кандидат технических наук, старший научный сотрудник СФУ Сергей Михайлюта. – Явление это может произойти где угодно, но особенно часто возникает в районах с котловинным характером, например, над угольными разрезами. И поскольку Красноярск характеризуется сложным рельефом, то здесь довольно часто возникает инверсионное распределение температуры, которое не дает загрязняющим веществам подниматься вверх – из-за этого они скапливаются и висят на различной высоте».
Как и любое метеорологическое явление, НМУ прогнозируется заранее.
В Красноярском крае такими полномочиями наделено Среднесибирское УГМС.
«Если прогноз соответствующий, о введении режима НМУ ставятся в известность предприятия, в ведомственных томах которых предусмотрены мероприятия по снижению выбросов в такие периоды. Другими словами – чтобы не усугублять состояние атмосферы в то время, когда рассеивание загрязняющих веществ затруднено, предприятиям заранее дается команда снизить выбросы», – сказал Шахматов.
При этом, как и любой прогноз, предположения синоптиков о наступлении режима НМУ могут и не оправдаться.
«Вообще-то оправданность прогнозов везде составляет примерно 60%. Прогноз погоды – сложная задача, и то, что он не сбывается – нормальное рядовое явление», – говорит Михайлюта.
Михайлюта посетовал, что
в прессе для обозначения режима НМУ часто используется термин «черное небо», который фактически подменяет понятия.
«Неблагоприятные метеоусловия – это звучит сложно, вот журналисты и придумали «черное небо». При этом по факту небо в этот период может быть и серым, и голубым – каким угодно. Общество охотно реагирует, как правило, на устрашающие аллегории и ярлыки. Люди не очень любят задавать вопросы и довольствуются яркими образами», – сказал Михайлюта.

Загрязнение атмосферы Красноярска – комплексная проблема
«Отдельные журналисты, не разбираясь в тематике, начали говорить, что режим черного неба – это режим, который специально вводится под повышенные выбросы отдельных предприятий в Красноярске. То есть, проще говоря, начали вводить в заблуждение жителей», – сетует Шахматов.
При этом, по его словам, в загрязнении воздуха в городе неправильно винить одни лишь промышленные предприятия, деятельность которых нормируется с помощью режимов НМУ.
«Проблема уровня загрязненности атмосферы комплексная. Достаточно серьезные объемы выбросов дают передвижные источники – автотранспорт. Нужно учитывать и автономные источники теплоснабжения, на которые в последние 10 лет перешел почти весь малый и средний бизнес. По нашим подсчетам, в городе их около 2 тысяч, высота труб у таких источников низкая, они являются основными загрязнителями в жилых зонах.
Почти никак не исследовано влияние выбросов от печного отопления. В Красноярске около 6 тысяч домохозяйств в частном секторе, которые имеют по 1, а то и по 2–3 источника. И, наконец, немалый вклад дает вторичное загрязнение – это вся та пыль и грязь, которая лежит на улицах и поднимается ногами людей и колесами машин», – сказал Шахматов.

На промышленные предприятия в городе приходится треть выбросов
«По нашим оценкам, треть выбросов приходится на долю промышленных предприятий, 30% – на долю передвижных источников и еще треть – на неучтенные автономные источники теплоснабжения, печное отопление и вторичное загрязнение», – добавил Шахматов.
Михайлюта подчеркивает, что решением задач, связанных с атмосферным воздухом в Красноярске, должны заниматься профессионалы исходя из своих специфических знаний.